Урок-подготовка к сочинению в 8 классе «Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим»

  • docx
  • 26.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала открытый урок Зависть.docx

Брянцева Светлана Васильевна,

учитель русского языка и литературы

ГАОУ НСО школы-интернат

г. Новосибирск

 

Урок-подготовка к сочинению в 8 классе

"Невыносимой мукою томим тот,

кто во всем завидует другим"

 

Невыносимой мукою томим тот,

Кто во всем завидует другим.

Всю жизнь тоской и злобою дыша,

Затянута его душа.

Джами

Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

Задачи:

образовательные:

обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение,

продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения;

развивающие:

развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определенную тему;

воспитательные:

воспитать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала.

 

Вступление:

Спросила Молния у Солнца:

– Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

– Они любят тепло и ласку, – отвечало Солнце.

– От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не успокаивает!

– Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

 

– Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

– Какова основная мысль рассказа?

 

Народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много п о с л о в и ц  и  п о г о в о р о к. Разберем их.

* Кто чужое желает – тот свое потеряет.

* Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

* Где счастье, там и зависть.

* Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.

* Дай душе волю, захочется поболе.

* Завистливое око видит далеко.

* Берут завидки на чужие пожитки.

* Чужая клеть пирогами пахнет.

* Не коси глаз на чужой квас.

* Лучше подражать, чем завидовать.

 

А теперь, ребята, обратим внимание на слова персидского поэта Джами, которые мы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку. (Дети читают)

 

- Как вы понимаете это высказывание? (Ребята отвечают) –

Какие еще высказывания вы можете привести в пример к нашей теме?

 

Проверка домашнего задания. (Дети читают заранее подготовленные афоризмы, высказывания). Например:

1. Зависть терзает и сама терзается. (Овидий)

2. Зависть — враг счастливых. (Эпиктет)

3. Зависть - один из наиболее действенных элементов ненависти.(Бальзак О.)

4. Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло.(Бион)

5.Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон).

6.Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций)

7. Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)

8. Зависть – подруга пустых душ. (Пиндар)

9.Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)

10. Зависть – враг счастливых. (Эпиктет)

 

– Чему завидуем?

Объектом зависти может стать все, что угодно. Для мужчин важны карьера, благосостояние, поэтому они чаще завидуют продвижению по службе, более высокой зарплате, новому автомобилю сослуживца.

Женщины скорее позавидуют красивой коже, безупречной фигуре, талантливым и послушным детям, внимательному мужу.

Школьники завидуют тем, кому задают меньше уроков, кого выделяют учителя.

Малыши – красивым и ярким игрушкам, которые есть у друзей по садику.

В подростковом возрасте объектом зависти может стать влюбленность подружки, внимание одноклассников.

Так или иначе, предметом зависти становится то, чего нам больше всего не хватает для счастья.

- А все-таки, что же такое зависть?

Обратимся к словарю русского языка С.Ожегова. (Читает учитель)

 

“Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого…”.

Другими словами, когда кому- то хорошо, а у нас от этого портится настроение, значит, мы завидуем».

Зависть

 

 


Досада по чужому добру или благу         Нежелание добра другому,

а одному лишь себе

 

 

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова «зависть», «завидовать»? (Жаба давит)

 

В древности язычники считали, что счастье – это привилегия богов, а людей, желавших того же, нужно наказывать, чтоб было неповадно.

– Давайте проследим, когда же появилась зависть? Начнем с  греческой мифологии.

 

Сообщение учащегося.

Зависть – дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру – крылатую и ясноокую Победу.

Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд.

Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.

Зависть улыбается только когда видит чужие несчастья и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому – то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто – то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя.

 

Учитель

Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (история Каина и Авеля). Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не была оценено по достоинству.

 

В каких же ещё произведениях мы можем найти примеры зависти?

( А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»:Сальери совершает преступление, так как жажда первенства сильнее; «Капитанская дочка»: недовольство у Швабрина против Гринева)

 

Итак, от зависти приходят к человеку:

смерть   болезнь

ложь      горе

– Подумайте, зависть – это положительное или отрицательное чувство? Почему?

 

- О зависти мы узнаем не только из художественных произведений. В афоризмах – в кратких высказываниях великих людей содержатся определенные взгляды на зависть. Посмотрите, на карте урока напечатаны афоризмы. Обратимся к первому блоку высказываний. Внимательно прочитайте эти высказывания. Какие вам особенно близки? Почему?Постарайтесь обосновать свой выбор.

 

1. Если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже. (Эзоп)

2. Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем. (Франсуа Ларошфуко)

3. Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим. (Шарль Монтескьё)

4. Зависть – признание себя побежденным. (Александр Скрябин)

 

А что вы можете сказать по поводу утверждений, представленных во втором блоке? Как вы относитесь к этим высказываниям? Правы ли эти великие люди?

1.Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду. (А. Пушкин)

2. Когда зависть неизбежна, её следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим. (Бертран Рассел)

3. Ты зависть не заставишь примириться,

Так можешь всласть над нею поглумиться.

Успех твой отравляет ей житье,

Потешься же над муками ее.

(Артур Шопенгауэр)

 

4. Не завидуй тому, кто силен и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе на прокат.

(Омар Хайям)

- Как вы поняли, в истории человечества сложились противоположные отношения к зависти. Психологи выделяют два вида зависти: чёрную и белую.

- Попробуйте охарактеризовать каждую из них. Для удобства заполните следующую таблицу:

Чёрная зависть

Белая зависть

Злоба

Совершенствование

Неудача

Стимул

Досада

Успех

Обида

Удача

Регресс

Прогресс

ВЫВОД: Она смущает не только отдельные личности, но и целые общества, провоцируя драки, склоки. Чёрная зависть – удел неудачника. Она разъедает душу. Человек озлобляется, стараетсяпричинить вред тому человеку, которому завидует, это переходит в навязчивую идею

ВЫВОД: “Да, я позавидовал! Но я решил, что тоже так могу! Я приложил труд и добился успеха. Я не пожелал человеку зла, но обратил свою энергию в русло созидания!” Именно такой “завистник” нередко добивается успеха.

- В народном творчестве выделяются не только чёрная и белая зависть. Герои сказок желтеют, зеленеют от зависти. А в Китае зависть называют “болезнью красных глаз”.

Вывод (делают учащиеся): Зависть — одно из самых сильных человеческих чувств, от которого страдает, прежде всего, тот, кто завидует. Зависть порождает зло. Недаром в народе говорят «Завистливый своих двух глаз не пожалеет».

Видео «Сказка-потешка про зависть»

Вот сколько интересного мы узнали об этом чувстве.

Ну, а теперь, попробуйте составить синквейн со словом ЗАВИСТЬ.

 

Зависть

Черная, белая

Мучает, раздражает, отравляет

Зависть медленно убивает душу человека

Яд

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Знакомство с текстом Д.С.Лихачёва.

– А как формулирует понятие зависти академик Д.С.Лихачёв, один из самых образованнейших людей в своем «пятнадцатом письме о добром и прекрасном»?

Сообщение о Д.С.ЛихачевеНесколько слов об авторе:

Дми́трийСерге́евич Лихачёв -автор фундаментальных работ (более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Д.С.Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

 

(Чтение текста заранее подготовленным учеником).

 

Про зависть

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?

(2) А если гимнастка?

(3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти.

(5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь.

(7) Вот то же и с завистью.

(8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете — значит не нашли себя.

Д.С.Лихачёв

 

Определяем и комментируем тему, проблематику и идею текста.

 

– Какие варианты названия вы могли бы предложить? (других не может быть, так как в заглавии автор указывает тему).

– Итак, тема указана в заглавии «Про зависть», причем Д.С. Лихачев использует разговорную предложную форму про. (Запись в тетрадях)

– Что волнует автора? Какова проблематика текста?

 

Прежде чем вы приступите к формулировке проблемы, небольшая справка:

 

Основная проблема — это та, которая стала объектом раздумий автора,

над которой он в основном размышляет, к которой он неоднократно возвращается.

– Постарайтесь сформулировать и записать проблему.

(В Письме пятнадцатом «Про зависть» Лихачев поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека (Запись в тетрадях)

 

Комментарий проблемы текста

Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.

Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва.

 

А) К какой категории можно отнести проблему? (нравственная)

– Дадим определение проблемы (важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, опасная)

– Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения?

(В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление)

Б) Почему всегда существует опасная близость зависти для любого человека? Зависть присуща всем людям или только некоторым?

В) В чем разрушающая сила этого чувства для завистника?

Г) Когда оно овладевает человеком? (Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие; завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче).

 

- Как можно охарактеризовать идею текста?

Главная мысль проблемного очерка выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда не будете завидовать. (Запись в тетради)

 

-К чему призывает нас Д.С.Лихачев?

«Человек познай самого себя», – вот к чему призывает нас Лихачев. Если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься, что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую эти таланты, которые дарованы мне, верю ли я в себя, могу ли я свободно о независимо сотрудничать с успешными людьми, чтобы не стать самому чужим. (Запись в тетрадях)

 

Итак, тема, проблематика и идея текста определены. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

 

Беседа по вопросам

1. В каком стиле написан текст? Назовите особенности этого стиля.

(Известно, что важнейшая функция публицистического стиля – воздействующая: текст написан таким стилем, который вызывает определенную реакцию у адресата)

2. Каков жанр? Докажите. (Жанр проблемный очерк, где главное – отношение к данному вопросу)

3. Что можно сказать о типе речи? Определите его признаки. (Проблемный очерк строится по типу рассуждения)

4. Какова роль вступления в форме риторических вопросов? (В роли вступления в тексте «работает» цепочка риторических вопросов. Таким способом автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса. Вслед за риторическими вопросами автор четко ставит задачу, используя глаголы в повелительном наклонении, побуждает к действию, прибегает к сравнению)

5. Какие части речи доминируют в тексте? Помогают ли они выразить авторскую позицию? (Задаче воздействия и убеждения служит морфология: использование в основном глаголов в форме 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, выражающие прямое побуждение к действию, желание помочь, дать совет)

6. Какие языковые средства наиболее ярко выражают позицию автора?

(Наиболее ярко используется анафора – повторяющиеся слова и словосочетания в начале предложения и абзаца; оценочные эпитеты: «ужасное чувство», «болезненное чувство »– выражают авторскую обеспокоенность, взволнованность. Лексические повторы и однокоренные слова позволяют увидеть авторское отношение к проблеме. Метафора «обжигающая опасность зависти» призвана остановить человека, пробудить в нём чувство осторожности; говорит о желании автора, чтобы человек был самим собой)

 

- Помогает ли такая композиция понять авторскую позицию?

(Цель Д.С.Лихачёва — заставить читателя обратить внимание на проблему зависти в нашей жизни. Уже в самом начале текста учёный использует ряд риторических вопросов, которые нацеливают читателя на обсуждение важной для всех проблемы. Далее автор чётко ставит задачу убедить воображаемого собеседника в том, что зависть подстерегает того, кто не защищён, у кого нет собственного «я», чёткой жизненной позиции. Академик Лихачёв призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей).

(Запись в тетради.)

 

Аргументация собственного мнения по проблеме (клише)

Действительно, зависть — вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество.

Я помню, как…

Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается…

Также можно привести пример…

Сложно не согласиться с Д.С.Лихачёвым, но можно привести достаточно много доказательств, что не все люди завистливы. Например,…

 

Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение по данному тексту, используя эскизы и клише, которые вы сделали в классе.

Ваши наблюдения, переживания составят основу сочинения-рассуждения. Но прежде, чем приступить к написанию творческих работ, вспомните,

что характерно для сочинения-рассуждения? Из каких частей оно состоит?

Перед вами композиция сочинения-рассуждения.

Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис, доказательство, вывод.

Композиция сочинения-рассуждения

1. Основная мысль (тезис).

2. Доказательства (аргументы):

а) ……

б) ……

с) ……

3. Вывод.

 

- А как осуществляется связь частей в рассуждении? Какие слова для этого используются?

 

В доказательной части будут употреблены такие слова, как союзы так как, потому что, вводные слова:например, к примеру. Аргументы между собой могут быть связаны посредством вводных словво-первых, во-вторых, в-третьих. Для заключительной части характерны следующие вводные слова: поэтому, таким образом, итак, следовательно

Памятка

Коротко и ясно сформулируй тезис.

Подбери убедительные доказательства тезиса (факты из жизни, из литературы, свои наблюдения и т. д.).

Сформулируй вывод.

 

 - Надеюсь, у вас сложилось представление, о чем и как вы будете писать.

 

Заключение:

Притча о зависти

Учитель:

Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.

Однако старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на юнца. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:

- Неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?

Тогда старый мастер сказал: ………..

Учитель:

 - Продолжите фразу.

- Что ответил мастер ученикам?

- Как вы думаете?

- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит  этот подарок?

- Конечно тому, кто его дарит!

- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.

Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.

-Так чем же можно победить зависть? (добром и милосердием)

 

«Дерево добра и милосердия»

Задание: каждый ученик прикрепляет листочек-стикер с описанием доброго поступка, который хотел бы совершить или просто своё желание.

Мы вместе создаем «Сад Доброты».

 

Рефлексия

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения.

Фамилии и имя учащегося_______________________________

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

 

Рабочая  карта урока

 

"Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим"

 

Невыносимой мукою томим тот,

Кто во всем завидует другим.

Всю жизнь тоской и злобою дыша,

Затянута его душа.

Джами

– Чему завидуем?

-  Что такое зависть?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова «зависть»?

-В каких художественных произведениях мы можем найти примеры зависти?

– Подумайте, зависть – это положительное или отрицательное чувство? Почему?

 

Первый блок  высказываний

Второй блок  высказываний

Внимательно прочитайте эти высказывания. Какие вам особенно близки? Почему? Постарайтесь обосновать свой выбор.

Как вы относитесь к этим высказываниям? Правы ли эти великие люди?

1. Если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже. (Эзоп)

1.Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду. (А. Пушкин)

2. Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем. (Франсуа Ларошфуко)

2. Когда зависть неизбежна, её следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим. (Бертран Рассел)

3. Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим. (Шарль Монтескьё)

3. Ты зависть не заставишь примириться,

    Так можешь всласть над нею поглумиться.

    Успех твой отравляет ей житье,

    Потешься же над муками ее.

(Артур Шопенгауэр)

4. Зависть – признание себя побежденным. (Александр Скрябин)

4. Не завидуй тому, кто силен и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе на прокат.

(Омар Хайям)

 

Психологи выделяют два вида зависти: чёрную и белую, охарактеризуйте каждую из них. Для удобства заполните следующую таблицу:

 

Чёрная зависть

Белая зависть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном». Письмо пятнадцатое.

Про зависть

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете – значит не нашли себя.

 

План написания сочинения-рассуждения

1. Проблематика текста (Основные вопросы, поставленные в тексте, требующие изучения, разрешения)

2. Комментарий проблемы (Толкование, разъяснение основного вопроса исходного текста)

3. Позиция автора (Отношение автора к поднятой теме, проблемам, героям)

4. Собственная позиция

5-6 Аргументы.

 

I. Вступление. Оно должно быть эмоциональным, экспрессивным и небольшим по объему(2-4 предложения)

Возможные варианты вступления:

•          Анализ разных точек зрения на проблему.

•          Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения о ее актуальности.

•          Перечисления проблем исходного текста.

•          Краткие сведения об авторе исходного текста, о проблемах, нашедших отражение в его произведениях.

Комментарий проблемы текста:

•          Почему автор предпочёл именно эту проблему?

•          Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?

•          К какой категории относится избранная автором проблема?

•          Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?

•          Как характеризует автора выбор данной проблемы?

Аргументация собственного мнения по проблеме:

•          Я помню, как…

•          Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается…

•          Также можно привести пример…

•          Сложно не согласиться с Лихачёвым, но можно привести достаточно много доказательств, что не все люди завистливы. Например,…

•          Типы аргументации в изложении собственной позиции

Общий вывод:

•          Ответ на вопрос, поставленный во вступлении

•          Рассуждение о том, какое значение будет иметь для автора сочинения прочитанный текст.

 

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения.

Фамилии и имя учащегося_______________________________

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

В следующий раз я хотел бы поговорить на тему…

 

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения.

Фамилии и имя учащегося_______________________________

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

В следующий раз я хотел бы поговорить на тему…

 

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения.

Фамилии и имя учащегося_______________________________

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

В следующий раз я хотел бы поговорить на тему…

 

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения.

Фамилии и имя учащегося_______________________________

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

В следующий раз я хотел бы поговорить на тему…

 

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения.

Фамилии и имя учащегося_______________________________

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

В следующий раз я хотел бы поговорить на тему…

 

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения.

Фамилии и имя учащегося_______________________________

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

В следующий раз я хотел бы поговорить на тему…

 

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения.

Фамилии и имя учащегося_______________________________

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

В следующий раз я хотел бы поговорить на тему

 

Кто чужое желает –

тот свое потеряет

 

Злой плачет от зависти,

а добрый от жалости.

 

Где счастье,

там и зависть.

 

Всех сластей не переешь,

всего добра не переносишь.

 

Дай душе волю,

захочется поболе.

 

Завистливое око

видит далеко.

 

Берут завидки

на чужие пожитки.

 

Чужая клеть

пирогами пахнет.

 

Не коси глаз

на чужой квас.

 

Лучше подражать,

чем завидовать.