Урок рус. яз. в 9кл.
Оценка 4.6

Урок рус. яз. в 9кл.

Оценка 4.6
docx
28.06.2020
Урок рус. яз. в 9кл.
Урок рус. яз. в 9кл..docx

Тема урока. Подготовка к ОГЭ. Часть А зад.3 Изобразительно-выразительные средства языка

Ц ели уроков:

. систематизация знаний об изобразительно-выразительных средствах языка: тропах, стилистических фигурах;

      .совершенствование навыков стилистического анализа текста художественного и публицистического стилей речи, отработка задания А3 ГИА в 9 классе;

     .закрепление изученного материала через творческие задания, перфокарты,

                                                                         Самая большая ценность народа –

                                                 язык, на котором он пишет, говорит.

 

                                                                                   Д.С. Лихачёв

 

 

 

                          Задание 1. Произведите анализ средств изобразительности                       

                                                               Символ моей родины… (метафора)

Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее¹ белоснежные лепестки , точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат.  Нельзя пройти мимо этих цветов, они выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки. Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей4. А завороженные насекомые кружат  вокруг цветка, будто танцуют.  Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные,  как  девочки-первоклассницы. Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они  летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто  тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все. Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.

Задание №2. Определи средство выразительности. Работа с перфокартами

 

 

Определи  средство  выразительности

 

 

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком. (С.А.Есенин)

 

 

Глаза громадные, как прожекторы.

(В.Маяковский)

 

 

Талии никак не толще бутылочной шейки.  (Н.В.Гоголь)

 

 

Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

 

 

Пышный! Ему нет равной реки в мире!

(о Днепре)

 

 

Ф.И. Тютчев. «День и ночь»

 

 

 

О чём ты воешь, ветр ночной,

О чём так сетуешь безумно? (Ф.И.Тютчев)

 

 

Царь зверей 

 

 

 

Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

 

 

 

Лед неокрепший на речке студёной

словно как тающий сахар лежит.

(Н.А.Некрасов)

 

 

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

 

 

горькая радость

 

 

Прекрасная картина!  Лейтенант! Позвольте! Нам! Художника! Поздравить!

 

 

Мальчик с пальчик

 

 

 

Что тревожишь ты меня?

Что ты знаешь, скучный шёпот?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовёшь  или пророчишь?

.

 

 

 

И вы не смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь!..

 

 

 

 

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут.

 

 

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад  морских подводный ход,

И  дольней  лозы прозябанье… (А.С.Пушкин)                           

 

Задание 4. Решение практических задач. Запишите ответы в тетрадь

№1. Какое средство выразительности отмечено в стихотворных строках?

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер «Устная речь»)

1) олицетворение;
2) синекдоха;
3) сравнение;
4) аллегория

№2. Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А.Ахматовой:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово. (А.Ахматова, 1945)

1) метонимия;
2) оксюморон;
3) аллегория;
4) эпитеты;

№3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя— как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С.Тургенев)

Ученик утверждает: «В своём высказывании И.С.Тургенев использует эпитеты, риторические восклицания и риторический вопрос, парцелляцию, синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно?

1) парцелляция;
2) повторы;
3) эпитеты;
4) синонимы.

№4. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:

Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! родной язык! (В.Брюсов «Родной язык»)

1)    инверсия;

2)     риторический вопрос;

3)     лексический повтор;

4)    сравнение;

5)     литота;

6)     анафора;

7)    антонимы;

8)     риторическое обращение

Задание №5    «Кто быстрее» ?(устно на слух)

         О доблестях, о подвигах, о славе

         Я забывал на горестной земле.( А. Блок)

          В сто сорок солнц закат пылал.(В. Маяковский)

         С ужасом думала я, к чему всё это приведет.(А. Пушкин)

   Тонкий  дождь  сеялся и на поля, и на леса, и на широкий  Днепр.( Н. Гоголь)

        Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт. (В. Лебедев-Кумач)     

       Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…(Н.Некрасов)

        Мы -из Вильяма Шекспира

Два стиха. ( М. Цветаева).

      Автор «Героя нашего времени»(вместо…

      Чёрный  бархатный шмель, золотое оплечье.(И.Бунин).

 

 

Задание №6.  Проверочный тест( самостоятельно)

1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) 

        2.Игру его любил творец Макбета.(А. Пушкин)

  3.Старый клён на одной ноге стережёт голубую

         Русь.  ( С. Есенин)

       4.Путь шёл по целине; люди падали с обрывов.(И.Эренбург)

  5.Коль любить, так без рассудку,

      Коль грозить, так не на шутку,

      Коль  ругнуть, так сгоряча,

      Коль рубнуть, так уж сплеча!                                                                                                                                                  

                                                 (А.К.Толстой) 

        6.Вынес достаточно русский народ,

        ВЫНЕС И ЭТУ ДОРОГУ ЖЕЛЕЗНУЮ-

        Вынесет всё, что господь не пошлёт !

        Вынесет всё -и широкую, ясную

        Грудью дорогу проложит себе.

                                            ( Н. Некрасов  )

7. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.

   «Исчезнет след!»  А миру хоть бы что. 

   Нас не было, а он сиял и будет.                                                             

   Исчезнем мы, а миру хоть бы что!      

                                       ( Омар Хаям)

          8. Она свежа, как вешний цвет,

              Взлелеянный в тени дубравной.

             Как тополь киевских высот,

             Она стройна.

                              ( А. Пушкин)

9.Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.»        (А. Пушкин)

               10.Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики .Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз.

                                           (М.Зощенко)

      Ключ к тесту

Олицетворение, параллелизм, синекдоха,  анафора, перифраза, параллелизм и анафора, антитеза,  сравнение,  эпифора, параллелизм и анафора.

  Задание на дом. Составить текст на любую тему с использованием тропов ( по группам: 1гр. –разговорный стиль речи, 2гр.- художественный стиль речи, 3гр.- публицистический стиль))..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока. Подготовка к ОГЭ

Тема урока. Подготовка к ОГЭ

Задание 1. Произведите анализ средств изобразительности

Задание 1. Произведите анализ средств изобразительности

А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют

А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют

Все флаги в гости будут к нам

Все флаги в гости будут к нам

И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт,

И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт,

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский…

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский…

Задание №5 «Кто быстрее» ?(устно на слух)

Задание №5 «Кто быстрее» ?(устно на слух)

Урок рус. яз. в 9кл.

Урок рус. яз. в 9кл.

Задание №6. Проверочный тест( самостоятельно) 1

Задание №6. Проверочный тест( самостоятельно) 1

Грудью дорогу проложит себе. (

Грудью дорогу проложит себе. (

Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор

Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор

Урок рус. яз. в 9кл.

Урок рус. яз. в 9кл.

Урок рус. яз. в 9кл.

Урок рус. яз. в 9кл.

Урок рус. яз. в 9кл.

Урок рус. яз. в 9кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2020