Урок русского языка в 8 классе « Повторение темы «Предложение и словосочетание»
1. Из слов, записанных на доске, составить предложение и записать.
( Природа задумалась и не хочет отпускать загостившуюся осень)
- Вы согласны с высказыванием, что предложение – средство выражения мысли?
-А какая мысль содержится в записанном вами предложении? (долго не наступает зима)
- Какие два слова несут главную смысловую нагрузку? (загостившаяся осень)
Итак,наша задача – повторить изученное о словосочетании и предложении.
- Обратимся к записанному нами предложению . Найдите грамматическую основу, подчеркните .--- Дайте характеристику предложению ( по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невоскл., простое, осложнено однородными сказуемыми)
-Найдите причастие. ( загостившуюся)
- В каком значении употреблено ? ( в переносном)
- Подберите синоним ( затянувшаяся, задержавшаяся)
- Сделайте морфемный разбор этого слова.
- Запишите транскрипцию слова «осень»
- Разберите словосочетание «загостившуюся осень»
Повторим виды подчинительной связи словосочетаний:
Соедините стрелками левую часть таблицы с правой, определяя тип подчинительной связи:
(задание на листках)
А)) календарь природы
Б) тяжелые и низкие
В) шепчутся листья
Г) загостившуюся осень
Д) на землю
Е) листопад завершён
Ж) видно насквозь
З) как пар
И) стукнут пальчики дождя
1.согласование
2. управление
3. примыкание
4.грамматическая основа
5. сочетание слов, не имеющее подчинительной связи.
-Продолжим работу по характеристике главных членов предложения. ( задание на листках)
- Спишите. Подчеркните подлежащие.Укажите, чем они выражены.
1. Минувшее проходит предо мною.
2. Сытый голодного не разумеет.
3. Наши выиграли.
4. Двенадцать – четное число.
Устно найти сказуемое: (задание на листках)
1) Татьяна прыг в другие сени.
2) В эту-то пору Дуняша и влюбись в Акима.
3) Здание было огромно.
4) Он у нас мастер на все руки.(фразеологизм.)
5) Трава по пояс.
Что такое логическое ударение в предложении?( (Логическое ударение – это средство выделения важного слова в сообщении )
Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения А.С.Пушкина«Осень» , ставя логическое ударение.
Слайд: Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но не она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
-Определите главную мысль предложения.
(Главная мысль: поэт любил осень, она вдохновляла поэта)
- Определите характеристику предложения.
(повеств., невоскл., сложное, состоит из двух простых, второе – осложнено обращением)
-Завершает урок небольшая самостоятельная работа.( на листках)
Списать, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть грамматические основы.
Осень (не) хоч_т ра(с,сс)т_ваться с людьми и часто плач_т. П_чальный дождь капа_т из туч(?)( на) землю. Если (бы) осень умела г_в_рить, она сказала (бы): «Я (не) х_чу ух_дить от вас, люди, я х_чу остаться!…»
Выпишите три словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.
2. Сытый голодного не разумеет.
3. Наши выиграли.
4. Двенадцать – четное число.
Устно найти сказуемое: (задание на листках)
1.Татьяна прыг в другие сени.
2.В эту-то пору Дуняша и влюбись в Акима.
3.Здание было огромно.
4.Он у нас мастер на все руки.(фразеологизм.)
5.Трава по пояс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.