Урок подготовки к ЕГЭ. Особенности решения задач по теме «Системы счисления» (в формате ЕГЭ по информатике и ИКТ)
Цель: познакомиться с методами решения задач по теме «Системы счисления» в формате ЕГЭ по информатике.
Вопросы занятия:
Какие задания по теме «Системы счисления» есть в ЕГЭ по информатике?
Каковы основные методы решения задач по данной теме?
Ход занятия:
Разбор решения задач в формате ЕГЭ.
Задание:
Решить задачу.
Сформулируйте алгоритм решения для задач каждого типа.
1. |
Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 194,5? |
||||||||
|
1) |
5 |
2) |
6 |
3) |
3 |
4) |
4 |
|
Решение:
Представим целую часть числа в двоичной системе счисления.
19410 = 110000102
Представим дробную часть числа в двоичной системе счисления.
0,510=0,12
Таким образом, 194,510=11000010,12. В двоичной записи 4 единицы.
Ответ: 4
2. В каком отношении находятся числа 10010012 и 1118?
1) их невозможно сравнить, потому что они записаны в разных
системах счисления;
2) первое число меньше второго;
3) первое число больше второго;
4) они равны.
Решение: Чтобы сравнить числа, их необходимо представить в одной из предложенных в задании систем счисления, например, восьмеричной. Переведем число 10010012 в восьмеричную систему счисления. Для этого разобьем число на триады (группы по 3 цифры) справа налево и запишем вместо каждой группы соответствующую восьмеричную цифру.
10010012 ®1 001 0012 ® 1118.
Следовательно, 10010012 = 1118.
Ответ: 4
Обсуждение: Задание на сравнение чисел, представленных в различных системах счисления, базового уровня сложности. Есть и другие способы решения этой задачи. В частности, можно перевести оба числа в десятичную систему счисления и сравнить их:
10010012=1 ∙ 26+1 ∙ 23+1=7310,
1118=1 * 82+1 * 81+1 * 80=7310.
3. Дано А = 2478, B = A916. Какое из чисел C, записанных в двоичной системе, отвечает условию A < C < B ?
1) С = 101010002 2) С = 101010102 3) С = 101010112 4) С = 101011002
Решение:
Для сравнения необходимо представить числа в одной системе счисления, в данном случае двоичной, т. к. варианты ответа – двоичные числа. Для этого каждую цифру восьмеричного числа заменим триадой (группой из 3 двоичных цифр): 2478®10 100 1112.
Аналогично переведем шестнадцатеричное число, заменяя цифры четверкой двоичных цифр: A916®1010 10012.
Далее приступаем к сравнению:
101001112 < 101010002 и 101010002 < 101010012 (A < C < B).
(Вообще говоря, на этом можно остановиться, т.к. решение найдено.)
101001112 < 101010102 и 101010102 > 101010012 (A < B < C).
101001112 < 101010112 и 101010112 > 101010012 (A < B < C).
101001112 < 101011002 и 101011002 > 101010012 (A < B < C).
Ответ: 1
Обсуждение: Задание на сравнение чисел, представленных в различных системах счисления, базового уровня сложности. Возможен способ решения, при котором сначала все числа переводятся в десятичную систему счисления, а затем сравниваются: 2478 =2 ∙ 82+4 ∙ 8+7=16710, A916=10 ∙ 16+9=16910.
101010002=1 ∙ 27+1 ∙ 25+1 ∙ 23=16810 (A < C < B).
101010102=1 ∙ 27+1 ∙ 25+1 ∙ 23+1 ∙ 2=17010 (A < B < C).
101010112=1 ∙ 27+1 ∙ 25+1 ∙ 23+1 ∙ 2+1=17110 (A < B < C).
101011002=1 ∙ 27+1 ∙ 25+1 ∙ 23+1 ∙ 22=17210 (A < B < C).
4. Чему равна сумма чисел 348 и 4616?
1) 1028 2) 1428 3) 17A16 4) 10100102
Решение:
Для вычисления суммы необходимо сначала представить числа в одной системе счисления. Выполнять сложение привычнее в десятичной системе счисления, однако для этого нужно выполнить больше действий (придется переводить в десятичную систему заданные числа и все 4 варианта ответа), следовательно, больше времени будет затрачено на решение задачи. Переведем числа в двоичную систему счисления и выполним сложение.
348®11 1002
4616®100 01102
Дальнейшие действия сводятся к тому, чтобы представить полученный результат в системах счисления, указанных в вариантах ответа, и выбрать тот вариант, с которым совпадет полученное число.
Среди представленных вариантов ответа есть только одно число в двоичной системе счисления, но это число не совпадает с полученным результатом. Поэтому переведем значение суммы в 8-ричную систему.
11000102®1 100 0102®1428. Среди предложенных вариантов такой ответ есть, поэтому решение окончено.
Ответ: 2
Обсуждение: Задание на умение выполнять арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления базового уровня сложности. Дополнительную сложность представляет то, что все результаты представлены в разных системах счисления, и учащийся должен провести анализ задания и выбрать систему счисления для выполнения арифметических операций, так, чтобы сделать минимум расчетов и свести к минимуму количество арифметических ошибок.
5. Чему равна разность чисел 1018 и 1001112? |
|||
1) 1A16 |
2) 548 |
3) 428 |
4) 6816 |
Решение:
1 способ
Для вычисления разности данных чисел представим первое из них в двоичной системе счисления и выполним вычитание.
1018®1 000 0012
1000001
100111
11010
Дальнейшие действия сводятся к тому, чтобы представить полученный результат в системах счисления, указанных в вариантах ответа, и выбрать тот вариант, с которым совпадет полученное число.
110102®11 0102®328
110102®1 10102®1А16
Среди предложенных вариантов такой ответ есть.
Ответ: 1
2 способ
Переведем второе число в восьмеричную систему счисления и найдем разность чисел.
1001112®100 1112®478,
Дальнейшие действия сводятся к тому, чтобы представить полученный результат в системах счисления, указанных в вариантах ответа, и выбрать тот вариант, с которым совпадет полученное число.
328®11 0102®1 10102®1А16. Среди предложенных вариантов такой ответ есть.
Ответ: 1
Обсуждение: Задание на умение выполнять арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления базового уровня сложности. Дополнительную сложность представляет то, что все результаты представлены в разных системах счисления, и учащийся должен провести анализ задания и выбрать систему счисления для выполнения арифметических операций, так, чтобы сделать минимум расчетов и свести к минимуму количество арифметических ошибок.
Чему равно х, если выполнено равенство 25х + 183х = 126х? Если таких значений х несколько, перечислите их через запятую в порядке
возрастания.
Решение:
Запишем числа в виде суммы разрядных слагаемых:
25х=2 ∙ x1+5 ∙ x0,
183х=1 ∙ (3x)1+8 ∙ (3x)0,
126х=1 ∙ (6x)1+2 ∙ (6x)0,
Подставим полученные выражения в данное уравнение и решим его:
2 ∙ x1+5 ∙ x0+1 ∙ (3x)1+8 ∙ (3x)0 = 1 ∙ (6x)1+2 ∙ (6x)0,
5x+13 = 6x+2,
х = 11.
Ответ: 11.
7. Укажите основание системы счисления, в которой 16´16=304. Если таких оснований несколько, перечислите их через запятую в порядке
возрастания.
Решение:
Пусть х – основание системы счисления. Тогда справедливо равенство: 16х ∙ 16х=304х
Запишем числа в виде суммы разрядных слагаемых и подставим полученные выражения в уравнение:
(1∙ х1+6∙ х0)(1∙ х1+6∙ х0)=(3∙ х2+0∙ х1+4∙ х0)
(х+6)2=3x2+4
Раскрывая скобки, получаем квадратное уравнение и решаем его.
x2–6x–16=0 ó
Отрицательный корень не может быть использован как основание системы счисления.
Ответ: 8
Задачи для самостоятельного решения:
А3 Дано: а=D716, b=3318. Какое из чисел c, записанных в двоичной системе, отвечает условию a<c<b?
1) |
11011001 |
2) |
11011100 |
3) |
11010111 |
4) |
11011000 |
А4 Вычислите сумму чисел x и y, при x = A616, y = 758.
Результат представьте в двоичной системе счисления.
1) |
110110112 |
2) |
111100012 |
3) |
111000112 |
4) |
100100112 |
А4 Чему равна сумма чисел 438 и 5616?
1) |
1218 |
2) |
1718 |
3) |
6916 |
4) |
10000012 |
А11 Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11, соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов БАВГ и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится
1) |
4B |
2) |
411 |
3) |
BACD |
4) |
1023 |
А11 Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11 соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов ГБАВ и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится:
1) |
D2 |
2) |
132 |
3) |
3102 |
4) |
DBAC |
В3 Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием четыре оканчивается на 11.
В3 Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2.
В3 В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается в виде 110. Укажите это основание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.