Учебная программа предназначена для школьников старшего школьного возраста, но может использоваться и для взрослых, а также студентов и учащихся средних специальных учебных заведений. Программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю. Обучение охватывает такие области, как HTML, CSS, основы фрэймворков и JavaScript.
Программа веб-дизайн.docx
ПРОГРАММА
технического профиля
образовательная область
«WEBРАЗРАБОТКА»
Составитель: Кулаков Валерий
Владимирович,
педагог дополнительного образования
Срок реализации программы: 1 год Волковыск 2018 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вебдизайн – отрасль вебразработки и разновидность дизайна, в задачи
которой входит проектирование пользовательских вебинтерфейсов для
сайтов и вебприложений.
В обязанности вебдизайнера обычно входят:
проектирование логической структуры вебстаниц;
продумывание наиболее удобных решений подачи информации;
художественное оформление проекта.
Таким образом, отрасль вебдизайна находится на пересечении трех
направлений информационных технологий:
программирование
(в вебдизайне часто применяется
интерпретируемый язык программирования JavaScript);
инженерия (вебдизайн предусматривает не только оформление,
но и конструирование дизайна (в HTML и CSS), проектирование
логической структуры вебстраницы, оптимальный порядок
подачи информации на сайте, принятие решений о инструментах и
паттернах разработки);
дизайн и графический дизайн (умение найти идею оформления
сайта и умение воспроизвести ее как в графическом редакторе,
так и на языках разметки (HTML) и стилей (CSS)).
В связи с вышеприведенными факторами, можно с уверенностью
сказать,
что вебдизайн является достаточно широкой областью
информационных технологий, так как включает в себя несколько разнородных
направлений деятельности и требует многосторонней развитости
разработчика. С другой стороны, в школьной программе курса информатики
основы создания вебстраниц изучаются только в 11 классе на элементарном
уровне. Тем не менее, объективная реальность показывает, что сегодня веб
дизайн является очень развитой и перспективной областью информационных
технологий, и многие молодые люди выбирают для своей профессиональной
деятельности именно эту отрасль. В связи с этим, многие учащиеся школ
заинтересованы в углубленном изучении технологий сайтостроения.
Учитывая все вышеперечисленное,
возникает объективная
необходимость в создании образовательной программы в области вебдизайна
и организации занятий для заинтересованных учащихся.
Программа кружка «Вебдизайн» разработана в соответствии с
требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией и
Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в
Республике Беларусь, типовой программой технического профиля,
утверждённой Министерством образования Республики Беларусь. Программа имеет социальнопедагогическую направленность и
ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие
творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей
в интеллектуальном,
физическом совершенствовании,
адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени,
профессиональную ориентацию.
нравственном,
Цель реализации программы – обеспечение учащихся знаниями и
умениями в области вебдизайна как одной из перспективных направлений
развития информационных технологий.
Задачи:
удовлетворять образовательные потребности учащихся в области
вебдизайна, развивать мотивацию учащихся к познанию и
творчеству;
создавать условия для профессиональной ориентации учащихся,
стимулирования их исследовательской и проектной деятельности,
умственного и нравственного развития личности, адаптацию к
жизни в обществе;
обеспечивать получение компетенций по основным направлениям
образовательной области «вебдизайн», а именно:
o ориентирование в интернетпространстве, знание основных
понятий и терминов, относящихся к сети Интернет и веб
разработке;
o HTML, в том числе и стандарт HTML5;
o CSS, в том числе и стандарт CSS3;
o требования к оформлению кода вебдокумента, в том числе
и соответствие стандарту W3C;
o начальные сведения по JavaScript (синтаксис, внедрение
плагинов, использование библиотек);
o создание и обработка изображений в растровых и векторных
редакторах, в том числе и создание анимаций;
o создание PSDмакетов сайта;
o верстка из PSDмакетов;
o ознакомление с распространенными фрэймворками и
современными приемами верстки;
осуществлять выполнение учащимися тренировочных и тестовых
заданий, создание учащимися собственных проектов;
способствовать участию в конкурсах и олимпиадах в области веб
дизайна, демонстрации способностей и навыков учащихся.
В соответствии с требованиями нормативных правовых актов,
регламентирующих образовательный процесс, а также исходя из содержания
курса,реализация данной программы осуществляется в объединениях по
интересам или индивидуально с учетом возраста учащихся: 11 – 14 лет, 4 учебных часа в неделю. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.
При отсутствии технической (или другой объективной) возможности
проведения занятий группа учащихся может делиться на подгруппы.
Содержание программы базируется на принципе глубокой взаимосвязи
языка разметки HTML и стилей CSS, в связи с чем большинство тем содержит
одновременно изучение новых тегов и их стилевых.HTML и CSSизучаются
параллельно: изучив новый тег, учащиеся изучают и соответствующие ему
стилевые правила, и наоборот, изучение того или иного модуля CSS
подразумевает применение стилей к тому или иному HTMLкаркасу.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
Наименование тем
Техника безопасности. Теоретические
основы сайтостроения. Организация
рабочего места.
2 Основы HTML и CSS.
Работа с графическими файлами и
графическими редакторами.
3
4 Списки, таблицы, фрэймы, блоки.
Блочная модель. Виды селекторов.
5 Стандарт HTML5.
6 Стандарт CSS3.
7 Способы верстки. Паттерны верстки.
8 Обобщение изученного.
Фрэймворки и библиотеки.
Всего
Количество часов
В том числе
Всего
Теоретич
еских
Практич
еских
4
20
10
18
8
40
40
4
144
3
9
4
7
3
12
12
2
52
1
11
6
11
5
28
28
2
92
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретические основы сайтостроения. Организация рабочего места.
Раздел 1.Техника безопасности.
Обучение правилам безопасного поведения в компьютерном классе.
Основные понятия и определения.История и общее понятие о вебдизайне.
Принцип отделения содержания от представления.
Организация рабочего места. Размещение файлов на удаленном сервере,
публикация сайта.
Раздел 2. Основы HTML и CSS. Язык гипертескстовой разметки HTML. Синтаксис. Форматирование,
стиль, наглядность, читаемость кода.
Язык описания стилей CSS. Синтаксис. Подключение стилей к HTML.
Форматирование
заголовки.Стилевые
правила
текста
и
соответствующих селекторов.
Единицы измерения в CSS.
Цвет в CSS. Методы задания цвета.
CSS. Селекторы тегов, классы, идентификаторы.
Гиперссылки. Стилевые правила для ссылок.
Изображения.
Вставка изображений.
Стилевые правила для
изображений.
Фоновые изображения. Изображения в качестве гиперссылок.Стилевые
правила.
Раздел 3. Работа с графическими файлами
и графическими редакторами.
Базовые сведения о графических редакторах. Растровые и векторные
редакторы. Форматы.
Редактирование фотографий и растровых изображений.
Создание векторных изображений.
Создание анимации в редакторе MacromediaFlash.
Раздел 4.Списки, таблицы, фрэймы, блоки.
Блочная модель. Виды селекторов.
Списки. Стилевые правила для списков.
Таблицы. Стилевые правила для таблиц.
Фрэймы. Недостатки использования фрэймов.
Контейнеры. Тег
. CSS: блочная модель.
Виды селекторов в CSS.Группирование, наследование, каскадирование.
Стандарт HTML5. Семантическийкод.Применениестилевыхправил.
Раздел 5. Стандарт HTML5.
Раздел 6. Стандарт CSS3.
Псевдоклассы и псевдоэлементы.
Анимация в CSS. Переходы (transition).
Стандарт CSS3. Медиазапросы. Директива @supports.
Теория фиксированной, резиновой, адаптивной и отзывчивой
верстки.Классы устройств и контрольные точки.Общие сведения о
кроссбраузерной верстке.
Концепция многоколоночной разметки CSS3 columns.
CSSFlexbox (FlexibleBoxLayoutModule).Терминология. Создание flex
контейнера. Свойства flexконтейнера. Свойства flexэлемента.
CSSGridLayout. Основные понятия. Созданиесетки. Позиционирование
элементов. Слои. Именованные элементы сетки. Свойства контейнера и
элементов. Поддержка браузерами. Раздел 7. Способы верстки.
Паттерны верстки. Фрэймворки и библиотеки.
Верстка макета в формате PSD. Преимущества колоночной вёрстки. 12
grid layout.
12grid layout. Способы создания: HTML и CSSсетки, применение
фрэймворков. Тестирование. Создание отладочной сетки.
CSSфреймворки. TwitterBootstrap.
CSSфреймворки. Динамические языки стилей. Препроцессоры Sass
иLess.
JavaScript. Основные понятия. Синтаксис языка. Операторы и
выражения. Функции. Рисование на холсте.
Библиотека jQuery. Внедрение плагинов.
Фреймворки AngularJS и ReactJS – назначение, принципы разработки.
Рецепты CSS. Практические приемы верстки. Минимизация CSSкода.
Раздел 8. Обобщение изученного.
Доработка проектов учащихся.
Обобщающее занятие. Демонстрация проектов учащихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты реализации данной образовательной программы
соответствуют поставленной цели и комплексу задач:
учащиеся профориентированы и мотивированы к познанию и
творчеству, развиты их положительные личностные качества;
учащиеся ориентируются в интернетпространстве, знают и
учащимися
понимают основные понятия и термины вебразработки;
знания,
приобретеныпрактические умения и навыки в области веб
дизайна, а именно:
усвоены
теоретические
o в области HTML, в том числе и стандарта HTML5;
o в области CSS, в том числе и стандарта CSS3;
o в области требований к оформлению кода вебдокумента, в
том числе и соответствия стандарту W3C;
o в области JavaScript (начальные сведения);
o в области создания и обработки изображений, в том числе и
анимаций;
o в области создания PSDмакетов сайта;
o в области верстки из PSDмакетов;
o в области принципов работы с фрэймворками и
современных приемов верстки;
учащиеся могут выполнять тестовые задания и разрабатывать
собственные проекты; результативность участияучащихся в конкурсах и олимпиадах в
области вебдизайна, публичных представлений результатов своей
деятельности.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подведение итогов реализации программы будет проводиться в
следующих формах:
демонстрация проектов учащихся;
результативность участия в конкурсах по вебдизайну;
выполнение учащимися тестовых заданий.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация данной образовательной программы может основываться на
традиционных и нетрадиционных формах и методах работы, при условии, что
они направлены на создание оптимального климата для воспитания и развития
учащихся, раскрытия их личностного потенциала.
Предлагается проанализировать следующие рекомендуемые формы
обучения:
кооперированогрупповая (группы учащихся выполняют часть
одного объемного задания);
бригадная (временные группы для выполнения определенного
задания);
парная (работа в парах над выполнением одного задания).
индивидуальногрупповая (поочередная работа с каждым
звеньевая (постоянные группы выполняют задание по цепочке);
учащимся;
На протяжении курса (начиная с первых занятий) учащиеся готовят
свой собственный проект (в командной или индивидуальной работе). Такой
подход необходим для того, чтобы каждое приобретенное знание или навык
не забывались, а развивались и совершенствовались. К примеру, если на тему
«Стандарт HTML5» отведено 8 часов, это не значит, что в дальнейшем курсе
обучающиеся не используют HTML5. Все приобретенные знания и навыки
должны использоваться постоянно, с момента их получения и до окончания
курса.
При работе в команде важно, чтобы каждый учащийся приобрел
практические навыки по каждой из тем, для чего лучшим методом будет
следующий: команда совместно обсуждает и разрабатывает дизайн будущего
сайта на основе идей каждого участника и под руководством преподавателя,
после чего каждый участник команды (или группа из двух участников)
разрабатывает свою часть, представляющую отдельную полную вебстраницу, содержащую основные элементы как HTML, так CSS верстки (сочетание
кооперированогрупповой и бригадной форм обучения). Нежелательным
представляется асимметрический метод работы, когда учащийся работает,
например, только над CSS, или только над созданием разметочной сетки и т.д.
(сочетание кооперированогрупповой и звеньевой форм), так как при этом
учащийся не приобретет достаточные практические навыки в областях, не
примененным им на практике. С другой стороны, в отдельных случаях такой
подход (звеньевая форма обучения) также может иметь место, например,
учитывая индивидуальность учащегося.
В случае, когда учащиеся затрудняются с выбором направления
проектной работы (не могут найти подходящую тему), педагог может помочь
им в поиске. При этом необходимо помнить, что преимущественным является
самостоятельный (без помощи педагога) выбор учащимися темы проекта.
Таким образом, помощь педагога должна проявляться в крайнем случае и по
возможности не через прямое указание, а через стимулирование умственной
деятельности. Необходимо также помнить о важнейших принципах
размещения информации в Интернете:
всеми силами избегать дублирования информации (нельзя размещать на
своем сайте информацию, уже имеющуюся в сети, поскольку это не
имеет смысла и «загрязняет» информационное пространство);
копирование и цитирование, конечно же, могут меть место в
определенном объеме, если это необходимо, но с обязательной ссылкой
на источник;
обязательное соблюдение авторских прав.
Для внимания предлагаются возможные направления для проектной
работы (темы сайтов):
сайт, посвященный другому проекту учащегося или группы учащихся
(это может быть его (их) выступление на конференции, творческая
работа по другому направлению);
сайтвизитка учащегося, если он имеет хобби (сайт фотографа,
художника и т.п.)
сайтвизитка компании(представим, что в будущем данная группа
обучающихся составит компанию, занимающуюся сайтостроением);
сайтвизитка творческой группыпо тому или иному научному или
культурному вопросу;
информационный ресурс (необходимо помнить о принципах размещения
информации в Интернете, перечисленных выше, поэтому при выборе
данного направления нужно быть особенно осторожным – сегодня
трудно предоставить новую информацию по большинству направлений);
сайт единомышленников (пропаганда или агитация; сайт должен
соответствовать общепринятым моральным нормам и принципам, не
содержать незаконной информации); сайт класса или группы (при наличии богатой общественной или
научной жизни);
сайт города, поселка, деревни (с тем контентом, которого нет на
контент должен быть
официальном/неофициальном сайтах;
интересным);
сайт мероприятия (городского праздника, концерта, важного события из
жизни школы и т.п.);
любая из вышеперечисленных тем, но компания (группа, событие)
являются вымышленными (коммерческая компания, сайт школы, сайт
творческой личности и т.п.) – в таком случае проект не рекомендуется
размещать в сети, так как он не несет полезной информации и служит
лишь для обучения.
Важной компетенцией для будущего специалиста в сфере
информационных технологий (IT) и, в частности, в сфере вебдизайна,
являются коммуникационные навыки, то есть навыки общения с коллегами,
руководством проекта и заказчиком; frontend с backendразработчиком,
backendразработчика с дизайнером и так далее. В следствие этого, требуется
развивать данные навыки в учащихся на протяжении всего курса обучения.
Реализовать обучение коммуникационным навыкам можно только на практике
с использованием следующих методов:
активное обсуждение с учащимися даже простых заданий;
активное обсуждение проектов;
совместное обсуждение дизайнов;
использование
(перечисляются по степени преимущества)
кооперированогрупповой, бригадной, звеньевой форм обучения, так
как они стимулируют активное общение внутри кооперации (группы);
по возможности исключение или сведение к минимуму
дифференцированногрупповой (дифференциация по успеваемости) и
индивидуальногрупповой форм обучения.
Таким образом, учитывая вышеперечисленные факторы, наилучшей
формой обучения представляется сочетание кооперированогрупповой и
бригадной (или парной) форм обучения.
В соответствии с типовой программой дополнительного образования, в
отдельных случаях при наличии объективных причин (подготовка к конкурсу
или олимпиаде, работа с одаренными учащимися и т.п.) возможно применение
индивидуальных форм обучения.
В процессе приобретения учащимися практических навыков можно
выделить выполнение ими трех категорий заданий:
обучающие задания (необъемные, на несколько минут, однородные по
содержанию тренировочные задания, предназначенные для апробации
полученных знаний на практике, визуального анализа применения
различных значений свойств селекторов или атрибутов тегов, например «создать тривиальный каркас вебдокумента» или «создать флекс
контейнер и разместить в нем несколько флексэлементов»);
тестовые задания (отличаются большим объемом и более разнородным
содержанием, предназначены для оценки знаний учащихся с
последующим обсуждением и коррекцией, и приобретения последними
навыков применения своих знаний в комплексе, например «создать веб
страницу (HTML + CSS) с размещением на ней нескольких различных
элементов» или «спроектировать и реализовать отзывчивый дизайн
страницы для основных классов устройств»);
проектная работа (каждый учащийся на протяжении всего процесса
обучения работает над своим крупным проектом или частью общего,
коллективного проекта, постоянно совершенствуя и развивая его;
целесообразно оказать помощь учащимся в выборе проекта и уточнить
детали, исходя из чего преимущественной формой будет работа над
общим (коллективным) проектом).
В соответствии с содержанием программы и исходя из особенностей
предметной отрасли рекомендуютсяследующие методы обучения (по степени
преимущества):
метод проблемного обучения (перед изложением материала ставится
проблема или техническая задача, после чего, совместно с учащимися,
ищется метод решения данной задачи);
эвристический метод (активный поиск решения самостоятельно
сформулированных или выданных задач);
объяснительноиллюстративный метод (беседа,дискуссия, обсуждение,
элементы лекции, литература);
репродуктивный метод (на основе образца) рекомендуется только при
изучении стандартных современных паттернов («рецептов») веб
проектирования.
Неотъемлемой частью процесса обучения является и воспитание
учащихся. Могут применяться массовые, групповые или индивидуальные
формы воспитания.
Воспитательные мероприятия при реализации программы проводятся в
соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся
молодежи
основных
учетом
составляющихвоспитаниядетейиучащейсямолодежи:
с
гражданское и патриотическое воспитание;
идеологическое воспитание;
духовнонравственное воспитание;
воспитание культуры безопасности жизнедеятельности;
эстетическое воспитание;
воспитание культуры здорового образа жизни;
экологическое воспитание; семейное и гендерное воспитание;
трудовое и профессиональное воспитание.
Таким образом, образовательная программа«WEBдизайн» направлена
на формирование основных компетенций в области вебдизайна, на
нравственное и духовное развитие учащегося, на становление и
самоопределение его личности.Реализация программы требует традиционных
и
методов
работы,направленныхнасозданиеоптимальныхусловийдлядостиженияожидаем
ых результатоввобучении,воспитании,развитииучащихся,удовлетворенииих
индивидуальныхвозможностей,потребностей,интересов,раскрытияличностног
о потенциала каждого.
нетрадиционных
форм
и
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
и
– Режим доступа:
– Режим доступа: //
CSS3 [Электронный ресурс].
1. CSS GridPlayground [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //
https://www.cssgridplayground.com/. Дата доступа: 10.08.2018г.
2. CSS
https://html5book.ru/csscss3/. Дата доступа: 18.08.2018г.
3. CSS3 columns [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //
https://html5book.ru/css3columns/. Дата доступа: 18.08.2018г.
4. CSS3 flexbox [Электронный ресурс].
https://html5book.ru/css3flexbox/. Дата доступа: 15.08.2018г.
5. CSSlive [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://csslive.ru/. Дата
доступа: 12.08.2018г.
6. HTML и HTML5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //
https://html5book.ru/htmlhtml5/. Дата доступа: 14.08.2018г.
7. HTML5 Book [Электронный ресурс].
https://html5book.ru/. Дата доступа: 18.08.2018г.
8. Htmlbook
http://www.htmlbook.ru/. Дата доступа: 11.08.2018г.
9. Автопрефиксер CSS онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //
https://autoprefixer.github.io/ru/. Дата доступа: 21.08.2018г.
10. Большая статья про гриды (CSS GridLayout) [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: //
http://csslive.ru/css/bolshayastatyaprogridycssgrid
layout.html/. Дата доступа: 17.08.2018г.
11. Визуальное руководство по свойствам Flexbox из CSS3 [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: // http://csslive.ru/articles/vizualnoerukovodstvopo
svojstvamflexboxizcss3.html/. Дата доступа: 15.08.2018г.
12. Выучить CSS Grid за 5 минут [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //
https://proglib.io/p/cssgrid/. Дата доступа: 17.08.2018г.
13. Комолова, Н. Самоучитель HTML / Н. Комолова, Е. Яковлева. – СПб:
Питер, 2011.
– Режим доступа:
[Электронный ресурс].
– Режим доступа:
//
//
// [Электронный ресурс].
14. Новые HTML5 тэги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //
http://www.wisdomweb.ru/HTML5d/index.php/. Дата доступа: 15.08.2018г.
15. Палитры
– Режим доступа:
http://www.colorion.co/. Дата доступа: 10.08.2018г.
16. Разметка CSS [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //
https://idg.net.ua/blog/uchebnikcss/razmetkacss/. Дата доступа: 17.08.2018г.
17. Рецепты CSS [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://wp
lessons.com/category/receptycss/. Дата доступа: 24.08.2018г.
18. Руководство по оформлению HTML/CSS кода от Google[Электронный
ресурс]. – Режим доступа: // https://m.habr.com/post/143452/. Дата доступа:
23.08.2018г.
19. Стандарты
https://www.w3.org/standards/. Дата доступа: 26.08.2018г.
– Режим доступа:
[Электронный ресурс].
//
//
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Учебная программа "Веб-разработка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.