Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Паустовский К. Г.
Цели урока:
познакомить учащихся с именем прилагательным;
развивать умение употреблять имена прилагательные в речи;
способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и
речевых умений и навыков;
продолжить работу с синонимическим рядом;
расширять знания о родном языке;
развивать внимание, мышление, память;
воспитывать любовь к родному языку;
создавать положительные эмоции;
продолжить воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование
Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, рисунок Янта, памятки «Имя прилагательное», таблица с алгоритмом грамотного написания слова, заготовленные шаблоны для аппликации ( вазочки, лесные полянки, разной формы цветочки для самооценки работы на уроке), клеящие карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку.
Учитель:
- Проверим готовность к уроку. Левый борт.
Дети(I вариант):
- Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
У.:
- Правый борт.
Дети(II вариант)
- Каждой вещи своё место
У.:
- А девиз у нас какой?
Д.:
- Всё, что нужно под рукой .
У.:
- Дети, посмотрите, на ваших столах лежат наборы для аппликации . Во время урока вы будете сами себе ставить оценки за работу. Если вы считаете, что работаете отлично, то берёте цветочек с 5 лепестками, если что-то не совсем хорошо получилось, то цветок с 4 лепесточками. Но, если вы считаете, что вы не достаточно приложили старание. Тогда берете цветочек с 3 лепесточками. А в конце урока мы составим аппликацию « Весенние цветы».
Дети посмотрите, кто сегодня у нас в гостях? (Рисунок Янта)
Д: Янт.
-А где мы с ним познакомились?
Д.:
- На уроке информатики.
У.:
- Ребята Янт хочет изучать русский язык вместе с вами. Он спешит нам сказать, что на нашу электронную почту пришло сообщение. Посмотрим.
II. Создание проблемной ситуации.
Слайд №1. Отгадайте загадку:
По … блюду
… яблоко катится.
У.:
- Что-то непонятно, надо найти поломку в системе. А для этого нам нужно прочесть стихотворение о приходе нового времени года в наши края.
(Ребёнок читает стихотворение А. Боташевой «Весна» )
Еще прохлада по утрам
С вершин заснеженных стекает,
Ещё туристы у костра
По солнцу теплому скучают.
Ещё по склонам не бегут
Ручьи весенние в долины,
Но март, ступивший на порог,
Свои владения раздвинул…
Проснулись ели. Даль ясна.
И говорливей звон капели.
То в горы к нам пришла весна
И расплескала птичьи трели.
У.:
- Замечательно, поломку устранили.
Слайд № 2. По голубому блюду
Золотое яблоко катится.
Что это?
- А почему же вы не поняли сразу о чём загадка? Помогли вам имена существительные догадаться о чем идёт речь? Какие слова помогли отгадать загадку? (голубому, золотое). Что они обозначают? (Признак предмета.)
Слайд №3. Учебник стр. 67
- Рассмотрим иллюстрацию. Чем занят Афанасий?
Дети:
- Афанасий сладко спит. У него подушка.
У.:
- Подушка какая?
Дети:
- Мягкая, пуховая…
2. Определение темы и целей урока.
У.:
- Как вы думаете, о каких частях речи будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. Чем мы будем заниматься на этом уроке? Что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок?
- Да мы будем говорить об имени прилагательном.
Слайд № 4. Цели урока:
1. Определение имени прилагательного.
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Как изменяется?
5. С какой частью речи связано?
III. Работа в тетрадях.
1. Минутка чистописания.
Слайд № 5. Тетрадь. Минутка чистописания с. 31 № 86
- Найдите слова-признаки и подчеркните их волнистой линией.
(Самостоятельная проверка по слайду №6)
Слайд № 6. фффффффф
фа фа фа фо фо фо
Последние снежинки превратились в
фарфоровые бубенчики ландыша
2.Словарная работа.
Слайд №7. Словарь. Медведь, лисица, соловей, муравей, ворона, сорока.
Поставьте в словах ударение. Обозначь орфограммы. Определи род существительных. (Слова на слайде записаны в транскрипции).
IV. Наблюдение над признаками имен прилагательных,
их роль в речи.
1. Слайд №8. На экране мишка. Он просит о помощи. Надо выполнить задание № 304, чтобы Мишка смог пройти через реку.
(Ученики по признакам определяют предметы)
I гр.- 1 столбик II. гр. – 2 столбик III. гр. – 3 столбик
Записать слова в строчку.
I. Фруктовый, тенистый, яблоневый старый сад (м. р.)
II. Высокое, голубое, звездное, ночное небо (ср. р.)
III. Народная, весёлая, мелодичная, эстрадная песня (ж. р.)
(Определите род имен существительных)
- Как догадались, о каких предметах идет речь? (По признакам предметов).
2. Слайд № 9. Рисунки: подснежник, солнце, календула, розы.
Подберите и запишите как можно больше признаков этих предметов.
· Напишите, на какой вопрос отвечают слова каждой группы.
· Выделите орфограммы.
Одуванчик красивый, прелестный, жёлтый, яркий (какой?)
Солнце яркое, жаркое, летнее, весеннее, горячее (какое?)
Тюльпаны красные, красивые, ароматные, садовые(какие?)
Ромашка белая, нежная, аптечная, полевая (какая?)
(Четыре человека работают у доски).
Проверка по слайду №10.
Слайд № 10. Верно выполненное задание.
Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Слайд № 11. На экране буквы СЧР ПП. Учебник стр. 69. Правило 1-й абзац.
- Дети, Янт никак не может понять, что это за буквы. Давайте ему поможем.
1. Как вы думаете, что обозначают эти буквы? (Самостоятельная часть речи, признак предмета).
2. О какой части речи они могут рассказать?
V. Работа с определением (1-й абзац).
1. Прочитайте 1-й абзац текста в рамке на стр. 69.
VI. Продолжение наблюдений. Связь имени прилагательного с именем существительным.
1. Постановка проблемы.
- Почему имена существительные получили такое название? ( На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают все то, о чем они способны думать, как о чем-то существующем).
- А что означает слово прилагательное? К чему оно прилагается?
К словам какой части речи присоединяются имена прилагательные?
2. Микроитог.
- Итак, давайте подведем итог. С какой частью речи связаны имена прилагательные?
(Прилагательные связаны с именем существительным).
3. Работа с учебником. Упр. 307
- Дети послушайте стихотворение А. К. Толстого о весне.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес в зелёный дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждёт.
Всё весны дыханием согрето
Всё кругом и любит и поёт.
4. Работа с выборочными словосочетаниями.
- Найдите слова, которые обозначают признаки предметов.
- Признаки каких предметов они обозначают?
- Какого рода эти существительные?
- В форме какого числа они употреблены?
- А как вы думаете, в форме какого числа употреблены имена прилагательные? Какого рода эти прилагательные?
Слайд №12. Словосочетания:
СНЕГ ПОСЛЕДНИЙ
ТЁПЛЫЙ ПАР
КУВШИНЧИК СИНИЙ
ЗЕЛЁНЫЙ ДЫМ
ТЕПЛЫЕ ГРОЗЫ
Образец рассуждения:
Снег (какой?) последний. Имя существительное снег употреблено в форме ед. ч., м. р., значит и прилагательное последний тоже в форме ед. ч., м. р.
- Какие слова помогли поэту А. К. Толстому нарисовать картину весенней природы? К каким частям речи относятся эти слова?
- Правильно именно этими словами автор рисует картину ранней весны – весенний пейзаж.
- Почему подснежник назван кувшинчиком?
Слайд № 13. Подснежник
(Показываю рис. подснежника.) Подснежник по форме похож на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик помогает ярче представить себе, как выглядит этот цветок.
5. Работа с синонимами.
Слайд №14. МОЛОДОЙ
ЮНЫЙ
- Прочитайте слова. Как можно их назвать?
- Какое из этих слов использует автор в стихотворении? Почему?
Слайд №15. Лес.
- Почему весенний лес назван юным? Что такое «зелёный дым»?
(Юный – это очень молодой. Юный лес – тот, который только-только покрылся зеленью.)
6. Микроитог.
Для чего нужны имена прилагательные?
(Они делают нашу речь точной и выразительной.)
7. Решение проблемы.
· К чему прилагаются имена прилагательные?
· Что обо6значает слово прилагательное?
Слайд №16. Прилагательное.
- Оправдались ли наши предположения?
VI. Работа с определением.
Слайд № 17. Учебник стр. 69. Правило 2 и 3 абзацы.
- Прочитайте 2-й абзац
- Что вы узнали об имени прилагательном?
- Какие примеры приводятся в 3-ем абзаце?
- Обратите внимание на выделенные слова и попробуйте объяснить, почему примеров именно четыре? Ответьте на вопрос после определения.
(Не может быть признака без предмета)
VII. Наблюдение над изменением имен прилагательных.
1. Решение орфографической задачи.
Слайд № 18. ЗИЛЁНЫЙ
ЗИЛЁНАЯ
ЗИЛЁНОЕ
ЗИЛЁНЫЕ
- Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите
Правильно слова спишите.
А поможет нам алгоритм грамотного написания слова.
Слайд № 19. Алгоритм.
(Дети объясняют правописание безударных гласных в корне).
2. Составление словосочетаний.
- Дети нам нужно подобрать к именам прилагательным подходящие имена существительные. Составьте и запишите по одному словосочетанию.
Слайд № 20. Зелёный лист, луга, лук.
Зелёная трава, поляна, болото.
Зелёное яблоко, поле, бант.
Зелёные сады, мыши, ленты.
- Дети, посмотрите, как выполнил это задание Янт.
(Дети находят ошибки, доказывают, почему данные существительные подобраны неверно)
Кто хочет помочь Янту?
3. Микроитог.
- Как изменяются имена прилагательные? (По родам, по числам)
Слайд № 21. Таблица.
VIII. Итог урока.
Наш урок заканчивается.
- С какой частью речи мы сегодня познакомились?
- Что нового узнали об именах прилагательных?
- Что особенно понравилось на уроке?
Завершайте работу с аппликацией.
Посмотрим, какие красивые букеты расцвели в нашем классе!
Компьютер благодарит вас за работу.
Слайд № 22. Молодцы!
Рефлексия: (Дети приклеивают на стебелек цветы)
Мне все понятно -цветочек с 5 лепестками
Немного затрудняюсь- цветочек с 3 лепестками
Было трудно- цветочек с бутоном
А Янт приготовил нам в подарок стихотворение об имени прилагательном
и памятки «Имя прилагательное».
IX. Домашнее задание.
Слайд № 23.
v Выучить определение на стр.69. Уметь приводить свои примеры.
v Упражнение 2, с.88.
v Записать однокоренные слова с корнем ВЕСН, ВЕСЕН.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.