Урок по теме «Слог, ударение».
По серии рисунков (с. 11) дети вспоминают содержание сказки «Колобок». Составляется предложение — ответ на вопрос: «Кого первым встретил Колобок?» (Колобок встретил зайца.) Учитель спрашивает, сколько слов в этом предложении.
Ученики поднимают одну из двух заранее подготовленных карточек:
Обсуждается правильность выбора. (В этом предложении 3 слова.)
Деление слов на части (слоги).
На доске вывешиваются рисунки с изображением лисы, белки и ежика.
Учитель сообщает, что и слова тоже могут делиться на части:
— Посмотрите на первый рисунок. Кто на нем нарисован? Скажем хором слово лиса. Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же. Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две.) Вот я и покажу, что в этом слове две части. (Учитель мелом чертит на доске полоску и посредине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.)
Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям. (Задание можно адресовать и отдельным ученикам.)
Теперь
посмотрите на соседний рисунок. Кто здесь изображен? (Белка.) Скажите это слово
хором. Как мы это сказали — сразу или нет? Правильно, мы сделали небольшую
остановку и слово белка произнесли за два раза: бел-ка. Значит, в
этом слове имеются две части. Какая первая? Какая вторая? Части, на которые
делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги.
(К рисунку с белкой также чертится на доске схема .)
Теперь догадайтесь, почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка,
одинаковые схемы. (Это схемы слов, состоящих из двух слогов.)
Таким же образом разбирается слово ёжик (ё-жик).
Деление слов на слоги.
Учитель просит отдельных учеников назвать свое имя. Каждое из них произносится хором по слогам. Делается вывод, что в словах может быть и два, и три слога (Маша, Наташа и т. п.) и более.
Небольшое отступление.
Учебная работа детей в классе увлекательное, но и отчасти утомительное для них занятие. Поэтому время от времени учитель может снимать это утомление так называемыми физкультминутками. Помимо них, в этой роли может выступать пение. Вот что по этому поводу советовал К. Д. Ушинский: «Прекрасное, освежающее и гармонирующее класс свойство есть классное пение. Вы заметили, что класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости: заставьте пропеть какую-нибудь песенку — и все придет опять в порядок, энергия возродится, а дети начнут работать по-прежнему.
Если учитель не умеет петь, пусть приучит детей произносить целым классом какие-нибудь молитвы, стихотворения, пословицы: это может заменить отчасти пение как средство, освежающее утомленный и расстроившийся класс» (Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. — Т. 6. — С. 262).
Определение количества слогов в словах.
Проводится беседа о зверях и птицах, обитающих в данной местности. Уточняются знания детей о внешнем виде животных, их повадках и образе жизни.
Предлагается загадка: «Рыжая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла». Дети отгадывают загадку и объясняют, как они догадались, что она о лисе.
Беседа завершается логическим упражнением. Надо отличить птиц от зверей. Рассматриваются предметные рисунки на с. 10 и 11.
— Назовите, кто нарисован. Назовите только птиц. Как одним словом можно назвать остальных? (Звери.)
Устанавливается слоговой состав слов чайка, ворона, гусь.
Слова произносятся по нескольку раз целиком и по слогам и, наоборот, сначала по слогам, потом целиком.
Например:
Произносится слово чайка и соотносится со схемой.
По второму рисунку работа проводится более детально: учитель отчетливо проговаривает по слогам слово ворона, предлагает детям вслушаться, чтобы узнать, сколько в нем слогов:
— Кто может произнести это слово так, чтобы всем стало понятно, сколько в нем слогов? Какой первый слог? второй? третий? Какая схема под рисунком? Почему? Сколько же слогов в слове ворона? Как это можно доказать? (Произнести слово по частям. Сосчитать количество частей слова на схеме.)
Учитель предлагает детям посмотреть на третий рисунок:
— Кто это? (Это гусь.) Определите, сколько слогов в слове гусь.
Учитель произносит слово без пауз. Делается вывод: в этом слове один слог.
Аналогично проводится работа над остальными тремя рисунками.
Домашнее задание: определить, сколько слогов в словах воробей, голуби.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.