Урок развития речи. Описание помещения. Интерьер. 6 класс

  • docx
  • 02.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Описание помещения. Интерьер 6 класс.docx

Урок развития речи в 6 классе разработан в соответствии с Рабочей программой по УМК Т. А Ладыженской, Л. А Тростенцовой.

Тема. Описание помещения. Интерьер                                    6 класс

Тип урока:       урок развития речи

 Цель урока:  организация работы по усвоению приемов и методов описания интерьера

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с понятием «интерьер»; дать представление о видах и составляющих интерьера; научить описывать помещение в художественном стиле; активизировать познавательную активность;

развивающие: развивать творческие способности, наблюдательность; развивать коммуникативные навыки работы; развивать связную речь; наполнение речи учащихся лексикой, необходимой для описания помещения (общественного и бытового).

воспитательные:   воспитывать общую культуру и культуру языка.

Оборудование:  учебник “Русский язык 6 класс” (автор: Т.А.Ладыженская); распечатки текстов (Приложение 1); памятка “Как работать над сочинением-описанием помещения” (Приложение 2);

Методы и приёмы работы:  слово учителя, диагностика, словарная работа, опрос-эстафета, лотерея, загадка, учебная игра,  выборочный диктант, тест, работа с текстом, редактирование, конструирование, турнир, работа по карточкам, проблемный вопрос, грамматические задания.

ІІІ Актуализация  знаний

1.Ответьте  на вопросы.

  1) Какие типы речи знаем? Что предполагает повествование? Рассуждение?

  2) Каковы особенности описания? ( Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков) 

  3) Какой вопрос мы можем поставить к тексту-описанию? (Какой?)

  4) Какие описания вам известны? (научное и художественное)

2. Сегодня мы будем с вами вести речь о художественном описании.

  1) Слова каких частей речи чаще всего используются при описании?

      (Используются слова со значением признака  - прилагательные, наречия, яркая глагольная лексика).

  2)Что мы можем описывать? Какие виды описания вы знаете?

      (Мы можем описать человека, природу, животных, состояние человека, место, где происходит действие и т.д.)

3.  Определите, что описывается.

 1) "Владимир Дубровский роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой…

          (Описание  человека – портрет)

2).  "Раскинулось  перед ними невиданное зрелище. В долине, выходившей к берегу реки, ее извивлений и прогибов, стояла стая первый пятен озими и рожь — алая, зеленая и желтая — переливались, словно царские барточки, дорога казалась узенькой серебряной ленточкой, кружившей к воротам одной из застенков" 

  (Описание природы – пейзаж)

3) "Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Серенький дом с красной кровлей", ветхое крыльцо, "бедный дом" кажется беззащитным. Внутри дома: маленький рабочий кабинет, несколько спален, кладовка, передняя и сени. Мебель была старая,  и её было мало, поэтому некоторые бумаги лежали в разных комодах и стояли на полу в ящиках».

 (Описание помещения - ИНТЕРЬЕР)

4. Словарная работа.

ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная. Различают два типа интерьера: общественный и жилой.

- В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.

1. Запишите слова – ассоциации со словом ИНТЕРЬЕР.

 (Комната, квартира, домашний, уютный, помещение,  отражение,   парадная, гостиная, антресоли, мебель и т.д.). 

 2. Что составляет основу описания помещения? Что включает в себя интерьер?

( Перечень признаков этого помещения и находящихся в нём предметов.   Стены. Перекрытия. Отделка стен. Лепка. Обои. Мебель. Осветительные приборы. Ковры и т.д.)

  3. А что ещё нам поможет при описании? ДОСТАТОЧНО ли просто перечислить предметы, которые есть в комнате?

( Надо указать место, где они находятся, можно ещё и описать каждый  предмет.)

ІV. Подготовка к написанию сочинения-описания интерьера.

1. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.

Памятка

1.     Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).

2.     Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.

3.     Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от..., налево от..., у окна, над столом, в углу, слева от..., возле, где-то и др.

4.     В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.

5.     Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

 2. Подберем слова, материал, необходимый  для будущего описания.

а)  Орфографическая работа. Вставить пропущенные буквы:

Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..лефон, п..лас, т..ршер, к..ртина, п..т..лок.

Комната, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телефон, палас, торшер,  картина, потолок

б)  Вот представьте: вы описываете комнату и…. «диван стоит…,кровать стоит…, пианино стоит…, картина висит, портьера висит…». Что же это такое!? Понравится такое повторение?

Подберите слова, выражения, чтобы не повторялись глаголы стоять, висеть. Как они называются? (Синонимичные)

в) Запишите несколько «моделей»:

Большая часть комнаты занята...;

Слева от двери находится..., а справа  — ....

 В углу помещается...

Темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет,

 нельзя не заметить,

 бросается в глаза,

манит к себе 

г) Какие бы вы употребили  слова, чтобы указать, где находится предмет?  Запишите. Прочитайте. Добавьте к записанным словам  те, которые предлагаю я. Запомните написание слов и словосочетаний, указывающих на местонахождение.

Посредине, в центре, рядом с..., возле, в углу, справа (слева) от..., между окнами, напротив..., вокруг стола, у противоположной стены,
направо, налево, неподалёку,  здесь же, тут же.

д) Обратите, пожалуйста, внимание  на «переходные» мостики:

 в комнате тесно от обилия вещей...;

 комната заставлена...;

 мебели в комнате немного...;

 придают комнате уют... и т. п.

3.Построение описания

     1) Каким может быть описание, если только перечислить предметы, находящиеся в комнате? А если ещё указать на их местоположение?

(кратким – «сжатым» и подробным – «развёрнутым»)

     2).Давайте устно потренируемся описать наш кабинет. 

а) Для начала  составим краткое описание нашего кабинета. Что мы видим перед собой? Перечислите. Запишите.

1 Кабинет 6 класса

2. Три ряда парт.

3. Учительский стол.

4. Стенка с доской.

5. Четыре окна.

7. Цветы.

8. Портреты.

б) А теперь попробуем «развернуть» это описание, то есть подробно описать этот класс. Что мы должны добавить? (местоположение каждого предмета) .

I. Большая светлая комната – это наш кабинет русского языка.

 2. Посредине – три ряда парт и стульев.

 3. Перед ними – учительский стол и доска.

4. На стене, что справа от двери, - доска

5. Напротив стены, отделяющей класс от коридора, – четыре больших окна, из которых льётся свет.

6. Вдоль стены в конце кабинета весело зеленеют цветы.

7. В шкафу гордо расположились грамоты, завоёванные учениками этого класса и творческие работы учащихся.

4. И еще подсказка. В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.

         Вот послушайте.

       У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.

     Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.

                                                                                                              (В.Крапивин)

      Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с работой на уроке и готовы к более трудным заданиям.

V.  Итоги  урока. Наступило время подвести итоги.

- В каком стиле можно описать помещение?

- Какими средствами может быть выражено отношение автора к описываемому помещению?

"Открытый микрофон"

- Что нового вы сегодня узнали? (Что такое интерьер?)

- Чему научились? ( Можно описать помещение в деловом и художественном стиле)

- Что понравилось, что нет?

VІ.  Оценки за урок.

VІІ.  Домашнее задание.

          Напишите сочинение, основную часть которого должно составлять описание вашей комнаты в художественном стиле. Если приём очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём сочинении. 

Спасибо всем  за работу!


 

Скачано с www.znanio.ru