Урок родной (русской) литературы. И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь «Подснежник» Смысл названия. Праздники и будни в жизни главного героя в рассказе».
Оценка 4.9

Урок родной (русской) литературы. И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь «Подснежник» Смысл названия. Праздники и будни в жизни главного героя в рассказе».

Оценка 4.9
docx
11.01.2023
Урок родной (русской) литературы. И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь  «Подснежник» Смысл названия.  Праздники и будни в жизни главного героя в рассказе».
бунин подснежник.docx

Урок родной (русской) литературы № 19       Класс 6                Дата 25.91.2021г.

Тема: И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь  «Подснежник» Смысл названия.  Праздники и будни в жизни главного героя в рассказе».

Цель:  создать условия для эмоционального живого прочтения рассказа И. Бунина, для понимания его идеи.

Планируемые результаты:

познавательные УУД

- умение находить в художественном тексте лексический повтор, пейзаж, интерьер, психологический портрет и оценивать значимость и необходимость использования этих элементов в тексте; умение эмоционально и образно воспринимать художественный текст.

коммуникативные УУД

- умение использовать в своей речи новые изученные слова, понимать лексическое значение и лексические особенности данных слов; умение строить диалог с учителем и сверстниками при обсуждении литературного произведения; умение подготовить устное выступление и реализовать его на уроке;

регулятивные УУД

- оценивать результаты своей деятельности на уроке;

личностные УУД

- умение полно и точно выражать эмоции и чувства в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение оценивать поведение и поступки литературного героя с опорой на свой жизненный опыт; умение с интересом и уважением относиться к художественному произведению

метапредметные УУД

- умение читать медленно, извлекая максимум информации из текста; умение читать бегло, находя в тексте нужный элемент.

                                                                Ход урока

                 1.Орг.этап

2.Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим разговор о творчестве И.А.Бунина.

-Что вы узнали о Бунине? (В годы революции, после 1917 года, Бунин вынужден был отправиться в эмиграцию за границу, откуда никогда уже никогда не смог возвратиться на Родину, в Россию. Жизнь в эмиграции была очень нелёгкой.  Иван Алексеевич продолжает писать, причём, зная в совершенстве французский язык и живя во Франции, никогда не пишет ни на каком другом языке, кроме русского. В его рассказах и повестях – тоска по потерянной навсегда Родине, воспоминания о родной природе, о знакомых и близких людях и, конечно, о русских праздниках. Иван Алексеевич хорошо знал, как изменилась жизнь в России, он знал, что всего того, что он помнил и любил, нет уже на свете. Однако в его рассказах Россия оставалась такой, какой он её запомнил.  Такой мы видим Россию и в рассказе «Подснежник», написанном в 1927 году, через 10 лет после революции)

-За что Бунин получил Нобелевскую премию?

3. Целеполагание, формулирование проблемы.

- Какие предвестники весны вам известны? (солнечный дни, воздух, …..подснежники)

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации (оформляется в виде кластера). (начало весны, нежность, первый цветок, предвестник весны, незащищенность от ненастий).

- Как выглядит подснежник? (рассмотреть слайд)

-Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием? Почему этот рассказ так назван?

-Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник» , и нам предстоит  ответить на поставленные вопросы. (запись  в тетради и на доске темы урока).

-Назовите тему и задача нашего урока.

          4. Поиск путей решения проблемы.

             Беседа по рассказу.

— Предположите, почему Саша живет не дома, с родителями, а в уездном городишке? Почему родители его отправили сюда? (Саша учится в гимназии, а в деревне, откуда он родом, скорее всего, нет такого учебного заведения. Он живет у дальних родственников).

- Найдите в 1 предложении рассказа повтор. Какую важную мысль хотел нам передать автор этим повтором? (лексический оправданный повтор) (Повтор слова «БЫЛ» напоминает об утерянной России, о прошедшей жизни, которая БЫЛА, а теперь её нет, стала совсем другая).

- 1-е предложение также объясняет смысл названия рассказа. Предположите: это рассказ о цветах? Кто главный герой рассказа?

- Найдите и зачитайте портрет Саши.

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком:  он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир Божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

- Такой портрет можно назвать психологическим.  Предположите, что значит это слово? Докажите, что это психологический портрет.  (записать определение в тетрадь)

5. Решение проблемы.

- Саша – особенный мальчик?  Что пишет по этому поводу автор?

Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный:  разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

(В Саше есть то, что и во всех детях:  свежесть восприятия мира, чистота помыслов, удивление перед миром.)

- Он действительно похож на подснежник? Только ли цветом одежды и глаз?

Найдите сходство с цветком.  Почему взгляд назван «доверчивым» (эпитет)? Можно ли то же самое сказать про «взгляд» подснежника?  (Как подснежник «доверяет» миру и выходит на свет Божий ранней весной, когда ещё лежит снег, так и Саша, наверное, доверяет миру и всем, кого он знает).

- Давайте проверим наше предположение: может быть, в жизни Саши вокруг него тоже холодно и «лежит снег»?  

Найдите в тексте предложение, в котором говорится, как и где мальчик живёт.

Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье.

- Что значит жить «на хлебах»? (запись в тетрадях)

Жить на хлебах — Разг. 1. Устар. Получать в качестве оплаты жильё и стол в чужой семье. 2. Быть на чьём-л. иждивении, содержании.

- Как думаете, что испытывал, живя «на хлебах», наш Подснежник? (Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье)

Можно ли сказать, что вокруг него холодно, лежит снег?

- А где Саша жил до этого? (В деревне). 

- Как вы это узнали? (Из деревни к нему приезжает отец, которого, скорее всего, Саша давно не видел).

- Прочитайте описание отца. Это психологический портрет? Что узнаёте об отце из этого портрета?

- Как Саша относится к отцу? Рад ли он его приезду? (Комментированное чтение)

- Саша целует отцу руку. Почему? (После молитвы отец благословляет Сашу, и тот в ответ целует отцу руку, выказывая этим уважение к нему и благоговение перед  отцом).

- Ребята, как вы думаете, хороший это обычай – целовать руку родителям?  Что мы можем сказать родителям таким поцелуем? (Спасибо за жизнь, спасибо за всё, что вы для меня сделали, за всё, что у меня есть). Часто ли мы говорим это словами? (ответ учеников)

- Почему отец приехал именно сейчас? Почему не приезжал раньше?  (Автор пишет о Масленице, наверное, это праздник, выходной. Отец освободился от работы и приехал навестить сына в городе).

             Беседа  о Масленице

Учитель: В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи». Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье — дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди — девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи — все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах — передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» — выступлениям вожака с медведем.

В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью.

- Послушайте внимательно и постарайтесь угадать, в какой день недели приехал к Саше отец, какой именно это «долгий прекрасный» день впереди?

Итак, почему масленичные дни так называются?

Понедельник — встреча

Первый день назывался Чистая масленица — широкая боярыня. В понедельник Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых в соответствующие их полу платья — женское и мужское, возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. Изначально «встреча» проходила так, как впоследствии только в песнях пелось — «уливая горки маслом», «усыпая сыром». Причина столь торжественной встречи заключается в том, что эта пара — божественные жених и невеста. До нас древний ритуал дошел в сильно урезанном виде. Его подсократили на одну единицу — мужскую, оставив только Масленицу. С течением времени имя ее было утеряно и восстановилось только благодаря долгим исследованиям всевозможных языковых и этнических тонкостей. Прообразом Масленицы была не кто иная, как Снегурочка во всех своих видах и со всеми качествами — забирающее и дающее жизнь божество, по мифам язычников. Рядом с ней был Масленк, прообразом которого был бог — громовик из тех же ритуалов и мифов.

Вторник — заигрыш

На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях, а те, что постарше, веселились за столом. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. На улицах попадались большие группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.

Среда — лакомка

В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями. В этот день зять приходил «к тёще на блины»

Четверг — перелом

Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем. Дети, также наряженные животными, ходили по дворам и колядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер.

Пятница — тёщины вечёрки

Зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Теперь уже зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами

Суббота — золовкины посиделки

Этот день считался всегда семейным. В золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Приглашали всю семью и кормили их блинами и поили чаем.

Воскресенье — целовальник, прощёное воскресенье

Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощеный день». Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». Все угощали и угощались, веселились и дрались, тут же мирились и опять дрались. В этот день люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов. Народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил их вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Для детей выпекали из теста «жаворонков» и «куликов». Детвора с «птичками» в руках взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну. Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.

            6.Физминутка

             7. Обобщение изученного.

           - А какой день впереди у Саши и его отца? (суббота или воскресенье)

              - Как же проводят этот день наши герои? Может быть, угощаются блинами, катаются на тройке лихих коней? А может, едут с горы на санках? Найдите и зачитайте.

- Как же так? Где же масленичная радость? Почему день проходит так? (Отец Саши, скорее всего, проводит этот день так, как он сам хочет. Это его общество, ему здесь весело. Возможно, он долго мечтал о том, чтобы посидеть в этот городском трактире и поговорить с давними знакомыми, с которыми давно не виделся. Возможно, он на какое-то время забывает о Саше, о том, что ему-то, нежному Подснежнику, здесь совсем не место).

- Почему Саша не обиделся на отца? Ведь у него не было такого весёлого праздника!  (Потому что Саша искренне и по-настоящему любит своего отца. Не за подарки или развлечения, а просто потому, что они родные и самые близкие на свете люди. В сердце мальчика самая настоящая сыновняя любовь к отцу. О такой любви читаем в Библии…

-Автор не изображает ни праздничных гуляний, ни всей недели масленицы, но мы все равно чувствуем радость, которая царит в душе ребенка.

-Как Бунин передает радостное настроение мальчика-гимназиста? 

И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза! (Да, для Саши этот день прекрасен, потому что он провёл его с отцом. И.А. Бунин называет день общения с отцом счастливым днема день разлуки последним, самым горьким часом!)

– Зачитайте, какое горе постигло Сашу на следующий день?

- Найдите повторяющиеся слова в конце рассказа. Что они значат? («Христос с тобой» - значит, что ни на кого больше нет надежды у Саши, кроме как на Христа и Его милость. Он снова остаётся один. Великое горе Саши – одиночество).

- Последние слова произведения всегда самые значимые. Что остаётся в конце рассказа? (остаётся любовь Саши к отцу – она никуда не исчезает).

8. Подведение итогов.

- В начале урока мы ставили вопрос: почему этот рассказ называется именно «Подснежник»? Попробуйте ответить на этот вопрос.   (потому что главный герой похож на цветок-подснежник, рождающийся ранней весной, как чистый лист бумаги, готовый познать этот мир и принять его со всеми радостями и горестями).

О чем заставляет задуматься этот рассказ И.А. Бунина?

9. Рефлексия. Синквейн

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

10. Домашнее задание: нарисуйте новую обложку к рассказу так, чтобы в ней отразилась главная мысль, настроение рассказа; сочинение-миниатюра «Я и мои родители: наши семейные традиции».


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок родной (русской) литературы № 19

Урок родной (русской) литературы № 19

Предположите, почему Саша живет не дома, с родителями, а в уездном городишке?

Предположите, почему Саша живет не дома, с родителями, а в уездном городишке?

Учитель: В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником

Учитель: В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары

Рефлексия. Синквейн Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2…

Рефлексия. Синквейн Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.