Урок русского языка "Определение имени прилагательного"

  • doc
  • 27.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок русского языка 3 кл.doc

Открытый урок
русского языка, 3-й класс
 Тема: «Определение имени прилагательного»

Учитель высшей категории МОУ 
«Гимназии № 17»

Голованова Е.А.

 

 

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

                                           Паустовский К. Г.

Цели урока:

*    познакомить учащихся с именем прилагательным;

*    развивать умение употреблять имена прилагательные в речи;

*    способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;

*    продолжить работу с синонимическим рядом;

*    расширять знания о родном языке;

*    развивать внимание, мышление, память;

*    воспитывать любовь к родному языку;

*    создавать положительные эмоции;

*    продолжить воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку,  рисунок Янта, памятки «Имя прилагательное», таблица с алгоритмом грамотного написания слова, заготовленные шаблоны для аппликации ( вазочки, лесные полянки, разной формы цветочки для самооценки работы на уроке), клеящие карандаши.

 

Ход урока

I. Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку.

Учитель:

- Проверим готовность к уроку. Левый борт.

Дети(I вариант):

- Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

У.:

- Правый борт.

Дети(II вариант)

- Каждой вещи своё место

У.:

- А девиз у нас какой?

Д.:

- Всё, что нужно под рукой .

У.:

- Дети, посмотрите, на ваших столах лежат наборы для аппликации . Во время  урока вы будете сами себе ставить  оценки  за работу. Если вы считаете, что работаете отлично, то берёте цветочек с 5  лепестками, если  что-то не совсем хорошо получилось, то цветок с 4 лепесточками. Но, если вы считаете, что вы не достаточно приложили старание. Тогда берете цветочек с 3 лепесточками. А в конце урока мы составим аппликацию « Весенние цветы».

 Дети посмотрите, кто сегодня у нас в гостях? (Рисунок Янта)

Д: Янт.

-А  где мы с ним познакомились?

Д.:

- На уроке  информатики.

У.:

- Ребята Янт хочет изучать русский язык вместе с вами. Он спешит нам сказать, что на нашу электронную почту пришло сообщение. Посмотрим.

 II. Создание проблемной ситуации.

Слайд №1. Отгадайте загадку:

По …  блюду

… яблоко катится.

У.:

- Что-то непонятно, надо найти поломку в системе.  А для этого нам нужно прочесть стихотворение о приходе нового времени года в наши края.

(Ребёнок читает стихотворение А. Боташевой «Весна» )   

Еще прохлада по утрам

С вершин заснеженных стекает,

Ещё туристы у костра

По солнцу теплому скучают.

Ещё по склонам не бегут

Ручьи весенние в долины,

Но март, ступивший на порог,

Свои владения раздвинул…

Проснулись ели. Даль ясна.

И говорливей звон капели.

То в горы к нам пришла весна

И расплескала птичьи трели.

У.:

- Замечательно, поломку устранили.

Слайд № 2.  По голубому блюду

                        Золотое яблоко катится.

                                                       Что это?

- А почему же вы не поняли сразу о чём загадка? Помогли вам имена существительные догадаться о чем идёт речь? Какие слова помогли отгадать загадку? (голубому, золотое). Что они обозначают? (Признак предмета.)

Слайд №3. Учебник стр. 67

- Рассмотрим иллюстрацию. Чем занят Афанасий?

Дети:

-  Афанасий сладко спит. У него подушка.

У.:

- Подушка какая?

Дети:

- Мягкая, пуховая…

2. Определение темы и целей урока.

У.:

- Как вы думаете, о каких частях речи будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. Чем мы будем заниматься на этом уроке? Что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок?

- Да мы будем говорить об имени прилагательном.

Слайд № 4. Цели урока:

1.     Определение имени прилагательного.

2.     Что обозначает?

3.      На какие вопросы отвечает?

4.     Как изменяется?

5.     С какой частью речи связано?

III. Работа в тетрадях.

1. Минутка чистописания.

Слайд № 5. Тетрадь. Минутка чистописания с. 31 № 86

- Найдите слова-признаки и подчеркните их волнистой линией.

(Самостоятельная проверка по слайду №6)

Слайд № 6.   фффффффф

                       фа фа фа фо фо фо

                      Последние снежинки превратились в

                     фарфоровые бубенчики ландыша

2.Словарная работа.

Слайд №7. Словарь. Медведь, лисица, соловей, муравей, ворона, сорока.

Поставьте в словах ударение. Обозначь орфограммы. Определи род существительных. (Слова на слайде записаны в транскрипции).

IV. Наблюдение над признаками имен прилагательных,

их роль в речи.

1.      Слайд №8. На экране мишка. Он просит о помощи. Надо выполнить задание № 304, чтобы Мишка смог пройти через реку.

(Ученики по признакам определяют предметы)

I гр.- 1 столбик                      II. гр. – 2 столбик                       III. гр. – 3 столбик  

 

Записать слова в строчку.

       I.            Фруктовый, тенистый, яблоневый старый сад (м. р.)

    II.            Высокое, голубое, звездное, ночное небо (ср. р.)

 III.            Народная, весёлая, мелодичная, эстрадная песня (ж. р.)

(Определите род имен существительных)

- Как догадались, о каких предметах идет речь? (По признакам предметов).

   2. Слайд  № 9. Рисунки: подснежник, солнце, календула, розы.

Подберите и запишите как можно больше признаков этих предметов.

·     Напишите, на какой вопрос отвечают слова каждой группы.

·     Выделите орфограммы.

Одуванчик красивый, прелестный, жёлтый, яркий (какой?)

Солнце яркое, жаркое, летнее, весеннее, горячее (какое?)

Тюльпаны красные, красивые, ароматные, садовые(какие?)

Ромашка белая, нежная, аптечная, полевая (какая?)

(Четыре человека работают у доски).

Проверка по слайду №10.

Слайд № 10. Верно выполненное задание.

Физминутка.

 Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Слайд № 11. На экране буквы СЧР ПП. Учебник стр. 69. Правило 1-й абзац.

- Дети, Янт никак не может понять, что это за буквы. Давайте ему поможем.

1. Как вы думаете, что обозначают эти буквы? (Самостоятельная часть речи, признак предмета).

2. О какой части речи они могут рассказать?

V. Работа с определением (1-й абзац).

1. Прочитайте 1-й абзац текста в рамке на стр. 69.

 

 VI. Продолжение наблюдений. Связь имени прилагательного с именем существительным.

1. Постановка проблемы.

- Почему имена существительные получили такое название? ( На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают все то, о  чем они способны думать, как о чем-то существующем).

- А что означает слово прилагательное? К чему оно прилагается?

К словам какой части речи присоединяются имена прилагательные?

2. Микроитог.

- Итак, давайте подведем итог. С какой частью речи связаны имена прилагательные?

(Прилагательные связаны с именем существительным).

3. Работа с учебником. Упр. 307

- Дети послушайте стихотворение А. К. Толстого о весне.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес в зелёный дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждёт.

Всё весны дыханием согрето

Всё кругом и любит и поёт.

 

4. Работа с выборочными словосочетаниями.

- Найдите слова, которые обозначают признаки предметов.

- Признаки каких предметов они обозначают?

- Какого рода эти существительные?

- В форме какого числа они употреблены?

 

- А как вы думаете, в форме какого числа употреблены имена прилагательные? Какого рода эти прилагательные?

Слайд №12. Словосочетания:

СНЕГ ПОСЛЕДНИЙ

ТЁПЛЫЙ ПАР

КУВШИНЧИК СИНИЙ

ЗЕЛЁНЫЙ ДЫМ

ТЕПЛЫЕ ГРОЗЫ

 

Образец рассуждения:

Снег (какой?) последний. Имя существительное снег употреблено в форме ед. ч., м. р., значит и прилагательное последний тоже в форме ед. ч., м. р.

- Какие слова помогли поэту А. К. Толстому нарисовать картину весенней природы? К каким частям речи относятся эти слова?

- Правильно именно этими словами автор рисует картину ранней весны – весенний пейзаж.

- Почему подснежник назван кувшинчиком?

Слайд № 13. Подснежник

 (Показываю рис. подснежника.) Подснежник по форме похож на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик помогает ярче представить себе, как выглядит этот цветок.

5. Работа с синонимами.

Слайд №14. МОЛОДОЙ

                         ЮНЫЙ

- Прочитайте слова. Как можно их назвать?

- Какое из этих слов использует автор в стихотворении? Почему?

Слайд №15. Лес.

- Почему весенний лес назван юным? Что такое «зелёный дым»?

(Юный – это очень молодой. Юный лес – тот, который только-только покрылся зеленью.)

6. Микроитог.

Для чего нужны имена прилагательные?

(Они делают нашу речь точной и выразительной.)

7. Решение проблемы.

·       К чему прилагаются имена прилагательные?

·       Что обо6значает слово прилагательное?

Слайд №16. Прилагательное.

- Оправдались ли наши предположения?

VI. Работа с определением.

Слайд № 17. Учебник стр. 69. Правило 2 и 3 абзацы.

- Прочитайте 2-й абзац

- Что вы узнали об имени прилагательном?

- Какие примеры приводятся в 3-ем абзаце?

- Обратите внимание на выделенные слова и попробуйте объяснить, почему примеров именно четыре? Ответьте на вопрос после определения.

(Не может быть признака без предмета)

 

VII. Наблюдение над изменением имен прилагательных.

1. Решение орфографической задачи.

Слайд № 18.   ЗИЛЁНЫЙ

                          ЗИЛЁНАЯ 

                          ЗИЛЁНОЕ

                          ЗИЛЁНЫЕ

 

- Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы их быстро все найдите

Правильно слова спишите.

А поможет нам алгоритм грамотного написания слова.

 

Слайд № 19. Алгоритм.

(Дети объясняют правописание безударных гласных в корне).

 

2. Составление словосочетаний.

- Дети нам нужно подобрать к именам прилагательным подходящие имена существительные. Составьте и запишите по одному словосочетанию.

Слайд № 20.   Зелёный лист, луга, лук.

                          Зелёная трава, поляна, болото.

                          Зелёное яблоко, поле, бант.

                          Зелёные сады, мыши, ленты.

- Дети, посмотрите, как выполнил это задание Янт.

(Дети находят ошибки, доказывают, почему данные существительные подобраны неверно)

Кто хочет помочь Янту?

3. Микроитог.

- Как изменяются имена прилагательные? (По родам, по числам)

Слайд № 21. Таблица.

VIII. Итог урока.

Наш урок заканчивается.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились? 

- Что нового узнали об именах прилагательных?

- Что особенно понравилось на уроке?

Завершайте работу с аппликацией.

Посмотрим, какие красивые букеты расцвели в нашем классе!

Компьютер благодарит вас за работу.

Слайд № 22. Молодцы!

Рефлексия: (Дети приклеивают на стебелек цветы)

Мне все понятно -цветочек с 5 лепестками

Немного затрудняюсь- цветочек с 3 лепестками

Было трудно- цветочек с бутоном

А Янт приготовил нам в подарок стихотворение об имени прилагательном

 и памятки «Имя прилагательное».

IX.  Домашнее задание.

Слайд № 23.                                     

v Выучить определение на стр.69. Уметь приводить свои примеры.

v Упражнение 2, с.88.

v Записать однокоренные слова с корнем ВЕСН, ВЕСЕН.

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru