Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Оценка 4.9

Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Оценка 4.9
docx
30.10.2021
Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Чистова урок Бородино.docx

Филиал ЦМШ «Балтийский» города Калининграда

преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории Чистова Е.А.

Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

 

Тема:  М. Ю. Лермонтов  «Бородино»

                                                                                                       Недаром помнит вся Россия

                                                                                                      Про день Бородина!

 М.Ю. Лермонтов

                                                                                                                                                        

Цель: знакомство учащихся с краткой биографией  М.Ю. Лермонтова  и его стихотворением  « Бородино»,  патриотическим  пафосом произведения

1.  Оргмомент   (слайд № 1)

2.       - Сегодня мы начинаем изучать новый раздел – «Русская литература XIX века», в котором будем  читать и обсуждать, анализировать произведения великих русских писателей: Лермонтова, Тургенева, Гоголя, Толстого. (слайд № 2)

3.      - Скажите, пожалуйста, чем может гордиться человек, проживший жизнь? (Своими делами, поступками, наградами, достойно прожитой жизнью)

4.      – А бывает так, когда что-то является  предметом гордости  всего народа? (Великие события, герои, славная история)

5.      Наша сегодняшняя задача - ознакомиться с биографией  М.Ю. Лермонтова и начать изучать его стихотворение  «Бородино», с которым мы продолжим работу на последующих уроках. Мы постараемся разобраться, что в этом произведении главное.

6.                  Запись темы, эпиграфа (слайд № 3)

Рассказ о жизни и творчестве поэта (Примерный рассказ заранее подготовленного ученика: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) - русский поэт. Родился в семье офицера, воспитывался бабушкой.

 В биографии Лермонтова Михаила Юрьевича после домашнего образование началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения.. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

 Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение Лермонтова «Смерть поэта» был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ поэт на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано стихотворение «Бородино» к годовщине сражения.

 Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

 Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией  журнала «Отечественные записки». За дуэль с  Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.

 

 Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Произведения Лермонтова «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Маскарад», «Демон», «Узник» считаются одними из лучших. (слайд № 4)

 В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись шуткой поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли Лермонтов погиб.)

-  Мы с вами узнали о том, что жизнь Лермонтова  была коротка и трагична, но богата творческими свершениями. Поэт оставил своим потомкам богатейшее литературное наследие. Стихотворение «Бородино» было  создано  в 1837 году, к  25-летию со дня Бородинской битвы. А в этом году, вы это  знаете, наша страна отметила 200-летие со дня этой величайшей битвы.  О том, каким было Бородинское сражение, мы вели уже речь на классном часе, вспомним эти события

(Примерный рассказ ученика: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск, пока, наконец, не остановились около села Бородино в 110 верстах от Москвы. (слайд № 5)

Настроение русских было самое боевое, прозвучали слова  «Отечественная война».  Пред  генеральным  сражением в русской армии, которой командовал Михаил  Илларионович Кутузов, отслужили торжественный  молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божией  Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решится судьба Москвы, а значит, России (слайд № 6)

Потери русских составили 45,5 тыс. человек,  французов - около 58 тыс. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов  - вся гвардия 19 тысяч.  Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «за» и «против»,  желая сохранить армию, Кутузов  приказал отступить к Москве. В то же время Бородино подломило моральный дух наполеоновской армии,  пошатнуло в ней уверенность в победе. Наполеону пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наибольший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми!»)

- Да, ребята, русские сумели доказать, что непобедимы, и это признал Наполеон. (слайд № 7)

- А почему прозвучали слова «Отечественная война»? Давайте подберем и запишем однокоренные слова  (Отечество, Отчизна, отец, отчество). Значит, русские сражались за свою Родину, отечество, защищали самое дорогое, честь своих предков и жизнь своих близких.

- Бородино – достойное место,  славное в истинном значении этого слова. (слайд « 8)

Каждый год в первое воскресенье сентября  на Бородинском поле проводится  шикарное театрализованное зрелище  –  реконструкция сцен Бородинской битвы.  Целый год люди готовят костюмы, планируют порядок действий, воссоздают военные атрибуты тех лет, чтобы на один день  повернуть историю вспять.

- Для чего? (Память  –  вот что отличает  человека.  Без прошлого нет будущего.)

 -(слайд № 9) Посмотрим на изображение Спасо-Бородинского монастыря. Его основательницей была женщина, Тучкова Маргарита Михайловна. Несколько дней проведя в безуспешных  поисках убитого в Бородинском сражении мужа, Тучкова решила на месте битвы построить церковь. Громкая слава Бородино и горечь родственников   тех, кто навсегда остался на поле,  привели к тому, что с маленькой церкви разрослась  Спасо-Бородинская община. Именно здесь, в гостинице при монастыре, Лев Николаевич Толстой  писал некоторые главы  своего романа «Война и мир», исхаживая десятки километров по местам сражений. И, может быть, задумавшись о сюжете романа, великий писатель  слышал грохот канонады, кто знает…

Монастырь интересен именно тем, что рядом нет других построек, только каменные стены и купола собора притягивают взгляд среди простоты русской природы. Тишина, спокойствие и память на долгие века.

В памяти народа бережно хранятся воспоминания  о героическом прошлом нашего Отечества, это литературные и музыкальные произведения, памятники.

- Давайте обратимся к стихотворению (исполнение произведения мастером художественного слова Андреем Львовичем Ургантом)

- Какие чувства вы испытывали, слушая Лермонтовские  строки?

(Гордость за наших  предков, уважение к их подвигу, желание быть похожими на них)

- Обратим внимание на то, как построено стихотворение?  (в форме диалога)

- Кто участвует в этом диалоге? (Старый солдат и его племянник)

- Сколько строф занимает стихотворение?  (14)

- Сколько из них занимает рассказ солдата? (13)

- Почему? (самое главное – рассказать о величайших событиях)

- Как,  по- вашему,  выглядит старый солдат?  (старый  бывалый солдат, серые волосы, усы, может быть, шрамы. Выражение лица задумчивое, он добрый, сильный удалый как и много лет назад. Пожилой человек до сих пор помнит все, что было когда-то: и полковника,  и солдат, и товарищей)

- Как он ведет повествование? (Неспешно, он вспоминает без ложного пафоса)

- О чем солдат вспоминал с воодушевлением, радостью, а о чем - с болью

(работа с текстом: с воодушевлением – о русской доблести:

Изведал враг в тот день

Немало, что значит русский бой удалый…

С горечью - о погибших товарищах:

Тогда считать мы стали раны…

Слуга царю  - отец солдатам…)

- Почему рассказчик почти не произносит «я»,  а рассказывает от лица всех героев Бородина, постоянно говоря   «мы», «нам»?  (Потому что сражались все храбро, от всех солдат, от всего русского, народа зависела судьба России)

- Значит, кто настоящий защитник Родины?

(Простые солдаты, простой народ)

- Итак, в чьих руках судьба Родины? (в руках русского народа,

 хорошо понимающего, за что он борется)

- Русские солдаты горячо любили свою Родину, были готовы, не жалея, отдать за нее жизнь. Как называется такое качество? (патриотизм) запись в тетради: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (слайд № 10)

- До Лермонтова поэты в стихах о Бородине прославляли не простых солдат, а царя и полководцев, о солдатах  даже не упоминалось.

Например, в стихотворении поэта Быкова «Бородино» мы читаем:

Я зрел поля Бородина

Сей памятник российской славы

Благоговейте,  времена,

Цари, народы и державы.

На сих полях кровавый бой

Решил судьбу полувселенной,

На них пал галлов грозный строй

Пред тобой благословенный.

 

 - «Грозный строй» наполеоновской армии падает ниц перед  царем. Почему  отступили басурманы в стихотворении Лермонтова?

 (они наткнулись на решимость русских солдат, все русские солдаты были готовы   стоять до конца)

- Какие качества превращали этих людей в могучее, лихое племя? (героизм, отвага, верность Родине)

- Русские солдаты мужественные и героичные люди. А какие они в обычной жизни?

Какие их качества мы можем отметить?

(Добрые и мирные люди, например,   эпизод перед сражением:

Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка,  брат мусью!)

- Мы уже сказали о том, что стихотворение – рассказ старого солдата о Бородинской битве, его судьба связана с судьбой целого народа, страны. Давайте попробуем выяснить, что в стихотворении главное, и запишем выводы в тетради: (слайд № 11)

·          Раскрытие мыслей и чувств простых солдат

·          Размышления о роли простого народа   и о значении Бородинской битвы

·         О судьбе личности и возможности ее соединения  с целым народом, о том, что такое настоящие люди и какой ценой добывается слава

- В стихотворении рассказывается о событиях 200-летней давности, и написано оно так давно, почему же нас и теперь  волнуют чувства участников этих событий?  Почему во время Великой Отечественной войны  защитников Москвы от фашистских полчищ воодушевляли лермонтовские слова « Ребята, не Москва ли за нами?» Что в стихотворении «Бородино» такого, что оно живет и будет жить?

Творческая работа 4 – 5 мин.  (В стихотворении Лермонтова «Бородино»  главное – мысли и чувства старого солдата, это мысли и чувства всего русского народа, который отстоял Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность отдать за не жизнь объединила всех воинов, придала им богатырские силы и вдохновила на подвиг. Это произведение вечное, потому что в нем повествуется  о вечных человеческих ценностях:  о любви  к Родине, о преданности к своему Отечеству и народу.)

 

 Домашнее задание:  Выразительное чтение стихотворения «Бородино», ответы на вопросы с. 132 (Коровина В.Я. М., 2021)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Филиал ЦМШ «Балтийский» города

Филиал ЦМШ «Балтийский» города

Во время кавказской ссылки творчество

Во время кавказской ссылки творчество

Родину, отечество, защищали самое дорогое, честь своих предков и жизнь своих близких

Родину, отечество, защищали самое дорогое, честь своих предков и жизнь своих близких

Как он ведет повествование? (Неспешно, он вспоминает без ложного пафоса) -

Как он ведет повествование? (Неспешно, он вспоминает без ложного пафоса) -

Грозный строй» наполеоновской армии падает ниц перед царем

Грозный строй» наполеоновской армии падает ниц перед царем

Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2021