Урок по теме: "НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО

  • doc
  • 27.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока.doc

Технологическая карта урока

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

Предмет

Математика

Класс

Учитель

Калмыкова Оксана Зиновьевна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Аксубаевская СОШ №3»

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Время реализации урока

 

45 минут

Цель деятельности учителя

Учить решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого в усложнённых случаях, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные: познакомятся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией; преобразовывать величины, находить площадь прямоугольника; решать задачи.

Метапредметные

Регулятивные УУД: овладеют способностью понимать и сохранять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; обобщать собственные представления, умение формулировать цель урока с помощью учителя; находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной формах; контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки.

Познавательные УУД: уметь осуществлять логические операции; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания; осуществлять анализ, сравнение, обобщение, использовать знаково-символические средства; осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; владеть способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями; осуществляют логические действия, поиск необходимой информации из электронного приложения, ответов учащихся.

Коммуникативные: УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, группе; формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; обмениваться мнениями; слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; уважать мнение других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности; проявляют способность к позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; имеют установку на здоровый образ жизни

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, деятельностный.  Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Образовательные ресурсы

Математика. 4 класс: поурочные разработки по программе «Школа России». Москва: «ВАКО», 2015.

1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM), интернет ресурсы.

Дидактическое обеспечение урока

Карточка с текстами задач для работы в группе, листы самооценивания

Оборудование

Экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация урока «Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого» разработана с помощью программы PowerPoint

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Руки к солнцу потянулись!

Все друг другу улыбнулись.

Мы ладошечки потрём

И с радостью урок начнём.

- Откройте тетради, запишите число.

26 ноября.

Классная работа.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

II. Актуализация знаний

1. Устный счёт

Математический диктант:

1.Из какого числа нужно вычесть 350, чтобы получить

500?

2.К какому числу прибавили 250 и получили 450?

3.Увеличьте 24 в 100 раз.

4.Уменьшите 71 000 в 1 000 раз.

5.Насколько  4 400 больше, чем число 200?

6.Во сколько раз число 60 000 больше, чем число 1 000?

7.Сумму чисел 370 и  630 разделить на 100.

8.Сколько вычли из числа 50 000 , если получили 45 000?

9.Сколько прибавили к числу 11 500, если получили 12 000?

Сделайте отметку в листе самооценки.

Выполняют устный счёт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П – делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстником; формулируют и аргументируют

свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

III.Сообщение темы и цели урока

Молодцы. Продолжим  работу и выполним следующее задание. Запишите  предложения в виде уравнений:

1.Из какого числа вычли 20 и получили 90?

2.Какое число вычли из 700 и получили 150?

 

 

 

 

 

 

 

 

- В первом уравнении было неизвестно…?

- Как найти?

 

 

- Во втором уравнении было неизвестно…?

- Как находим?

 

Хорошо.

 

 Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 

Составьте уравнения для следующих предложений:

·         Какое число вычли из 75 и получили произведение чисел 9 и 7?

·         Из какого числа вычли 34 и получили частное чисел 48 и 3?

- Чем необычны эти уравнения?

-Как называются такие уравнения?

- Можно ли сразу их решить?

- Какую же цель вы сегодня поставите перед собой? 

Выполняют устно решения уравнений, каждый раз поясняя, как они находят неизвестное уменьшаемое или вычитаемое:

- Нам неизвестно уменьшаемое

Х-20=90

Х=20+90

Х=110

 - Нам неизвестно вычитаемое

700-х=150

Х=700-150

Х=550

-Чтобы найти неизвестно уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

 

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

 

- Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

75-х=9×7

 

х-34=48:3

 

-В правой части записаны не числа, а выражения, значения которых нужно найти.

-Усложнённые уравнения.

-Нет.

 

Формулируют цель урока.

- Научиться решать усложнённые уравнения, находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое.

IV. Изучение нового материала


 

х – 34 = 48 : 3

х - 34 = 16

х = 34 + 16

х = 50                

50 – 34 = 48 : 3

16 = 16

– В уравнении х – 34 = 48 : 3 неизвестно уменьшаемое, вычитаемое 34, а разность выражена частным чисел 48 и 3. Найдем сначала разность (48 : 3 = 16). Значит, разность равна 16. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо разность и вычитаемое сложить. Вычисляем: 34 + 16 = 50.

Значит, х = 50. Выполним проверку, подставив вместо х найденное число: 50 – 34 = 16 и 48 : 3 = 16. В левой и правой части уравнения получили одно и то же число. Значит, уравнение решено верно.

– Откройте учебник на странице 63 и объясните решение второго уравнения и проверку к нему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 - Чтобы найти уменьшаемое:

(к разность прибавить  вычитаемое)

- Чтобы найти вычитаемое:

(надо из уменьшаемого вычесть разность)

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

75 - х = 9 * 7

75 - х = 63

х = 75 - 63

х = 12                

75 – 12 = 9 * 7

63 = 63

– В уравнении 75 - х = 9 * 7 неизвестно вычитаемое, уменьшаемое 75, а разность выражена произведением чисел 9 и 7. Найдем сначала разность (9 * 7 = 63). Значит, разность равна 63. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого

вычесть разность. Вычисляем: 75 - 63 = 12.

Значит, х = 12. Выполним проверку, подставив вместо х найденное число: 75 – 12 = 63 и 9 * 7 = 63. В левой и правой части уравнения получили одно и то же число. Значит, уравнение решено верно.

 

 

V. Первичное закрепление

Работа по учебнику с.63 № 284.

64 - х = 91 : 7             

64 - х = 13

х = 64 - 13

х = 51                

64 – 51 = 91 : 7

13 = 13

 

Физкультминутка

 

Решение уравнений (один ученик у доски)

 

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку на здоровый образ жизни

Составление алгоритм решения уравнения.

-Давайте проверим, какой алгоритм у вас получился.

       Читаем уравнение.

       Вычисляем значение выражения в правой части.

       Записываем.

       Вспоминаем правило нахождения неизвестного уменьшаемого или вычитаемого.

       Проверяем, подставляем вместо  Х его значение.

Работа в парах

Проверка по эталону.

Проверяют и оценивают свою работу на листах самооценивания.

 

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего

успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса

VI. Практическая деятельность


 

Задача на карточке

Решение задачи:

Всего – 300 м.

Занято 8 рядов по ? м.

Осталось – 140 м.

1) 300 – 140 = 160 (м.) – занято.

2) 160 : 8 = 20 (м.).

Ответ: 20 мест в каждом ряду.

 

Записывают краткое условие, составляют план и записывают решение самостоятельно.

Групповая работа

Самостоятельно решают задачу.

Проверка по эталону.

Проверяют и оценивают свою работу на листах самооценивания

П – осуществляют анализ, сравнение, обобщение, аналогию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания;

осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планированию, контроль учебных действий, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – используют речевые средства и средства ин-формационных и коммуникационных технологий в группе в ходе решения учебно-познавательных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками; формулируют и аргументируют свою точку зрения на

обсуждаемую проблему; умеют слушать; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему.

Решение примеров с..63 № 285.

Оказывает индивидуальную помощь.

  324 544     _500 281

+ 175 737      324 544

  500 281      175 737

 

 _840 103      777 579

   62 524    +  62 524

  777579      840 103

 

 

 

Самостоятельно решают примеры столбиком с проверкой.

Выполняют вычисления (один ученик на закрытой доске), сравнивают с учебником.

  324 544      _500 281

+175 737       324 544

 500 281       175 737

 

 _840 103     777 579

   62 524    + 62 524

 777 579      840 103

 

3.Самостоятельная работа

Разноуровневые задания

1.      Найди уравнение с ответом 424, реши

600-Х=424

Х-120=912:3

Х-200=24

364+Х=994

2.      Выбери сложное уравнение, реши

Х-380=520

607+Х=982

600-Х=802:2

Х-520=189

3.      Реши уравнение

Х-80=280+2

 

Выполняют самостоятельную работу

Взаимопроверка по эталону

Л -осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

VII. Итоги урока.

Рефлексия

- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы думаете, мы её достигли?

- Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Подведите итог на листах самооценивания (выставляем общую оценку за работу)

Отвечают на вопросы

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

VIII. Домашнее задание

С. 63, № 286 – решить задачу, 290- соблюдать порядок выполнений действий

Задают уточняющие вопросы

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения