Урок-презентация с элементами анализа по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Оценка 4.8

Урок-презентация с элементами анализа по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
русская литература
5 кл—11 кл +1
25.06.2024
Урок-презентация с элементами анализа  по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Развивать умения краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода
5 класс. Литература. Урок с элементами анализа Муму.pptx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Пожарского муниципального округа

Литература Урок с элементами анализа 5 класс

Литература Урок с элементами анализа 5 класс

Литература

Урок с элементами анализа
5 класс

Составила:
Банюшевич Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы

Рассказ И. С. Тургенева

Рассказ И. С. Тургенева

Рассказ И. С. Тургенева

Тема: «Герасим и МУМУ»

Тема: «Герасим и МУМУ»

Тема:

«Герасим и МУМУ»

Автобиографический рассказ «Муму»

Автобиографический рассказ «Муму»

Автобиографический рассказ «Муму»

Автобиографический рассказ «Муму»

Автобиографический рассказ «Муму»

Автобиографический рассказ «Муму»

Цели: Развивать умения краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода

Цели: Развивать умения краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода

Цели:


Развивать умения краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.

Продолжить сопоставительную характеристику Герасима с другими героями.

Научиться составлять план и выделять границы эпизодов.

Рассказы о героях (сообщения учащихся)

Рассказы о героях (сообщения учащихся)

Рассказы о героях (сообщения учащихся)

Капитон Климов был башмачником у старой барыни, «пьяница горький».
Тургенев пишет: «Климов почитал себя существом обиженным и неоценённым по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком -то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж именно с горя» Когда Гаврила говорил ему, что он только хлеб даром ест, Капитон обиженно отвечает: «В этом случае, Гаврила Андреевич, один мне судья: сам Господь Бог - и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сём свете суть и точно ли даром хлеб ем.» Он заявляет, что он, « однако человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок», и называет себя горемыкой.
В женитьбе Капитон видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну. Через год после женитьбы Капитон совсем спился и был вместе с женой отправлен барыней в деревню.

Герои рассказа «Муму» Гаврила - главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим…

Герои рассказа «Муму» Гаврила - главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим…

Герои рассказа «Муму»

Гаврила - главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом».
Комната у него загромождена коваными сундуками с добром. В разговоре с барыней он постоянно говорит на «с»: женить- с, можно -с, хорошо -с . Когда Гаврила разговаривает с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет «с».
Он готов выполнять все желания барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам вместе со старшей компаньонкой Любовью Любимовной ворует у барыни чай, сахар и прочую бакалею.

Герои рассказа «Муму» Татьяна - молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой

Герои рассказа «Муму» Татьяна - молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой

Герои рассказа «Муму»

Татьяна - молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое бельё. У неё не было никакой родни, кроме дядей, которые жили в деревне, и её все унижали и заваливали работой. Тургенев пишет: «Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку закончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни.»
Татьяну с детства заставляли работать за двоих, у неё не было гордости, не было уверенности в себе, и поэтому красота скоро с неё «соскочила». Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли Татьяна Капитона. Перед отъездом в деревню Татьяна на прощание поцеловалась по -христиански с Герасимом. Это был единственный человек в её жизни, который жалел её и заботился о ней.

Эпиграф …Он казался каким - то великаном перед нами

Эпиграф …Он казался каким - то великаном перед нами

Эпиграф



…Он казался каким - то великаном перед нами.
И. Тургенев. «Муму».

Составление плана (Выразительное чтение рассказа, обозначение границ эпизода

Составление плана (Выразительное чтение рассказа, обозначение границ эпизода

Составление плана (Выразительное чтение рассказа, обозначение границ эпизода.)


1) Неожиданная находка.
(от слов: «Всё это происходило весною…»)
2) Собачка испанской породы.
(от слов:« Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком…»)
3) Муму и барыня.
(от слов: «Так прошёл ещё год…»)
4) Приказ барыни.
(от слов: «До самого вечера барыня была не в духе..»)
5) Муму возвращается.
(от слов: « Впрочем, его беспокойство было напрасно…»)
6) Ночной переполох.
(от слов: « Герасим уже прежде догадался…») 7) Осада каморки Герасима.
8) Прощание с Муму.
9) Возвращение на родину.

Анализ эпизода (Осада каморки

Анализ эпизода (Осада каморки

Анализ эпизода (Осада каморки Герасима)


1) Детали эпизода: (поведение барыни; трусость Гаврилы; участие в «операции» дяди Хвоста; услужливость Степана.)
2) Чтение абзаца.
(Герасим неподвижно стоял на пороге…») подчеркнуть противопоставление героев.

Вывод: Герасим - великан в «красной крестьянской рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах»

Вывод: Герасим - великан в «красной крестьянской рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах»

Вывод:

Герасим - великан в «красной крестьянской рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах»
Слово «немец» буквально обозначает «немой»: первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умели говорить по-русски.
Немой Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой.

Анализ эпизода: «Прощание с Муму, возвращение домой»

Анализ эпизода: «Прощание с Муму, возвращение домой»

Анализ эпизода: «Прощание с Муму, возвращение домой»

Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню. И Тургенев. «Муму»
Почему Герасим не ушёл в деревню вместе с Муму?
(Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Желание вернуться в деревню созревает внезапно под влиянием картин природы. Когда он шёл топить Муму, он не думал уходить из города. Прощание с единственным любимым существом разорвало оковы внутреннего рабства, Герасим « прибежал в свою каморку, проворно уложил кое - какие пожитки в старую попону, связал её узлом, взвалил на плечо, да и был таков».

Сопоставление Сопоставьте начало рассказа (экспозицию, т

Сопоставление Сопоставьте начало рассказа (экспозицию, т

Сопоставление

Сопоставьте начало рассказа (экспозицию, т. е. изображение героев до начала действия) и его эпилог (последний абзац рассказа).
Как согласуются эти части в авторской характеристике Герасима?

Работа с таблицей Эпилог Экспозиция

Работа с таблицей Эпилог Экспозиция

Работа с таблицей

Эпилог

Экспозиция

Здоров и могуч по-прежнему

Немой и могучий

Работает за четверых по-прежнему

Работает за четверых

Важен и степенен

Смахивал на степенного гусака

Богатырская сила

Сложенный богатырём

Вывод: Созвучие эпилога и экспозиции придаёт завершённость тургеневскому рассказу, говорит о том, что нелёгкие испытания не сломили

Вывод: Созвучие эпилога и экспозиции придаёт завершённость тургеневскому рассказу, говорит о том, что нелёгкие испытания не сломили

Вывод:


Созвучие эпилога и экспозиции придаёт завершённость тургеневскому рассказу,
говорит о том, что нелёгкие испытания не сломили Герасима,
свидетельствует о могучей нравственной силе героя, цельности его характера.

Вывод: Герасим - это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс

Вывод: Герасим - это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс

Вывод:

Герасим - это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс.
Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть своё одиночество.
Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность - глухоту и немоту - преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

Вывод: Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии

Вывод: Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии

Вывод:

Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно, так же как и привязанность героя к крестьянскому труду.
И первой в этом виновата барыня. В России 19 в. было много жестоких крепостников - самодуров. Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми.
Именно при крепостном строе было страшное право - эксплуатация одного человека другим. И. Тургеневу удалось показать тяжесть крепостного гнёта, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также (на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих «пресмыкаться»

Работа по группам Кратко ответить на поставленные вопросы, тем самым выстраивая логическую цепь ответов, составить мини - рассказ

Работа по группам Кратко ответить на поставленные вопросы, тем самым выстраивая логическую цепь ответов, составить мини - рассказ

Работа по группам

Кратко ответить на поставленные вопросы, тем самым выстраивая логическую цепь ответов, составить мини - рассказ.
1группа - Какими чертами характера наделил автор своего героя? Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми?
2 группа - Расскажите: об истории с Татьяной; Герасим и барыня.

Работа по группам 3 группа -

Работа по группам 3 группа -

Работа по группам

3 группа - История с Муму. Почему в повести эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной?
4 группа - Дайте характеристику Герасиму. Можно ли считать его поступок протестом против гнёта крепостничества?
5 группа - Почему И. Тургенев назвал рассказ не «Герасим», а «Муму»? Чему вас научил этот рассказ? Как сегодня можно бороться с самим собой, чтобы не стать лакеем?

Составить рассказ

Составить рассказ

Составить рассказ

Тест 1. Каков жанр произведения: а) роман; б) рассказ; в) очерк; г) повесть? 2

Тест 1. Каков жанр произведения: а) роман; б) рассказ; в) очерк; г) повесть? 2

Тест

1. Каков жанр произведения:
а) роман; б) рассказ; в) очерк; г) повесть?
2. Что описал автор в «Муму»:
а) любовь Герасима к Муму; б) жизнь столичного дворянства; в) духовное перерождение человека?
3. С помощью какого художественного приёма И. Тургенев создал систему образов рассказа:
а) сопоставление характеров; б) принцип парности; в) антитезу?
4. К кому из героев мы видим ироническое отношение автора:
а) к Татьяне; б) к барыне; в) к Муму; г) к Герасиму; д) к Гавриле; е) к Капитону.
5. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»:
а) спас Муму; б) полюбил город; в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому -то нужен?

6. В какой момент Герасим принял решение вернуться на родину:
а) когда «долго грёб против течения»; б) когда кормил Муму в трактире; в) в сцене у каморки; г) когда бросил Муму в воду?
7. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели Муму:
а) распахнул дверь и вышел на крыльцо; б) зашёл с Муму в трактир и накормил собаку; в) долго грёб против течения; г) искал лодку?
8. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными:
а) описание жизни барской усадьбы; б) угодливость и бесправие дворни; в) деспотизм барыни; г) немоту Герасима?

Самостоятельная работа с текстом (дописать предложения из рассказа «Муму»)

Самостоятельная работа с текстом (дописать предложения из рассказа «Муму»)

Самостоятельная работа с текстом (дописать предложения из рассказа «Муму»)

Герасим – «самое замечательное лицо…»
Герасим – главный герой рассказа (автор, название____. Это был мужчина (какой? опишите его)____.
Его привезли в Москву и определили (кем?)____. Работал он (как?)____. Вообще Герасим был нрава (какого?)____.
Дворня(как относилась к Герасиму?)____, он (как относился к дворне, барыне?)____.
Глухонемой от рождения, этот человек был способен на проявление искренних чувств. В первую очередь они проявились по отношению к ____. Он трогательно ухаживал за ней (что делал?):____. Но Татьяну по приказу барыни выдали замуж за пьяницу-башмачника.
После горького разочарования в любви, Герасим привязался к найденной им собачке. Назвал её ____. (написать, как Герасим ухаживал за собачкой, как она относилась к нему?)____.
Потеряв всех, кого любил, Герасим единственный из всей дворни выразил протест против (чего?)____ барыни(что сделал?)____. Таким образом проявилась сила духа и ____. В образе Герасима воплотились лучшие черты русского крестьянина: ____.

Дописать предложения «Вырос немой и могучий, как ____(дерево растет на плодородной земле)» «Скучал и недоумевал, как ____(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с…

Дописать предложения «Вырос немой и могучий, как ____(дерево растет на плодородной земле)» «Скучал и недоумевал, как ____(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с…

Дописать предложения

«Вырос немой и могучий, как ____(дерево растет на плодородной земле)»
«Скучал и недоумевал, как ____(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»
«Бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как ____ (пойманный зверь)»
«Дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как ____ (стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»

Сочинение Герасим Среди дворни самым замечательным лицом был

Сочинение Герасим Среди дворни самым замечательным лицом был

Сочинение

Герасим
Среди дворни самым замечательным лицом был Герасим. Выделялся он тем, что умел и любил работать. В деревне он был «самым исправным тягловым мужиком». Герасим был очень сильным и работал за четверых. «Дело спорилось в его руках и весело было смотреть на него, когда он работал»,- писал И. Тургенев. Начнёт пахать – кажется сам, без помощи лошадёнки пашет. А косой действовал так, что молодой берёзовый лесок смахнул бы с корней, или безостановочно и проворно молотил трёхаршинным цепом. Тяжело было работать в деревне, но Герасим привык к этой жизни и работал без устали.
Но вот капризная барыня перевела его в город и сделала своим дворовым. В городе Герасим очень скучал и никак не мог привыкнуть к новой жизни. Новая работа казалась ему шуткой. В полчаса всё у него было готово. Трудился он усердно. На дворе у него было всегда чисто, нигде не валялось ни щепок, ни сору. А если кляча-водовозка где-нибудь застрянет, он так двинет плечом, что не только телегу, а лошадь сдвинет с места. Ночью он не спал, караулил дом.
Герасиму не нравилась работа в городе, но он работал так же хорошо, как и в деревне. Герасим добрый, старается защитить тех, кто слабее его. Он очень любит животных и с нежностью заботится о них.
В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует против крепостного гнёта помещиков.

Высказывания учащихся из сочинений

Высказывания учащихся из сочинений

Высказывания учащихся из сочинений

Мне понравился Герасим, он сильный, держит своё слово, добрый, любит порядок.
Герасим протестует своим уходом в деревню не просто против приказа барыни утопить Муму, а против таких отношений, при которых теряешь свои лучшие качества, против отношений рабства.
И. Тургенев относился к Герасиму, как к положительному герою, выделяя его среди других героев: «Из числа всей челяди самым замечательным был дворник Герасим»
Герасим отличался от других дворовых тем, что обладал необычайной силой, работал за четверых.
Герасим родом из деревни. Он был высоким, сложен как богатырь. К городской жизни привыкал долго. По приказу барыни исполнял все работы, потому что был трудолюбивым с детства.

Итог

Итог

Итог

Памятники Муму

Памятники Муму

Памятники Муму

Урок-презентация с элементами анализа по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Урок-презентация с элементами анализа  по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2024