Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами"

  • docx
  • 23.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Правописание частицы НЕ с глаголами.docx

Конструкт урока русского языка №8                              

Тема урока: «Правописание частицы «не» с глаголом

Цель: развивать у обучающихся умение учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи посредством выполнения упражнений.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, умение сотрудничать, оказывать помощь другим, бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать в парах и группах, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол, знают правило правописания частицы «не» с глаголом,  умеют применять правило на практике в различных упражнениях.

Воспитательные: Формировать положительное отношение к учению, интерес к предмету. * Развивать умение сотрудничать, оказывать помощь другим. * Воспитывать бережное отношение к родному языку.

Развивающие: развивать у обучающихся умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать в парах и группах, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Образовательные: актуализировать у обучающихся знания о понятии «глагол», повторить правило правописания частицы «не» с глаголом,  закрепить умение применять правило на практике в различных упражнениях.

Принципы воспитания

·         создание положительно эмоционального подъема;

·         воспитание через взаимодействие;

Принципы обучения

·         принцип наглядности;

·         принцип систематичности и последовательности;

·         принцип доступности;

·         принцип деятельности;

·         принцип психической комфортности;

 

Методы воспитания

1. Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

2. Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

2. Методы эмоционального стимулирование: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические средства:

Индивидуальные: дневник, пишущие принадлежности, рабочая тетрадь, учебник, карточка «Правописание частицы НЕ с глаголом»

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Правописание частицы НЕ с глаголом»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

3. Комплексное применение и систематизация знаний

4. Физминутка

5. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов действий

6. Рефлексия учебной деятельности

Использованная литература:

1. Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286. – Текст: электронный // ГАРАНТ: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/400907193/ (дата обращения: 10.12.2023).

2. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования: Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992. — Текст: электронный // CONSULTANT.RU: [сайт]. URL: https://shkola10rubczovskr22.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/158/2611/FOP_NOO.pdf

3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" с 01.01.2021 г. – Текст: непосредственный.

3. Сборник рабочих программ по русскому языку. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / [М. И. Мо ро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. Перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 124 с. — ISBN 978-5-09-038411-7.

4. Учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть. УМК «Школа России»

 

Эскиз доски

 

 

Классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

 

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

 

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

словесные: объяснение. 

Практические: упражнение

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

 

-Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Проверим готовность: на парте у вас лежит дневник, пенал, рабочая тетрадь и учебник.

-У кого всё это есть - садимся на свои места.

-Не забываем про посадку: ноги у нас стоят ровно на полу, спина соприкасается со спинкой стула, руки на парте полочкой, между вами и партой - кулачок.

-Отлично, чтобы красиво и ровно писать  сегодня, предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику.

-Поднимите правую руку и поочередно коснитесь большим пальцем всех остальных пальцев на этой руке — от указательного до мизинца и обратно.

- Повторите то же самое левой рукой.

-Сделайте движение 3 раза для каждой руки.

-Замечательно, молодцы, встряхните ваши руки. Думаю мы готовы начинать наш урок.

 

Приветствуют учителя.

 

 

Проверяют готовность к уроку, посадку.

 

 

Выполняют упражнение.

 

Ф

-

ОК, ВК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий

Актуализировать знания детей о прошлой теме. Выйти на тему и цель урока. 

Методы воспитания

1. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

Наглядные: демонстрация. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязанности: оперативный контроль.

-Откройте тетради, отступите две строки от предыдущих записей.

-Не забываем следить за тем, как лежит тетрадь, как мы держим ручку, пишем красиво, аккуратно.

-Записываем число, сегодня у нас ... мая. «Классная работа».

-Сейчас предлагаю нам с вами выполнить орфографическую минутку: я буду диктовать вам слова, а ваша задача - записать их с красной строчки в строчку через запятую.

-Поднимите руку, кому непонятно, что необходимо сделать?

( Не бегает, не спит, не читает, не думает)

-Подчеркните орфограмму.

то общего у этих слов?

-Кто может озвучить правило, к которому относится данная орфограмма?

• Повторение правила: * Как пишется частица "не" с глаголами?

 -Сейчас, чтобы вспомнить, что мы изучали на прошлом уроке, предлагаю сыграть в игру «Верно\неверно»

-Придвиньте к себе сигнальные карточки зелёного и красного цвета.

-Сейчас я буду зачитывать вам утверждение, если вы согласны с ним - поднимаете зелёную карточку, а если не согласны - красную.

-Всем понятны правила?

-Тогда начнём:

Частица "не" с глаголами всегда пишется раздельно.* (Верно)

"Не" – это предлог.* (Неверно)

Глаголы отвечают на вопросы кто? что?* (Неверно)

Не с глаголами всегда пишется слитно.* (Неверно)

-Отлично, молодцы, ребята, вижу, что вы помните тему прошлого урока, сегодня мы продолжим учиться правильно упортеблять частицу «не» с глаголами и закрепим наши знания по этой теме.

Открывают тетради, записывают число, «классная работа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют орфографическую минутку.

 

 

 

 

 

 

Подчеркивают орфограмму.

 

 

 

Повторяют правило.

 

 

 

 

 

Играют в игру «Верно\неверно» с сигнальными карточками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

Индивидуальные: пишущие принадлежности, рабочая тетрадь, сигнальные карточки

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол, знают правило правописания частицы «не» с глаголом,  умеют применять правило на практике в различных упражнениях.

3.Комплексное применение и систематизация знаний

Обеспечить усвоение обучающимися новых знаний и способов действий по изученному материалу.

Методы воспитания

1. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

Наглядные: демонстрация. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязанности: оперативный контроль.

-Сейчас откроем учебники на странице 126.

-Запишем упражнение 229. Прочитайте задание про себя. Что нам необходимо сделать?

-Сейчас я предлагаю нам вместе разобрать первое предложение на доске.

-Подчёркиваем глаголы с частицей «не».

Остальные пишут в тетради. В скобках после предложения записываем отгадку. Как мы объясним отгадку «часы»? «Язык»?»Стул»?

-Спасибо за ваши ответы.

 

 

-Дописываем. Кто будет готов - ставим руку на локоток.

-Сверяем с доской, поднимите руку, у кого получилось так же?

-Отлично. Мы с вами закрепили наши знания о правописании частицы «не» с глаголами.

Открывают учебники, записывают номер упражнения в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение на доске и в тетради.

 

Объясняют устно отгадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверяют тетрадь с доской.

Ф

Индивидуальные: пишущие принадлежности, рабочая тетрадь, учебник.

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметные:

обучающиеся знают, что такое глагол, знают правило правописания частицы «не» с глаголом,  умеют применять правило на практике в различных упражнениях.

 

4. Физминутка

Снять эмоциональное и мышечное напряжение

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

 

-Перед тем, как мы продолжим нашу работу, я предлагаю встать, размяться и немного отдохнуть.

-Встаньте так, чтобы вам ничего не мешало, можете задвинуть свои стулья.

 

-Запоминаем движения: насчёт РАЗ - поднимаем правую руку, насчёт ДВА - лесую ногу, насчёт ТРИ - опускаем руку, насчёт ЧЕТЫРЕ - левую ногу.

РАЗ ДВА ТРИ ЧЕТЫРЕ

РАЗ ТРИ ДВА ЧЕТЫРЕ

РАЗ ДВА ЧЕТЫРЕ ТРИ

Молодцы, садимся на места, не забываем про посадку.

-Аккуратно садимся на места, не забываем про посадку.

-Покажите мне свои руки и повторяйте движения за мной: ДОМ-ЁЖИК-ЗАМОК

-Молодцы, встряхните ваши руки, думаю, мы немного отдохнули и готовы продолжать работу.

 

Встают со своих мест.

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся на места, проверяют посадку.

 

 

 

 

 

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Ф

-

ОК, СК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию

5.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов действий

 

Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний и умений.

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

 

-Сейчас я выдам вам карточки. Ваша задача подписать их, выполнить задание 1.

 

-Затем придумать и ниже записать 3 предложения, в которых есть глагол с частицей «не».

-Нельзя, чтобы глаголы повторялись.

-Также вы подчёркиваете в предложении глагол вместе с частицей «не»

-Поднимите руку те, кому непонятно, что необходимо сделать?

-Итак, на эту работу у вас есть 12 минут.

-Итак, кто закончил - ставит руку на локоток.

-Отлично, проверьте, чтобы ваши карточки были подписаны и можете передавать с последних парт на первую.

 

Выполняют задание на карточке.

Ф, И

Индивидуальные: карточка «Правописание частицы НЕ с глаголом», пишущие принадлежности.

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету,

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, ринимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

Предметные:

обучающиеся знают, что такое глагол, знают правило правописания частицы «не» с глаголом,  умеют применять правило на практике в различных упражнениях.

 

6. Информация о домашнем задании

Выдать обучающимся домашнее задание

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание: дома вам необходимо выполнить упражнение 227 на странице 125.

-Прочитайте задание про себя.

-Вы можете пользоваться дополнительными источниками информации, в том числе ресурсами сети «Интернет». Вам необходимо записать данные предложения, а так же составить свой, так же используя частицу «не».

-Поднимите руку, кому непонятно, что нужно сделать дома?

-Кто записал домашнее задание - можете убрать дневники на край парты.

 

Записывают домашнее задание в дневник.

Ф

Индивидуальные: пишущие принадлежности, дневник.

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию

 

7. Рефлексия учебной деятельности

Подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течении урока.

 

Методы воспитания

Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа,

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Наш урок подходит к концу, предлагаю вспомнить, какая была тема урока?

-Правописание частицы «не» с глаголами. Какую цель мы поставили себе на урок?

-Что мы делали для достижения этой цели?

-Вспоминали, что такое глагол, правило правописания частицы «не» с глаголами.

-Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли этой цели.

-Отлично, а для того, чтобы оценить себя и свою деятельность на уроке, я предлагаю вам обратить внимание на слайд: вам предложено дополнить одну из трёх фраз «знаю», «понимаю», «умею».

-Кто хочет поделиться своими успехами?

-Спасибо, ещё кто желает?

-Спасибо за ваши ответы, а были ли у вас трудности на уроке?

-Я уверена, что вы обязательно справитесь со всеми трудностями и с лёгкостью будете решать все задания.

-На уроке сегодня вы были очень активными, любознательными, внимательными и старательными, мне было приятно с вами работать, я благодарю вас за урок, до свидания!

Вспоминают тему, цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополняют фразу «Знаю», «Понимаю», «Умею».

Ф

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему « Правописание частицы НЕ с глаголом»

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию,

осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, делать выводы, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 


 

Скачано с www.znanio.ru