Урок по теме «Гласный звук [а], буква А, а» Повторение.

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по теме.docx Гласны звук А.docx

 

Урок по теме «Гласный звук [а], буква А, а»

      Повторение.

      Учитель спрашивает, на какие группы можно разделить все звуки. (Гласные и согласные.) Затем по рисунку на с. 18 и 19 (внизу) учитель просит назвать слова, которые оканчиваются на согласный звук (стол, стул, воск, жбан, горшок, кот, мяч, ухват, кровать), потом слова с гласным звуком на конце (шары, розы, мишка, ваза, часы, лавка, скамейка, коза, подушка). Повторяются признаки гласного звука.

      Выделение звука [а].

http://www.school-russia.prosv.ru/ebooks/goreckii_gramota_i_pismo/images/23.jpg

      Опираясь на схему, которую учитель заранее нарисовал на доске, дети выполняют слого-звуковой анализ слова астра. На схеме этого слова обозначено, что в нем два слога. Рассматривая рисунок на с. 25, дети произносят слово и убеждаются, что в нем действительно два слога: первый ас и второй тра. Первый слог является ударным.

      Первый слог состоит из двух звуков: гласного и следующего за ним согласного. (Внимание детей обращается на то, что это не слияние, так как гласный предшествует согласному.)

      Произносим первый слог, подтверждая тем самым правильность схематического его обозначения двумя квадратами. То же самое делаем по отношению ко второму слогу. Он состоит из трех звуков: согласного и слияния согласного с гласным.

      Вновь произносится хором исходное слово, затем первый его слог.

      — Каким звуком начинается первый слог? Вслушаемся, как он произносится: [а]. Какой он — гласный или согласный? (Гласный.) Почему? (При произнесении звука [а] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград. Образует слог. Особенность его произнесения — рот широко открыт.) Так же анализируется второй слог.

      Здесь уместно привести положение, выдвинутое выдающимся русским лингвистом и методистом Е. Д. Поливановым: «Обучая учащихся произношению русских безударных гласных, необходимо всячески использовать графический момент: каждое слово (в котором можно ожидать смешение гласных звуков) должно быть преподнесено аудитории не только в виде слухового впечатления, но, наоборот, главным образом в орфографической своей форме, чтобы и зрительные, и моторные (при написании) навыки поддерживали и облегчали выработку правильного акустического распознавания русских звуков... Использование орфографии в помощь акустическому (и произносительным) упражнению является, таким образом, обязательной и вместе с тем и нелегкой задачей для преподавателя» (Поливанов Е. Д. Опыт частной методики преподавания русского языка. — 3-е изд. — Ташкент, 1967. — Ч. I. — С. 97). Реализация этого положения особенно значима при введении двух типов чтения — «орфографического» и «орфоэпического», о чем подробнее ниже.

      Распознавание звука [а].

      Учитель называет ряд слов, в которых имеется или отсутствует изучаемый звук, а дети хлопками сигнализируют о его наличии в слове (тюльпан, василек, флоксы, кактус, фикус, астра).

      Указывается место звука в слове (в начале, середине или на конце).

      Знакомство с буквами А, а.

       Гласный звук можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква а. Посмотрите на верх страницы. Там, в рамочке, напечатаны буквы. Одна заглавная, большая. Учитель просит каждого ученика обратиться к тексту (с. 24—25), который помещен внизу (для умеющих читать). И всем найти в словах буквы а или А и подчеркнуть их снизу черточкой. Некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей пишутся с заглавной буквы. Постепенно вы узнаете, когда то или другое слово надо писать с заглавной, большой буквы. А другая буква строчная, маленькая.

      Дети находят букву в классной кассе букв и слогов и в индивидуальных кассах. Для лучшего запоминания начертания букв А, а ученики внимательно рассматривают их, выделяют части, складывают заглавную букву из счетных палочек, находят сходство ее с шалашом, крышей домика и т. п.

      — Вспомните, каким цветом на схемах обозначаются гласные звуки. (Красным цветом.) Поэтому и гласные буквы помещены в прямоугольнике красного цвета.

      Рассказ по рисунку.

      По сюжетному рисунку (с. 25) составляется рассказ о Буратино, которого Мальвина учит писать. Содержание рассказа дополняется ответами на вопросы: какую букву показывает Буратино пудель Артемон? Какая птица нарисована рядом с Мальвиной? Какие цветы растут на клумбе?

      Анализ предложения но схеме.

      Из составленного рассказа выделяется предложение, состоящее из трех слов, например: Буратино учится писать. Это предложение соотносится со схемой, которую учитель чертит на доске.

      Какое слово первое? второе? третье?

      Обучение чтению слов с буквой а.

       Давайте узнаем, как зовут девочку, которая держит в руке книгу. В этом нам поможет одна схема, которую я нарисовал на доске, — говорит учитель. — А вот еще одна схема имени другой девочки (открывается схема):

http://www.school-russia.prosv.ru/ebooks/goreckii_gramota_i_pismo/images/24.jpg

      Схема подсказывает, что имя девочки должно состоять из трех звуков. Первый звук один образует слог. Он находится под ударением. А что это за звук, вы узнаете, прочитав букву, которую я подставлю под первый квадратик схемы. Какая это буква? (Буква А.) Какая она: заглавная или строчная? Значит, с какого звука начинается имя девочки? (Со звука [а].) Посмотрите на второй слог. Это слияние. Каким же может быть имя девочки? (Аня, Аля или Ася.)