Конспект урока русского языка в 6 классе
Урок развития речи
Тема урока: Разграничение деловой и научной речи.
Тип урока: изучение нового.
Форма урока: урок-исследование.
Цели урока:
1. Сформировать представление об официально-деловом и научном стилях речи;
2. Выявить признаки деловой и научной речи;
3. Научиться разграничивать деловую и научную речь;
4. Научиться редактировать тексты в соответствии с требованиями официально-делового и научного стилей;
5. Научиться создавать тексты научного и делового стилей.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, рабочий лист.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование. Поэтому работать вы будете не в обыкновенных рабочих тетрадях, а в специальных рабочих листах. Итак, тема нашего урока: «Разграничение деловой и научной речи». В ходе исследования мы должны выполнит следующие цели:
1. Сформировать представление об официально-деловом и научном стилях речи;
2. Выявить признаки деловой и научной речи;
3. Научиться разграничивать деловую и научную речь;
4. Научиться редактировать тексты в соответствии с требованиями официально-делового и научного стилей;
5. Научиться создавать тексты научного и делового стилей.
2. Мотивационный этап
- Научный стиль используют в речи ученые. Официально-деловой стиль используют в речи управляющие (менеджеры).
Проблемный вопрос: Какой стиль ближе тебе?
Кем хочешь быть ты: ученым или управляющим (менеджером)? Почему?
- Ребята, кто смотрит новости? Предлагаю вам посмотреть их прямо сейчас и попытаться определить, в каком из видеороликов используется речь научная, а в каком - деловая. Отметьте это в своих рабочих листах. Задание №1
Учащиеся смотрят видеоролики и определяю стили речи.
- Как вы определили стили речи?
3. Изучение нового
Давайте вместе заполним таблицу в ваших рабочих листах. Задание №2 Таблица «Признаки стилей речи»
Вместе с учениками определяем признаки стилей.
Таблица
«Признаки делового и научного стилей речи»
Научный стиль |
Деловой стиль |
Сфера применения: научные труды (… |
Сфера применения: деловые бумаги (… |
Задачи: |
Задачи: |
Высказывание бывает: доказательным, неэмоциональным,.. |
Высказывание бывает: официальным, неэмоциональным,.. |
4. Этап закрепления
- Теперь вы уже можете попробовать определить стили речи в данных вам текстах, используя схему признаков.
Обратимся к вашему рабочему листу и выполним задание №3. Распределим тексты ( их 5) по табличке.
Задание проверяется с помощью слайда с таблицей правильных ответов.
- Ребята, на стол к директору нашей школы, Светлане Петровне, попала такое странное заявление. Светлана Петровна в недоумении, не знает что делать. Ваша задача помочь директору школы разобраться с заявлением. В ваших рабочих листах есть пустой бланк для заявления (задание №4). Ваша задача на основе этого заявления составить правильное. Если вы затрудняетесь, то обратитесь к листу с текстами. Текст №1 – это образец заявления.
На слайд проецируется текст:
заевление.
здраствуйте мой глубокообожаемый директор, Светлана Петровна! У меня есть к вам деловое предложение. Я очень люблю вкусно поесть. Особенно мне нравятся заваренные пироженые и фруктовые кактели. Поэтому я прошу и даже требую, чтобы день сладкоежки проводился в нашей столовой каждый месяц.
Читаем отредактированные тексты и проверяем задание по гиперссылке.
- Теперь вам следует показать насколько хорошо вы редактируете тексты научного стиля. Предлагаю вам отредактировать текст научного стиля, заполнив пропуски. В ваших рабочих листах выполните задание №5.
Задание проецируется на слайд:. Заполните пропуски в тексте, вставив данные слова в нужной форме:
тепло, Земля, звезда, свет
Солнце — это ________ с диаметром 1 400 000 км, то есть в 109 раз большим, чем диаметр Земли. Общеизвестно, что солнечное _________ и свет— источники нашей жизни.
Солнце — это ближайшая к Земле звезда. Солнце находится на расстоянии 150 млн. км от _________. Солнечному _________ нужно 8 минут, чтобы добраться до нас.
Задание проверяется по гиперссылке.
5. Рефлексивно-оценочный этап
- Итак мы провели исследование. Осталось ответить на главный вопрос:
Какой стиль ближе тебе?
Кем хочешь быть ты: ученым или управляющим (менеджером)? Почему?
Учащиеся делятся мнениями.
6. Домашнее задание
- Наверняка в будущем вы станете знаменитыми учеными и профессиональными менеджерами. Ни один из настоящих ученых и менеджеров сейчас не обходится без визитной карточки, или визитки. Визитная карточка – это деловой стиль. Из Франции пришло название визитной карточки – от французского слова «vizite» – визит. Она представляет собой небольшой кусочек картона с информацией о ее владельце. Ваша задача попробовать создать себе яркую, запоминающуюся визитную карточку.
Желаю удачи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.