Учитель: Федотова Наталья Петровна
МКОУ «СОШ№2» г.Кирова Калужской обл
Предмет: русский язык Класс: 2 «В»
Тема: « Родственные слова.Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)
Тип урока: усвоение новых знаний
Технология деятельностного метода обучения с элементами развития творческого мышления
Проблема:
1. Какие слова называются родственными?
2. Что такое корень слова?
3. Какие слова называются однокоренными?
Новые знания:
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
3. Родственные слова иначе называются однокоренными.
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развивать умения находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова;
- уметь объединять слова в группы однокоренных слов.
Планируемый результат: уметь находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова
Основные понятия: «родственные слова», «корень», «однокоренные слова».
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Ресурсы: основные: учебник «русский язык» 2 класс.
Дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, документ камера.
Организация учебного пространства: фронтальная работа с классом, групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Психологическая установка на урок (чтение стихотворения учителем)
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать (Слайд№1)
Что вы ждёте от сегодняшнего урока?(новых знаний)
2 . Актуализация опорных знаний.
Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка. Для этого мы отправимся в гости к Весёлому Грамотею. Он написал пословицу. Если вы будете хорошо работать, откроется пословица. (Кто весной потрудится – тот зимой повеселится.)
А с каким настроением ходят в гости? (С весёлым.)
Тогда улыбнитесь друг другу. Мы начинаем урок
1.Чистописание
Откройте тетради, какое сегодня число? Месяц? 22 марта – день весеннего равноденствия, день=ночи. Теперь с каждым днём день будет увеличиваться, а ночи становиться короче. Ярче и теплее будет солнышко. Потому что за окном наступила….? (весна)
которое сегодня принесло на своих лучиках буквы.
Почитайте ( е с а н в)
На какие две группы их можно разделить?
(гласные и согласные)
Прочитайте только согласные.- А их на какие группы можно разделить? (звонкие, глухие; парные, непарные) Назовите правильно буквы, которые обозначают звонкие звуки, глухой
- Составьте слово из всех букв, которые записаны на лучиках.
- Какая орфограмма в слове? Подберите устно проверочное слово.
На минутке чистописания запишем букву, которая в слове весна обозначает звонкий, парный. Уже догадались, какая буква дежурная? Для проверки – эта буква обозначает мягкий звук (в)
Вспомним ,как правильно писать эту букву ( Учитель пишет на доске буквы и соединения букв)
КАРТОЧКА ТОТ |
В в в, вн вл ве весна
Зачем на уроке мы занимаемся чистописанием?(ответы детей)
Тогда оцените свою работу.
Словарная работа Задание №1.
- С приходом весны вся природа пробуждается.
Возвращаются перелетные птицы
- А кто первый прилетает, кого называют вестником весны? (птицы, грачи – показать картинку)
Грач - "вестник весны", эти птицы первыми прилетают к нам весной. Прилет грачей начинается в конце марта.
Грач размером и внешним видом напоминает ворону, и поэтому многие их путают. Но у грача есть четкий отличительный признак - кольцо из неоперенной голой кожи вокруг клюва у взрослых птиц, кроме того, грач "стройнее".
Какие ещё птицы возвращаются к нам из теплых стран? Как таких птиц называют? (перелётными)
Но пока этим птицам ещё рано прилетать , поэтому сегодня к нам на урок прилетели другие птицы. Кто?(слайд)
В.рона, в.р.бей, с.рока
Что вы знаете о них? (Они не перелетные, никуда не улетают зимой, живут в городе)
Кормушки.
Запишите название птиц, вставляя пропущенные буквы, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Какие это слова? (словарные). Где проверяем написание?
Проверка. (Читают слова, называя пропущенную букву). (Слайд№6).
- Можно ли эти слова объединить в одну группу? (Да, это слова – предметы, которые отвечают на вопрос КТО?)
Для чего выполняли словарную работу? Самооценка.
Вывод: с заданием вы справились, и Веселый Грамотей разрешил открыть слово №1 карточка
КАРТОЧКА КТО |
У каждой из этих птиц есть своя стая, своя семья.
3.Постановка учебной задачи.
У вас у каждого тоже есть своя семья. Это ваши родные и родственники.
Вдумайтесь в значение слова «родственники». Кого так называют?
СЛОВАРЬ ОЖИГОВА Родственниками называют того, кто находится
в родстве с кем-либо.
Например: дедушка – это папа вашей мамы или вашего папы, брат мамы для вас дядя.
. Это люди произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто родные бывают похожими между собой (слайд)
Среди слов русского языка тоже есть слова – родственники.
- Как вы думаете, что это за слова? (близкие по смыслу) Это родственные слова (на доску)
Хотели бы вы узнать о них?
Сформулируйте тему урока. О чём же пойдёт сегодня речь на уроке?
Сегодня на уроке мы и поговорим о родственных словах, о корне как части слова и узнаем,
Как по-другому называются родственные слова.
4.Изучение нового материала.(прием «Салат из сказок»)
1. Наблюдение над родственными словами,
2. у которых есть общая часть.
- Однажды, в теплый весенний денёк здесь гуляла семья. Отец семейства – гусь, гусыня, их сынок гусёнок. Можно сказать, что они родственники? Почему? Похожи?
Рассмотрим слова: «Гусь», «гусыня», «гусёнок». Что можете сказать об этих словах?
Чем похожи? (есть общая часть)
Как бы вы назвали эти слова?(родственные)
Запишите. Выделите общую часть дугой. (обратить внимание, где заканчивается дуга)
Сделайте вывод: что должно быть у всех родственных слов?
3. Наблюдение над общим значением родственных слов
Мимо них ползла гусеница.
Гусеница: Здравствуйте! Вы кто?
- Гусь: Я - Гусь, это – Гусыня, а это наш сынок Гусёнок. А вы кто?
- Гусеница: А я ваша родственница – тётка-гусеница.
Гуси чуть в обморок не упали. Почему?
- Выскажите своё мнение, действительно ли гусеница является родственницей гусям? (Нет, гусеница не является родственницей гусям, так как она не птица)
А в русском языке слово гусеница будет родственным гусю, ведь у всех этих слов есть общая часть ГУС?
Д.: Слова гусь, гусыня, гусята похожи по смыслу (значению). У слова гусеница значение совсем другое.
Сделайте вывод, кроме общей части, что ещё должно быть у всех родственных слов?
Обобщите сказанное и попробуйте вывести правило, что же такое родственные слова.
Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными данными.
Профессор Грамотей скопировал синюю страничку из своей научной книжки и положил каждому на парту. Найдите эту синюю страничку.
4. Работа с карточкой(Слайд №10)
. Прочитайте важные сведения.
Опрос.
Правильно мы сформулировали правило? Значит, мы молодцы.
- Какие же слова называются родственные? (Родственные – это слова, у которых схожее значение и общая часть)
- Как называется общая часть родственных слов? (корень)
- Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников? Давайте найдем слову гусеница родственников.
Гусеница – гусеничка. (Слайд №11)
Запишите в тетрадь эту группу родственных слов. Выделите в них общую часть дугой.
Вывод: справились с заданием и можете открыть слово №2 (весной).
КАРТОЧКА ВЕСНОЙ |
5. 3акрепление и зученного материала.
- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке?
(Будем учиться находить родственные слова и определять корень)
1.Игра «Засели домики». (прием «Кластеры»)
Сегодня утром весна заглянула и к нам в класс и развесила домики, в которых живут разные слова (трава, вода, тепло, соловей), а на парте карточка со словом, которое надо поместить в нужный домик, так, чтобы там жила семья родственных слов.
Но вот беда – зима никак не хочет уходить со двора и злится все сильней, поэтому на карточках намела сугроб и закрыла самую главную часть слова .
Ваша задача восстановить слова и собрать слова- родственники в нужном домике.
Дети со своими карточками подходят к нужному домику и вставляют их в кармашек (слова на карточках: травка, соловушка, ручеёк, тёпленький и т.д.).
У.: Проверьте, нет ли у вас чужака в доме.
Ребята, без главной части были понятны слова?
Какую главную часть спрятали сугробы в словах? ( корень)
Сделайте вывод, что такое корень слова?
В корне заключено основное значение слова.
- Загляните в учебник на с. 60 и проверьте, правильно ли мы сказали.
Опрос.
Как называется общая часть родственных слов? (Общая часть родственных слов называется корнем)
Как выделяется корень? (Корень выделяют дугой)
У.: У меня слово солнце. Я могу подойти к домику, в котором живет тепло? Почему?
Тогда может мне подойти к домику, в котором живет соловей? Ведь у солнца и соловья есть общая часть СОЛ? Почему?
Сделайте вывод.
К какому домику я должна подойти? Почему?
Д.: Это слово схоже по значению со словом тепло, но у них нет общей части. Значит, эти слова – не родственные. Слова соловей и солнце имеют общую часть _сол_, но они не похожи по значению. Значит, они тоже не родственные. Слово солнце не подходит к данным группам слов.
Придумайте родственные слова к слову «солнце». Выделите общую часть.
Как она называется? (дети записывают на доске слова)
Вывод: с заданием вы справились, и открываем слово №6
КАРТОЧКА ПОВЕСЕЛИТЬСЯ |
2. Физкультминутка.(дихотомия, прием «Да-нетка»)
- А сейчас немножко отдохнём. Весеннее солнышко с нами поиграет.
1 часть. Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши, говорите «Да!». Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете ногами, говорите «Нет!».
Весна, весняночка
Лес, лесник
Туча, гром
Перелётный, летать
Подснежник, цветок
Дождик, лужа
Трава, травушка
2 часть. Зарядка для глаз. (Слайд №16)
Вывод: вы хорошо отдохнули, успешно справились и с заданием, открываем слово №5.
КАРТОЧКА зимой |
3. Работа в парах учебник. С. 60 упр.7 ДОКУМЕНТ КАМЕРА(показать упражнение)
Обсудите в парах и запишите в 2 столбика слова с корнем сад, мастер.
Проверка по тетради (под документ камеру)
Ребята, у родственных слов есть ещё одно название.
Давайте порассуждаем
Если у родственных слов один корень, предположите, каким может быть другое название (однокоренные)
Проверим предположения по учебнику: с.61 (на доску карточку)
Вывод: вы успешно справились и с заданием, открываем слово №4.
САМООЦЕНКА
4. Самостоятельная работа
Выполним упражнение 9 из учебника на стр.61. Задание: выпиши родственные слова группами.
1 вариант. Запиши родственные слова в группу «дом»
2 вариант. Запиши родственные слова в группу «двор»
Проверка.
1 вариант. Дом, домашняя, домик, домовая
2 вариант. Двор, дворовая, дворник, дворняжка
Докажите правильность выбора. (Слайд №20)
Как называются слова, которые вы записали?(родственные, однокоренные)
Придумайте однокоренные слова с корнем гром, запишите
В каком месяце можно услышать первый гром?
Вывод: вы успешно справились и с заданием №6, открываем слово №3.
5. Индивидуальная работа с нетбуками
Тренажер «Однокоренные слова» СЛАЙД
На слайде выбрать правильный ответ. Если красный, в тетрадь пишем -, если зеленый, пишем +.
В конце упражнения считаем + и –
Оцениваем себяю.
САМООЦЕНКА
6. Итог урока
В начале урока я спросила : что ждете от урока? Вы ответили : новых знаний.Получили?
Вспомним, какие задачи ставили по ходу работы?
КАРТОЧКА ПОВЕСЕЛИТСЯ |
Выполнили?
Открывается пословица полностью.
Кто весной потрудится
– тот зимой повеселится.
Объясните значение пословицы.
Фразеологизм : зри в корень (смотри в корень), т.к. корень скрыт в земле.
В этой пословице тоже есть скрытый смысл. Какой?
7. Домашнее задание
Веселый Грамотей и я даем вам домашнее задание – хорошо провести весенние каникулы!
8. Рефлексия.
Посмотрите на знаки на полях.
Как вы оцените свою работу на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- У кого не всё получилось?
- Сейчас оцените работу на уроке. Кто из вас доволен своей работой(!), а кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой(?).
- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
Литература:
- В.Волина «Учимся играя»;
- А. Менакер «Грамматика в стихах»;
- Г.Александрова «Занимательный русский язык»
Дополнительные задания
в) Групповая работа.
- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
1 группа - рыб -
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
2 группа - ум –
Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
3 группа - ворон –
Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.
4 группа - вод –
Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.
- Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которыя живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки ( конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.
1 группа
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной-…..(медведь).
Медведь, медленно, медвежата, медвежий ,...........онок.
2 группа
На овчарку он похож,
Что ни зуб- то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.( волк)
Волк, волчий, волокно, волчица, ...........онок.
3 группа
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
нападает на клубки,
прячет в лапки коготки! (кошка)
Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.
4 группа
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Еж, ежиха, ежевика, ежовый, ........ик.
8. Проверочное задание-тест.
- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.
Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними.
1) 1, 2, 3.
2) 1, 2, 3.
3) 1, 2, 3.
4) 1, 2, 3.
5) 1, 2, 3.
6) 1, 2, 3.
7) 1, 2, 3 .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.