Внеклассная вокально–хоровая работа:
« От умения творить к умению воспринимать прекрасное»
Учитель музыки высшей категории
МБОУ «Лицей№52» г. Уфа
Ежова Елена Анатольевна
Нам учителям музыки на своих уроках катастрофически не хватает времени на вокально-хоровую работу. И в полной мере заняться этим видом деятельности можно во внеурочное время. Но мне работа с хором или с ансамблем дается сложнее, чем уроки музыки. На нее уходит больше сил, здоровья, наступают даже минуты отчаяния, от того, что я не вижу результат своего труда. Только с опытом поняла, что на все нужно время. Результат нашей работы –он не сиюминутный, это кропотливый, регулярный труд. Помимо того, что я в детях должна развить музыкальные, творческие способности, вокально-хоровые навыки(что само по себе нелегко),но еще существуют трудности с организацией детей, посещаемостью, а в этом году я столкнулась с новой для себя проблемой - амбициозностью детей (учащиеся, обладающие маломальским певческим голосом считают себя уже «звездами»,что над развитием своего голоса трудиться необязательно).
Но при всех трудностях, внеклассную вокально-хоровую работу я очень люблю. Я люблю петь сама и стараюсь «заразить» этим искусством детей. Ведь пение -самый доступный вид музицирования. Голосовой аппарат, данный человеку от рождения, совершенствуется вместе с его ростом и развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций. Через свою собственную творческую деятельность у ребенка становится богаче его духовная жизнь и пробуждается уважение к творчеству других. На занятиях хора дети раскрываются, становятся более уверенными(ведь многие из них были в своих классах незаметными «серыми мышками»), они получают огромное удовольствие от своих выступлений. И когда аплодисменты звучат в их адрес- лица ребят сияют от радости.
В наше время, в век инновационных технологий появились возможности поиска новых песен, фонограмм к ним, а также нотных изданий классического и популярного репертуара детских песен. Видеозаписи с выступлений также помогают детям проанализировать себя, как они прозвучали, как они «прожили» ту или иную песню.
Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально- хоровые упражнения. Основная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков(дыхания, звукообразования и дикции, строя и ансамбля, многоголосного пения),которые помогают юному певцу в передаче художественного образа песни, содержания хорового произведения, способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Материал для хоровых упражнений можно (условно) разделить на две основные категории: 1-упражнения, которые применяются вне связи с разучиванием конкретного произведения; 2- упражнения, связанные с конкретным хоровым произведением и направлена на преодоление в нем вполне определенной трудности. Наибольшую пользу приносит комплексное использование упражнений. Оно экономит дорогое время занятий и подводит учащихся к осознанию взаимодействия всех элементов вокально- хоровой звучности.
Учась в Уфимском музыкально – педагогическом училище№2, я пела в студенческом хоре под руководством талантливого педагога, творческого и волевого хормейстера - Рыбаковой А.В. Она работала с нами по методикам Д.Е.Огороднова и В.В.Емельянова. Поэтому я на себе, как участница хора, «испытала» эффективность этих методик. И придя работать в школу, использовала эти методики для развития голоса детей.
Формирование вокально-хоровых навыков:
Настроить и сосредоточить внимание детей на работе необходимо6
– потереть ладони своих рук друг об друга;
– поочередно прижать каждый пальчик обеих рук к большому пальцу подушечками;
– проскрипеть «штробасом» (руки опущены вниз, пальчики поочередно шевелятся);
– покричать «чайкой» на гласную «у» в верхнем регистре (контроль со стороны детей: одна рука находиться над головой, изображая клюв чайки, а другая около щеки ладонью вниз, контролируя разжатые зубки);
– рисуем «динозаврика»: начиная с верхнего регистра « У О А штробас»;
– упражнение по В. Емельянову «Вопросы – ответы»
у? у о? у а? о э? а ы? э ы? ы
У П ПУ. У П ПО.О П ПА.А П ПЭ.Э П ПЫ.Ы П ПЫ.
Упражнение является начальным этапом установления связи голосообразующих движений с объёмно-пространственными представлениями, переключение голосообразования с речевого на режим певческий
.
1.Певческая установка
2.Дыхание.
Большое значение при пении имеет певческое дыхание, в меру взятое певцом и правильно расходуемое.
Первое правило пения: это не поднимать плечи при певческом вдохе. Смысл этого правила в том , чтобы набирать воздух не в верхние доли лёгких, а в нижнее. В этом случае запас воздуха удерживается значительно дольше при помощи мускулов нижних и средних ребер и диафрагмы (грудобрюшная преграда).
Практически проверить правильность певческого дыхания можно на следующем упражнении. Дети кладут ладони обеих рук несколько, выше пояса, чтобы чувствовать нижние ребра. При вдохе дети сами легко повторяют и проверяют наполнение воздухом нижних долей лёгких по движению нижних рёбер.
Сам процесс голосообразования проще всего объясняет знаменитое итальянское изречение, которое гласит: «Певец берет воздух, а отдает звук».
Вот некоторые упражнения для развития навыков певческого дыхания.
Ладонь перед лицом. Дуем на ладонь до тех пор, пока ладошка будет чувствовать поток воздуха. (экономно расходуем дыхание.)
Через нос делаем вдох( надуваемся как «бочка»), задержка дыхания, затем резкий сброс дыхания через слог «ха»
Ладонь перед лицом. Прогоняем воздух через нос («сморкаемся» воздухом), затем закрытым ртом берем определенную высоту звука.
«Нюхаем распустивший одуванчик» -мягкое взятие дыхания.
.Упражнение по системе В.Огороднова.
– элемент алгоритма «Филин»; - работа над унисоном атакой звука;
Все движения голосового аппарата при вокализации синхронно и эмоционально увязывают с движением руки.
Филин сидит в темном лесу
Что ты сидишь, что ты не спишь
Я все сижу -лес сторожу.
(работа над цепным дыханием).
– элемент алгоритма «Ворон»; - работа над динамикой;
Добиться правильного взятия дыхания и певческой маски, формировать динамику звучности, различные атаки звука
Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу
Труба точенная
Позолоченная.
Во всех упражнениях подключены движения рук. Выяснено, что движения кистей рук настолько связаны с движениями голосового аппарата, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи- такой же, как артикуляционный аппарат».
3. Звукообразование и дикция
Формирование мягкой атаки звука. Твердую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определенного характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например ,пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием- выработка у детей единой манеры пения.
А) ма мэ ми мо му
Ра рэ ри ро ру
Да дэ ди до ду
Б) Бра брэ бри бро бру (пение на легато, стакатто, нон легато)
В) Муха, муза - пропевание ударных гласных, работа над гласными в окончаниях, цепное дыхание.
Мак, мир , мышь,моль -работа над согласными в окончаниях.
Когда произведение выучено полностью, для достижения кантиленного звучания, можно пропеть текст песни гласными буквами, без согласных звуков.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных - дикция. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щек), они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь.
Примеры:
"Наш Полкан попал в капкан",
"Бубнит барабан, что побит барабан, труба трубит: "Хорошо, что
побит".
«Три сороки тараторки тараторили на горке.»
«Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой, шишечка с дырочкой , в дырочке пар»
Скороговорки начиная от простейших и коротких : «Из под топота копыт, пыль по полю летит». Заканчивая «Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап». Разделив коллектив на две группы, одни являются, первой долей, другие- второй, продолжая тактировать по коленям, (сильная доля ладошкой, слабая колечком из первого и третьего пальчика). Затем нужно группам поменяться долями; - развитие чувства ритма.
4.Строй и ансамбль.
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно благодаря включению в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a сappella.
В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам
|
Я обратила внимание, что при такой посадке детей должный эффект возникает тогда, когда в группе больше в процентном отношении детей хорошо поющих.
|
Поэтому, чтобы слабо поющие дети быстрее научились чище воспроизводить мелодию, я стала хорошо поющих детей садить рядом со слабо поющими.
|
Тогда дети слышат чистое пение не только сзади, но и рядом с собой.
Качество пения зависит от наличия музыкального слуха.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация
слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного
ощущения. До сих пор изучение взаимодействия звуковой интонации человеческого
голоса с музыкальным слухом (мелодическим, гармоническим, звуковысотным)
является предметом исследования многих ученых и музыкантов, но до конца природа
этой связи пока не изучена.
А также развития чистого интонирования предлагается использовать ступени лада жестами и ладово-вокальное значение произносимых слоговых названий ступеней.(по методике Д.В.Огороднова)
1. Устойчивые ступени.
I ступень(тоника). Руки собраны ладонями прижимаются к груди (жест благодарности, удовлетворения).
Поется слог «МУ», котором глубокий гласный «У» сочетается с близким губным «М». Это придает звучанию тоники основательность, глубину и звучность (грудное звучание) в целом – устойчивость. Рис 1.
III ступень. Три средних пальца рук касаются подушечками лица между носом и верхней губой (место усов). Пальцы полусогнуты ( как при постановке руки на рояле), локти приподняты.
Поется на слог «НА” – негромко, прикрыто, т. к. гласный «А» сам по себе громкий звук, предрасположенный к открытому, крикливому звучанию. Сонорный «Н» настраивает на высокую позицию, придавая гласному светлый оттенок, что нужно для характера мажорной тонической терции. Уголки губ в полуулыбке расходятся в стороны.
V ступень (доминанта). Те же три средних пальца касаются теперь уже лба, располагаясь по вертикали (в отличии от их почти горизонтально расположения на III ступени над верхней губой). Локти при этом приподняты до уровня плеч.
Поется слог «ЛЁ» («ЛÖ»). Подбородок при этом достаточно свободно опускается – тогда гласный звук «О» звучит высоко, полетно и надежно. Это придает V ступени характер необходимый устойчивости.
2. Неустойчивые ступени.
II ступень. Кончики вытянутых трех средних пальцев рук тыльной стороной (ноготками) едва касаются снизу подбородка.
Поется слог «ВЕ». Уголки при этом идут в стороны и вверх. Это придает звуку «Е», высокое звучание, что характерно для II ступени по отношению к тонике. Рис. 4.
VII ступень (нижняя). Показывается и поется по отношению к нижней тонике. Пальцы – большой и средний – соединяются «колечком» (как при тактировании на слабой доле). Из положения прижатых к груди рук (на тонике) «колечко» едва-едва открывается от груди, так, чтобы оставалось чувство «привязанности» рук к груди, то есть, VII ступень к тонике («колечко» оттягивается как на резиночке).
Поется слог «РЫ» (а позднее и «РИ»). Петь следует тихо, затаенно, как бы про себя.
Среди детей встречается много таких, которые не умеют верно петь. У некоторых детей причиной неточного интонирования является недостаточно широкий обьем голоса. Эти дети даже при соблюдении всех певческих правил, могут верно петь лишь в удобном для них регистре- чаще более низком. По мере расширения диапазона у этих детей исчезает и причина неверного пения. Бывает, что пропеть звуки нужной высоты мешают ребенку его общая вялость и пассивность. Особенно это проявляется при пении звуков восходящем движении, которое требует активной работы голосового аппарата и большой собранности всего организма.
5.Формирование умений и навыков многоголосного пения.
Трудности многоголосного пения содержатся не столько в пении как таковом, сколько в умении слышать. С самого начала, с простых песен и упражнений, нужно, чтобы дети приучались вслушиваться в красоту звучания двух и нескольких голосов, чувствовать их выразительность, новое качество звучания по сравнению с одноголосным пением.
Также для развития многоголосного пения помогут речевые каноны, затем интонационные.» Братец Яков», «Солнышко вставало».
Добившись чистоты в звучании отдельных партий, целесообразно пение по руке дирижера с выстраиванием интервалов по вертикали.
В вокально-хоровой работе я сочетаю индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения.
Вокально-хоровые навыки приобретаются и приносят результат благодаря регулярному использованию упражнений на развитие детского голоса. Пока педагог (вокалист ли, хормейстер ли) имеет искренний интерес к своему голосу, к себе как к певцу и развивает свои певческие возможности – развиваются ученики, развивается хор.
Используя вокально-хоровые упражнения хормейстер должен «пропустить метод через себя», то есть на своем голосе освоить все упражнения, выучить их и привыкнуть к ним.
Чтобы добиться гибкого разнообразного звучания детского хора и его выразительного исполнения, необходимо работать одновременно над тремя, четырьмя разнохарактерными произведениями, иногда даже контрастными. При таком методе работы участники хора в течение занятия переключаются с одного художественного образа на другой и постепенно приобретают известную гибкость в использовании различными средствами выражения для произведений различных по характеру, и в первую очередь гибкость в использовании различным характером звучания.
Хоровое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.
Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.
«Пение – это состояние души. И если в душе пусто, то как бы технично человек ни пел, никого это не тронет. Мечты, идеалы, устремления – все это слышно в пении. А коли ничего этого нет, так и искусства тоже нет!», – Галина Вишневская.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.