Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Сложные слова. Работа со словарем однокоренных слов»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия
«сложные слова» и введения
его в систему знаний
Задачи урока: 1. логически вывести алгоритм определения сложных слов,
дать понятие
«сложные слова» на основе знаний детей;
2. развивать умение находить сложные слова среди
других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности,
речь обучающихся;
3. воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное
отношение к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс», рабочая
тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для
учащихся,
раздаточный материал.
Ход урока:
I. Самоопределение к
деятельности.
Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем.
Сегодня мы
будем работать со словами, анализировать, сравнивать,
рассуждать, искать решения.
Пожелаем друг другу успешной работы.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и
классная работа, ручки
положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.
Учитель: Скажите, какое сейчас время года?
Ученики: Осень (Слайд 2)
Учитель: Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?
Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
Ученики: Сентябрь
Учитель: Записываем слова с проговариванием орфограмм. (Слайд 3)
Учитель: Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Ученики: Октябрь (Слайд 3)
Учитель: Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ученики: Ноябрь (Слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, что общего у этих слов?
Ученики: Это имена существительные, единственного числа, мужского рода,
имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.
Учитель: Разбираем. Проверяем. (Слайд 3)
Учитель: Что вам известно об окончании ?
Учитель: Что такое основа слова?
Учитель: Как вы думаете, какое слово можно считать лишним?
Ученики: 1.«сентябрь», т.к. в первом слоге безударная гласная «е»,
а в остальных словах «о» .
2.«октябрь», потому что начинается на гласную букву.
3.«ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а
остальных словах такого совпадения нет.
Учитель: Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем. Слова
«сентябрь» и
«октябрь» на карточках делают фонетический разбор две девочки.
А пока девочки делают фонетический разбор на карточках, мы вместе
устно выполним
фонетический разбор слова «ноябрь».
Ноябрь-но-ябрь, 2 слога (Слайд
4)
н -[н ] согл., зв., непарн., тв.
о- [а] гласн., безуд.
я- [й'] согл., зв., непарн., мягк.,
[а] гласн., уд.
б- [б] согл., зв., парн., тв.
р- [р'] согл., зв., непарн., мягк.
ь- [-] -------------
6б. 6зв.
Учитель: А знаете ли вы, что данные названия месяцев
пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия
осенних месяцев отражал их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
Учитель: А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь
называли «хмурень». (Слайд 5) Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» он
получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает
часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Учитель: Октябрь называли «листопадом». (Слайд 6) Почему? У
наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое
мы наблюдаем именно в октябре.
Учитель: А ноябрь получил название «грудень». (Слайд 7). Как
вы думаете, почему?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая,
разбитая после осенних дождей, дорога. (Слайд 8,9). В старину этот месяц
назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке
зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
Учитель: Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в
древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни
растений).
Учитель: А теперь, прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина и
скажите , почему именно так сказал об осени великий поэт? (Слайд 10).
Ученики: Главная примета осени – изменение в окраске листьев. Разноцветие
листьев радует глаз.
«Унылая пора, очей очарованье…»
А.С.Пушкин
Учитель: В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе. Прочитайте
текст, объясните написание пропущенных букв. (Слайд 11)
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,
Под н…гами ш…лестят
И л…тят, л…тят, л…тят.
И высоко от з…мли
Прол…тели жур…вли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!
Учитель: Какие слова из текста можно объединить в группу?
Ученики: Летят, пролетели, улетели (Слайд 12).
Учитель: По какому признаку?
Ученики: Слова являются однокоренными.
Учитель: Почему слова являются однокоренными?
Ученики: Одинаковый корень.
Учитель: Что такое корень?
Ученики: Корень – это общая часть родственных слов.
Учитель: Почему не назвали слово «летит».
Ученики: «летит » и «летят» форма одного и того же слова «лететь».
Учитель: Запишем однокоренные слова и разберём их по составу.
Учитель: Первое слово
Ученики: Летят (Слайд 12).
Учитель: Второе слово
Ученики: Пролетели (Слайд 12).
Учитель: Третье слово
Ученики: Улетает (Слайд 12).
Учитель: Какой способ образования слов использован в
найденных вами словах?
Ученики: Приставочно-суффиксальный (Слайд 12).
Учитель: Какие ещё способы словообразования вам известны?
Ученики: Приставочный и суффиксальный.
Индивидуальная
работа.
Учитель: Подберите ещё 3 однокоренных слова с данным корнем, подходящие к
следующим схемам:
(Слайд).
I вариант - приставочный способ образования. (Слайд 13)
II вариант - суффиксальный способ образования. (Слайд
13)
Учитель: Обоснуйте подбор слов.
Учитель: Составьте алгоритм разбора слов по составу
Ученики: Окончание, основа, корень, приставка, суффикс (На слайде
14составляется схема)
III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка
учебной задачи.
Учитель: Запишите названия древнеславянских месяцев,
выполните разбор слова по составу самостоятельно.
Хмурень листопад грудень (Слайд 15)
Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.
Ученики: Листопад
Учитель: Чем оно отличается от остальных?
Ученики: Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их
образования.
Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)
IV. Построение проекта выхода
из затруднения.
1. Работа с учебником.
Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171.
Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова.
Работаем в тетради, а Дима идёт к доске. Записываем:
Лес, степь - лесостепь
Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?
Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик: Лес. Выделили её.
Учитель: Назови основу слова «степь»?
Ученик: Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
Ученик: Буква «о».
Учитель: Эта буква так и называется – соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.
Учитель: Такие слова называются «сложными».
лес, парк – лесопарк
лес, тундра – лесотундра
птица, ферма – птицеферма
корень, плод – корнеплод
Учитель: Прочитаем правило на странице 92.
Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов? (Слайд
17)
2. Работа с учебником.
Следующее упражнение № 172. Подумайте, все ли сложные слова могут
образовываться сложением двух основ?
Учитель: Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?
Ученики: Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и
основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е».
(Слайд 17)
Учитель: Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и
его составе? Ученики: Оно образовалось сложением основы первого слова и
корня второго слова. (Слайд 18)
Учитель: Разберите его.
Учитель: Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с
которыми мы познакомимся позже.
V.Первичное закрепление во внешней речи.
Игра. «Образуй сложное слово».
Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два
простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер
Физминутка для глаз. (Слайд 19)
VI.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель: В осеннем лесу налетел ветер,
сорвал с двух деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Вам
нужно определить, с какого дерева упали листья. Для этого вам нужно найти
слово по его значению. У каждого варианта свои карточки.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось у
1 варианта.
Ученики: заводь (Слайд 20)
водоворот (Слайд 20)
паводок (Слайд 20)
водолаз (Слайд 20)
Учитель: С каким словом
связаны все эти слова?
Ученики: Вода. (Слайд 20)
Учитель: А теперь переверните карточку и
скажите, с какого осеннего дерева вы собрали листья? Ученики: Берёзы. (Слайд
20)
Учитель: Посмотрим, что получилось у 2
варианта?
Ученики: водитель (Слайд 21)
поводок (Слайд 21)
экскурсовод (Слайд 21)
счетовод (Слайд 21)
Учитель: С каким словом связаны все эти слова?
Ученики: Водить. (Слайд 21)
Учитель: А теперь переверните карточку и
скажите, с какого дерева вы собрали листья?
Ученики: Клёна. (Слайд 21).
Учитель: А теперь, каждый из своего варианта
выписывает сложные слова и их разбирает их по составу. (Слайд 22)
Учитель: Какие слова выписал 1
вариант?
Ученики: Водоворот (Слайд 22) Водолаз.
(Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?
Учитель: Какие
слова выписал 2 вариант?
Ученики: Экскурсовод (Слайд 22) Счетовод. (Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?
1 вариант. (Слайд)
Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. |
заводь |
Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение. |
водоворот |
Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда. |
паводок |
Специалист, занимающийся подводными работами. |
водолаз |
2 вариант. (Слайд)
Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством. |
водитель |
Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак. |
поводок |
Специалист, дающий пояснения экскурсантам. |
экскурсовод |
Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам. |
счетовод |
VII. Включение в систему
знаний и повторение.
Творческая работа. Работа по карточкам (дифференцированное задание).
Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах
природа осенью также меняется. (Слайд 23,24) Об этом вы узнаете из задания на
карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.
Учитель: Проверьте выполнение задания. (Слайд 25)
VIII. Рефлексия.
Учитель: Какова же была цель нашего урока?
Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок? (Слайд 26).
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. (Слайд 27).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.