Урок-повторение для 5 класса по русскому языку на тему: «Фонетика. Орфоэпия. Что изучает фонетика?»
Оценка 5

Урок-повторение для 5 класса по русскому языку на тему: «Фонетика. Орфоэпия. Что изучает фонетика?»

Оценка 5
docx
16.05.2021
Урок-повторение для 5 класса по русскому языку на тему: «Фонетика. Орфоэпия. Что изучает фонетика?»
Урок-повторение для 5 класса по русскому языку на тему.docx

Урок-повторение для 5 класса по русскому языку на тему:

«Фонетика. Орфоэпия. Что изучает фонетика?»

 

 

Цели:

Образовательные: повторить и систематизировать знания о фонетике русского языка, формировать умение применять полученные знания на практике;

Развивающие: развивать коммуникативные умения учащихся, логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;

Воспитательные: повышать интерес к предмету, воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи, формирование коммуникативной компетенции путем работы в группах.

 

Ход урока.

1.    Орг. Момент

Учитель: Доброе утро, класс. Надеюсь, настроение у вас хорошее. Сегодня мы с вами повторим темы «Фонетика» и «Орфоэпия» и постараемся вспомнить все, что мы о них знаем. Для начала, давайте займемся нашей речью и произношением.

 

2.    Работа над речью учащихся

Учитель: Взгляните на доску – перед вами скороговорки. Выберите одну из них и произнесите быстро, но четко (фронтально или по желанию).

Скороговорки:

У осы не усы, не усищи, а усики.

Бобр добр до бобрят.

Барану баран порвал кафтан.

Саша Маше шлёт привет, Маша Саше шлёт ответ.

 

3.    Повторение разделов «Фонетика» и «Орфоэпия»

Учитель: Давайте составим наглядную таблицу-схему, к которой вы будете обращаться и которая отразит ваши знания по разделу «Фонетика». Для того, чтобы составить схему, я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них.

Вопросы:

1.    На какие две группы делятся все звуки речи? (согласные и гласные).

2.    В каких позициях могут находиться гласные? (ударная и безударная).

3.    Раскройте понятия ударный и безударный звук.

4.    На какие 2 группы делятся согласные звуки? (парные и непарные).

5.    На какие подгруппы можно разделить парные и непарные звуки? (твердые/мягкие, звонкие/глухие).

6.    Какие согласные не имеют парных звуков по твердости-мягкости? (Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц и всегда мягче ч, щ, й).

7.    Какие согласные звуки не имеют парных звуков по звонкости глухости? (Сонорные звуки: л, м, н, р, й и глухие согласные х, ц, ч, щ).

8.    Распределите по колонкам оставшиеся парные звуки.

 

В конце составления схемы на экран можно вывести следующую таблицу.

hello_html_6892ec8a.jpg

 

Учитель: Итак, мы составили таблицу, которая очень поможет вам при фонетическом разборе слова. Кстати, о разборе. Каким алгоритмом мы сможем воспользоваться, чтобы правильно разобрать слово?

(Составление алгоритма вместе с учениками).

 

Алгоритм:

1.    Прочитай слово

2.    Поставь ударение

3.    Определи количество слогов

4.    Определи количество букв

5.    Определи количество звуков

6.    Сколько гласных? Дать характеристику гласным по плану:

А) ударный или безударный?

Б) какой буквой обозначен звук?

В) по участию губ, ряда, подъема языка;

7. Сколько согласных? Дать характеристику по плану:

А) твердый или мягкий?

Б) какой буквой обозначен звук?

В) по участию голоса и шума;

Г) по месту и способу образования.

 

Учитель: Давайте закрепим материал упражнениями.

 

Задание 1. Фонетический разбор слова (по вариантам).

1 вариант – слово «ребята»;
2 вариант – слово «зеленые».

 

Задание 2. В задании следует разобрать слова по мягкости/твердости согласных звуков. Игра с тремя группами учащихся – по рядам. Временное ограничение – 3 минуты.

Представьте себя на рыбалке вместе с двумя друзьями. Одна команда ловит рыб, в названиях которых только мягкие согласные; другая – в названиях которых только твердые согласные; третья – в названиях которых есть и твердые, и мягкие согласные звуки.

 

Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель, налим.

 

Задание 3. Задание по типу ГИА.

1. Укажите ошибочное суждение

1) В слове ГОРОД последний звук - [т].

2) В слове НОЖИК все согласные звуки твердые.

3) В слове ИЗВЕСТНЫЙ согласный звук [т] является непроизносимым.

4) В слове ЯНВАРЬ букв больше, чем звуков.

 

2. Укажите ошибочное суждение

1) В слове ЩАВЕЛЬ все согласные звуки мягкие

2) В слове СЕМЬЯ букв больше, чем звуков.

3) В слове ЕРШИ ЗВУК [ш] – это твердый звук.

4) В слове ВХОДЯТ первый звук - [ф].

 

3. Укажите ошибочное суждение

1) В слове ЗАВИСЕТЬ все согласные звуки мягкие.

2) В слове ПРИЗЫВ последний звук - [ф].

3) В слове ЯСЕНЬ количество звуков и букв совпадает.

4) В слове МЕСТНЫЙ согласный звук [т] является непроизносимым.

 

Задание 4. Найдите третье лишнее слово. Поясните, по какому основанию оно лишнее.

1.    фанера, кашне, фонетика (фанера)

2.    конечно, чтобы, бесконечный (бесконечный)

3.    документ, кремень, свекла (свекла)

4.    косьба, сгибать, столб (столб).

Задание 5.

1. В каком слове на месте пропуска пишется О?

1) ж..лтый; 2) ш..лковый; 3) трещ..тка;

 

2. В каком слове произносится звук [в]?

1) ловкий; 2) слева; 3) все;

 

3. В каком слове пишется буква Ы?

1) ц..ркуль; 2) ц..кнуть; 3) ц..кл;

 

4. В каком слове произносится звук [б]?

1) кнопка; 2) просьба; 3) трубка;

 

5. В каком слове последний звук – глухой твердый согласный?

1) клюв; 2) сон; 3) ключ; 4) плющ

 

 

 

4. Обобщение знаний

Мини-тест.

1. Найдите слово с ударением на первом слоге:

А. Алфавит
Б. Каучук
В. Свекла

 

2. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

А. Ярмарка 
Б. Подъезд
В. Снег

 

3. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие:

А. [ж], [ш], [щ], [ч]
Б. [ч], [щ], [й]
В. [x], [щ], [ж], [й]

 

4. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

А. Сговор
Б. Подставить
В. Царевна

 

5. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

А. Стоял
Б. Солнышко
В. Полька

 

 

5. Домашнее задание

Текст: Каштанка  беспомощ..но  бегала вза..  и  впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков. Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

Задание:

   1)Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте.

2) Найдите и подчеркните слова, в которых букв меньше, чем звуков.

2) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

4) Сделайте фонетический разбор слова.  ( 1в - подъезд, 2в - снег )

 

5. Этап рефлексии (анкета на листочках)

·         На уроке я работал активно/пассивно

·         Своей работой на уроке я доволен/недоволен

·         Урок для меня показался коротким/длинным

·         За урок я не устал/устал

·         Мое настроение стало лучше/стало хуже

·         Материал урока мне был понятен/непонятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

·         Домашнее задание мне кажется легким/трудным

интересным/неинтересным

 

 


 

Урок-повторение для 5 класса по русскому языку на тему: «Фонетика

Урок-повторение для 5 класса по русскому языку на тему: «Фонетика

Учитель: Итак, мы составили таблицу, которая очень поможет вам при фонетическом разборе слова

Учитель: Итак, мы составили таблицу, которая очень поможет вам при фонетическом разборе слова

Укажите ошибочное суждение 1)

Укажите ошибочное суждение 1)

А. Ярмарка Б. Подъезд В. Снег 3

А. Ярмарка Б. Подъезд В. Снег 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021