Урок по теме "Движения вод Мирового океана"
Оценка 4.9

Урок по теме "Движения вод Мирового океана"

Оценка 4.9
doc
25.02.2020
Урок по теме "Движения вод Мирового океана"
урок по теме Движение вод в океане.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Калининская школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

 по теме «Движение вод в океане»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Разработала:  учитель географии 

                                                                                          Юферова И.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 - 2018 учебный год

Тема: «Движение вод в океане».

Цели урока:

 

Ø сформировать знания о видах движений воды в океане, в том                        числе о ветровых, цунами, приливно-отливных течениях;

Ø развивать умение выделять причинно-следственные связи;

Ø воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Оборудование : компьютер, проектор,  физическая карта полушарий;

                 раздаточный материал, атласы, учебник, пластиковая емкость, фен.

 

Методы:        эвристическая беседа

                        объяснительный рассказ учителя

                            практическая деятельность

                            самостоятельная работа

                            проблемное изложение.

 

Знать: виды волн, части волн; причины образования  волн; приливы и отливы; цунами.

 

Уметь: анализировать увиденное и услышанное,

                составлять причинно-следственные цепочки,

                работать с таблицами  и схемами.

Ход урока

 

1.     Организация класса. Мотивация.

2.     Повторение темы прошлого урока. Работа с картой по презентации «Части Мирового океана». Задание : найдите географические объекты.

3.     Введение в тему урока. Использование презентации «Движение вод Мирового океана.» Учитель    на экран проецирует картину И. К. Айвазовского «Чёрное море», читает стих А. С. Пушкина  (слайд 1)

                                                                            Прощай, свободная стихия!

                                                                            В последний раз передо мной

                                                                            Ты катишь волны голубые

                                                                            И блещешь гордо красотой…   

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (волны).

Вы, наверно, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши «научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой насмешник, Козьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль: «Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».

А вы бросали камешки в воду?

Устраивали бурю в стакане?

А штормы в тарелке и настоящие ураганы в ванне? (слайд 2)

Прав ли Козьма Прутков? Какие вопросы у вас возникали?

ВЫВОД

если не лениться наблюдать, как ведёт себя при этом вода, если задавать побольше вопросов, если стараться на них самому отвечать, то это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование.

Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести?

? Откуда берутся в море волны?

? Почему движутся волны?

? Какие они бывают?

? Для чего нам необходимо изучать волны? (слайд 3)

 

II. Изучение нового материала. Ветровые волны.

1)      УЧИТЕЛЬ  на экран проецирует рисунок волны. УЧЕНИКИ называют части волны и пробуют дать им определение. УЧИТЕЛЬ проверяет правильность ответов (слайд 4).

2)      УЧИТЕЛЬ задаёт? Откуда берутся в море волны? – каждый, пожалуй, сразу даст правильный ответ: волны раскачивает ветер. Люди поняли это давно: не зря по углам старинных морских карт изображали Ветродуев (слайд 5).  Как они выглядели и для чего их помещали на карты? (ветры, обычно изображены как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на море, как на тарелку с горячим супом)

3)      А вот ещё один важный вопрос, ответить на который будет потруднее: как и почему движутся волны?

Чтобы в этом разобраться, поставим – ка ещё раз известный всем опыт – бросим камешек в воду. По воде расходятся круги. Но это не вся правда. Попробуем посмотреть всё как бы изнутри – представьте, что вы – дождевая капля, падающая в пруд. Вода только кажется мягкой и податливой. На самом деле там всё занято миллионами капелек, тесно прижатых друг к другу. Как вы вынуждены будете себя вести? УЧЕНИКИ моделируют ситуацию. (Чтобы  отвоевать  себе место,  надо растолкать других).  В начавшейся давке и неразберихе всем каплям, которые нас окружают, остаётся одно: перекувыркнувшись, выбраться повыше, где на вас никто не будет давить. Но долго над водой держаться невозможно и под собственным весом вы начинаете опускаться, выталкивая другие капли подальше, сообщая всем о вашем прибытии, по воде идут волны,  а круг от них  всё шире. Так  волна  идёт к берегу, принеся ему весть, что в пруду стало одной каплей больше.

 

 Учитель: как происходит движение предмета на волне?

Учитель ставит? – как движется вода в волне?

УЧЕНИКИ читают текст учебника стр.141 первый  абзац. Отвечают на вопросы. Делаем вывод, что волны — это колебательные движения воды.

 

ВЫВОД: (слайд 6)

каждая частичка, качнувшись вместе с волной, останется на том же месте. Волна не уносит с собой даже капли воды. Движутся лишь очертания волны. Волна – это лишь летящее известие, сообщение: «Где-то что-то произошло». Вспомните волны на пшеничном поле. Как и морские странницы, они пробегают всё поле от края до края, но ни один колосок не преодолевает этот путь вместе с волнами.

 

4). От чего же зависит высота волны? 

Практическая работа. Моделирование процесса возникновения поверхностных волн.

 Порядок выполнения:

1)налить воду в пластиковую емкость с мягким дном; резким движением нажать на дно и наблюдать за тем, как повела себя вода на поверхности;

2)включить фен и направить струю воздуха вдоль поверхности воды;

3)переключить фен на большую скорость, отметить изменения, произошедшие на поверхности воды.

УЧИТЕЛЬ проецирует правильную схему. УЧЕНИКИ оценивают свои знания (слайд 7).

 

5).  УЧИТЕЛЬ: помогите пожалуйста решить проблему: помните

Робинзона на необитаемом острове?  Если вода в волне колеблется вверх-вниз и горизонтального движения не происходит, почему тогда на берег выбросило сундук с плотницким материалом? УЧАЩИЕСЯ решают проблему в группе. Если им это не удаётся, то предлагаю мысленно 

обойти остров, что заметите?

Нарисуйте движение волн по отношению к берегу.   

 


    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А куда дует ветер? Что вы заметили странного? (Ветер в одну сторону, а волны все к берегу). Почему?  Что это за вид волн? (Прибой).

УЧИТЕЛЬ проецирует на экран картину Мальцева П. Т. «Морской берег» (слайд 8). Мы с вами видим уже вторую картину моря. Какие чувства они у вас вызывают? (Свежесть ветра, влажность воздуха). Художников, которые пишут морские пейзажи, называют пейзажи – маринистами.

ВЫВОД: причиной образования ветровых волн является ветер.  Частицы воды в волне колеблются вертикально и перемещения воды при этом не  происходит. Высота волны зависит от силы ветра, длительности его действия, глубины водоёма.

 

 Проведение физминутки на расслабление зрения.

 

6) Приливы и отливы. УЧИТЕЛЬ:

ребята, я вчера читала о приключениях Капитана Врунгеля, но вот беда – кто - то вырвал пару страниц на самом интересном месте (слайд 9). Как вы думаете, что с ним могло приключиться? Если учащиеся затрудняются ответить, то предлагаю посмотреть видео о приливах и отливах (видеофрагмент, слайд 10). Если отвечают, что это приливы и отливы, то по видеофрагменту прошу определить причину их вызывающую.

Какую пользу можно извлечь человеку от этого природного явления?

Работа с картой: по карте назовите места на Земле , где наблюдаются самые высокие приливы. А на территории нашей страны?

 УЧИТЕЛЬ показывает на настенной карте, а УЧАЩИЕСЯ в атласе.

 

7).  Цунами. УЧИТЕЛЬ:  слово цунами имеет японское происхождение. (часто здесь случаются) Просмотр информации из презентации, сопровождающееся рассказом учителя.

  Задание: что характерно для этого вида волн?

Работа с картой: где на Земле возможны цунами?

Итак , подведём итоги.

 Какие виды волн есть в океане? Какие причины их вызывают?

 

 Сумели мы понаблюдать за кругами на воде? Прав Козьма Прутков?

Мы совершили много открытий.

 

III Домашнее задание (слайд 13).

 п. 36, № 3*, 4*.

 Подобрать интересный дополнительный материал по теме урока (слайд — презентация, фотографии, интересные описания).

 

IV Закрепление знаний

Сейчас каждый из вас может провести самооценку полученных на уроке знаний.

УЧЕНИКИ самостоятельно работают с раздаточным материалом.

УЧИТЕЛЬ оказывает помощь тем, кто затрудняется.

1. Тест (выполните тест) (слайд 16)

Проверка выполнения. На экран проецируются правильные ответы

Итог урока: в природе самое прекрасное – то, что ещё не познано. Так что ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос – это уже половина ответа. Всем спасибо за сотрудничество. (слайд 17)

 

 

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тема : «Движение вод в океане»

Тема : «Движение вод в океане»

А вы бросали камешки в воду?

А вы бросали камешки в воду?

Учитель ставит? – как движется вода в волне?

Учитель ставит? – как движется вода в волне?

А куда дует ветер? Что вы заметили странного? (

А куда дует ветер? Что вы заметили странного? (

УЧИТЕЛЬ оказывает помощь тем, кто затрудняется

УЧИТЕЛЬ оказывает помощь тем, кто затрудняется
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2020