Урок по теме: «Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя »
Оценка 4.6

Урок по теме: «Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя »

Оценка 4.6
docx
12.05.2020
Урок по теме: «Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя »
20.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

10а

____________Р.С-С.Алиханова

Урок по теме: «Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя »

Цели урока: Образовательные: сформировать представления о моногибридном скрещивании, первом и втором законе Г. Менделя; закрепить знания терминов и символики, применяемых в генетике; способствовать формированию умений учащихся находить причинно-следственные связи между генотипом и фенотипом, продолжить формирование биологической картины мира.

Развивающие: Развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять.

Воспитательные: Способствовать развитию интереса к генетике как науке; Воспитывать толерантное отношение к людям разных рас.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний (опрос ДЗ)

Преподаватель проводит опрос, ученики устно отвечают на вопросы и дают определение понятий:

1. Наследственность

2. Изменчивость

3. Ген

4. Локус

5. Аллели

6. Генофонд

7. Генотип

8. Фенотип

9. Гетерозиготная особь

10. Гомозиготная особь

11. Гамета

Эталоны ответов:

1. Наследственность – способность живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Наследственность способствует сохранению однородности вида.

2. Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Изменчивость создает предпосылки для видообразования.

3. Ген - элементарный материальный наследственный фактор, определяющий строение одной белковой полипептидной цепи. Это участок ДНК, кодирующий развитие отдельного признака.

4. Локус – определенное месторасположение гена в хромосоме

5. Аллели – альтернативные формы гена, определяющие его проявление в фенотипе.

6. Генофонд - совокупность генов, которые имеются у особей, составляющих данную популяцию.

7. Генотип – совокупность наследственных признаков, полученных организмом от родителей.

8. Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков организма.

9. Гетерозиготная особь – особь, дающая расщепление в признаках. Обозначается Аа.

10. Гомозиготная особь – особь, не дающая расщепление в признаках. Обозначается АА или аа.

11. Гамета - половая клетка, несущая гаплоидный набор хромосом.

 

3. Изучение нового материала.

Долгое время существовало представление, что при скрещивании наследуются признаки. При этом у потомства они могут смешиваться, разбавляться. Мендель доказал, что происходит наследование материальных частиц, ответственных за проявление тех или иных признаков.

Идея дискретной наследственности. Общее свойство организмов сохранять и передавать особенности строения и функций от предков потомству называют наследственностью. Наследственность реализуется в процессе наследования – передачи генетической информации от одного поколения организмов к другому. Важный шаг в познании закономерностей наследственности сделал выдающийся австрийский исследователь Грегор Мендель. Ведущей в учении Менделя была идея дискретной наследственности, согласно которой развитие признаков определяется отдельными материальными единицами. Мендель назвал их факторами наследственности (теперь их называют генами).

Гибридологический метод. Руководствуясь идеей дискретной наследственности, Мендель разработал гибридологический метод исследования. Суть его заключается в гибридизации (скрещивании) организмов. Потомство от скрещивания двух особей, обладающих различными наследственными признаками, называют гибридами. В качестве основного объекта исследования Мендель выбрал сорта гороха посевного.

Сорта гороха характеризуются противоположным проявлением определенных признаков:

  • Высота стебля
  • Окраска и особенности поверхности семян.

Цветок гороха приспособлен к самоопылению, что важно для чистоты эксперимента. Растения гороха, отобранные для скрещиваний, воспроизводили одни и те же наследственные признаки, представляли собой так называемые чистые линии.

Первый закон Менделя. Опыты по скрещиванию Мендель начал с родительских форм гороха, отличающихся одним признаком. Такое скрещивание называют моногибридным. Он брал гомозиготный горох по генотипу. Ген желтого цвета — доминантный поэтому А, зеленого цвета рецессивный — а. Цвет это признак. Итак, в 1 поколении все горошины получились желтого цвета, потому что желтый цвет (доминантный) подавляет зеленый (рецессивный признак). Это закон единообразия гибридов 1 поколения. Он гласит: «При скрещивании двух особей с противоположными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы и похожи на одного из родителей».

Второй закон Менделя. Семена гибридов первого поколения использовались Менделем для получения второго гибридного поколения. Снова посадив горошины, он таким же образом начал скрещивать между собой растения, которые из них вырастил. Дождавшись созревания семян, он подсчитывал соотношение зеленых и желтых горошин. Получалось: сколько бы горошин ни завязалось на растениях, всегда ¼ часть горошин были зелеными, а ¾ - желтыми.

Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть — рецессивный, называют расщеплением. Причем наблюдающееся у гибридов расщепление не случайное, а подчиняется определенным количественным закономерностям. Таким образом, на основе скрещивания гибридов первого поколения и анализа второго был сформулирован второй закон Менделя: при скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в определенном числовом соотношении – 1:2:1 по генотипу и 3:1 по фенотипу.

Результат опытов позволил Менделю сделать сенсационный для его времени вывод: признак, исчезающий у гибридов первого поколения, на самом деле не теряется, а только на некоторое время подавляется и проявляется во втором гибридном поколении.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56bb996ca7ad4/plankonspiekturokazakonomiernostinasliedstviennostipiervyiivtoroizakonymiendielia10klass_1.png

Теперь познакомимся с символикой, с помощью которой изображают скрещивание гибридов:

Р — родители ( от латинского «парента» — родители)

♀ — «зеркало Венеры» — женская особь,

♂ — «Щит и копье Марса» — мужская особь

Х — скрещивание.

F — от лат гибридное потомство, если подписан индекс 1,2, и т.д., цифры соответствуют порядковому номеру поколений (F1).

4. Закрепление изученного материала.

1. напишите соответствующие символы:

Доминантный ген - …. А,В Рецессивный ген - … а,в Гомозигота - … АА, аа

Гетерозигота - … Аа, Вв

2. Решение задач.

Найдите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами: АА, Вв, Сс, ДД.

Задача 1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Задача №2.

Устойчивость овса к головне доминирует над восприимчивостью к этой болезни. Какое потомство получится от скрещивания гомозиготных иммунных особей с растениями, пораженными головней?

5. Домашнее задание. § 18, с. 46 – 47, Выучить термины и законы, решить задачу в тетради.


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Наследственность – способность живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение

Наследственность – способность живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение

В качестве основного объекта исследования

В качестве основного объекта исследования

Теперь познакомимся с символикой, с помощью которой изображают скрещивание гибридов:

Теперь познакомимся с символикой, с помощью которой изображают скрещивание гибридов:

Задача №2. Устойчивость овса к головне доминирует над восприимчивостью к этой болезни

Задача №2. Устойчивость овса к головне доминирует над восприимчивостью к этой болезни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020