Урок по теме «Слияние согласного звука с гласным».
Повторение.
Повторно предлагается для анализа слово аист.
Учащиеся отвечают на вопросы: сколько слогов в слове аист? Сколько звуков в первом слоге? Как это обозначить на схеме?
Какой это звук — гласный или согласный? Почему вы так думаете?
Докажите. (Указывается признак гласных звуков: при их произнесении во рту нет преград выдыхаемому воздуху.) Какой в этом слове еще гласный звук? Как это обозначить на схеме? (Красным квадратиком, клеточкой.)
— Назовите согласные звуки в слове аист, — говорит учитель. — Докажите, что звук [с] согласный. (При его произнесении язык и зубы образуют преграду выдыхаемому воздуху: слышен шум.) Можно ли звук [т] считать гласным? (Нет, это согласный звук.)
Составление предложения по рисунку.
Дети рассматривают правый сюжетный рисунок (с. 16—17), отвечают на вопросы: где были гуси? Куда они бегут? Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)
Закрепление представления о гласных звуках.
По рисункам (с. 16—17) дети выделяют в словах начальный звук и доказывают, что он гласный (осы, гласный звук [о]; ива, гласный звук [и]). Учащиеся рассматривают схемы под этими рисунками и объясняют, почему первая клеточка должна быть закрашена в красный цвет.
Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.
Продолжается анализ слова ива. Дети протяжно произносят второй слог ва и отвечают на вопросы: сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.) Какой гласный? (Звук [a].)
Учитель
обращает внимание детей на то, что в слоге ва два звука тесно между
собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких,
даже мельчайших остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние
согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так 3.
При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.
Так же анализируется второй слог слова осы.
Нахождение слияний согласного звука с гласным в словах.
Анализируется слово куры: 1) дети называют изображенный предмет, 2) устанавливают количество слогов в произнесенном слове, 3) протяжно произнося каждый слог, определяют, что в нем два звука, которые образовали слияние согласного с гласным, 4) смотрят, как это показано на схеме, которую вычерчивает на доске учитель, 5) произносят слово, ведя указкой под схемой, 6) выставляют на индивидуальном наборном полотне две карточки со схемами слияний, 7) произносят слово целиком с ударением на первом слоге.
Так же разбирается слово гуси. Дети объясняют, почему к словам куры и гуси даны одинаковые схемы (оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог).
Затем проводится слого-звуковой разбор слова голуби с опорой на схему. Дети сравнивают схему этого слова со схемами предыдущих слов, указывая их сходство и различие (в слове голуби все слоги — слияния, как и в словах куры и гуси, но этих слогов не два, а три).
Закрепление.
Проводится
игра «Кто больше?». На общеклассном наборном полотне выставляется карточка
со схемой ,
нужно назвать как можно больше имен, состоящих из двух слогов-слияний (Вася,
Маша, Ваня, Дима, Катя, Петя, Лена, Люба, Вова, Толя, Витя, Нина и др.).
Выставляется
другая схема .
Подбираются имена, соответствующие этой схеме (Наташа, Марина, Тамара, Никита,
Сережа, Володя, Катюша и др.).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.