Урок русского языка по теме "Род глагола в прошедшем времени" Урок закрепления

  • docx
  • 23.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала род глагола урок 2.docx

УМК: «Школа России» (Канакина В.П., Горецкий В.Г.) Тема: Род глагола в прошедшем времени (Закрепление) Тип урока: Закрепление полученных знаний Цель: Закрепить знания о роде глагола в прошедшем времени, умение определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе и согласовывать его с существительным; совершенствовать навыки использования глаголов прошедшего времени в речи. Задачи:Образовательные: • Закрепить знания о том, что глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. • Совершенствовать умение определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе. • Формировать умение правильно употреблять глаголы прошедшего времени в единственном числе в речи, согласовывая их с существительными. • Развивающие: • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. • Развивать внимание и наблюдательность. • Развивать логическое мышление и орфографическую зоркость. • Воспитательные: • Воспитывать интерес к русскому языку. • Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе. Планируемые результаты:Предметные: • Знают, что глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. • Умеют определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе. • Умеют согласовывать глагол прошедшего времени с существительным, к которому он относится. • Метапредметные:Регулятивные: Умеют планировать свою деятельность на уроке, контролировать и оценивать свои действия и результаты. • Познавательные: Умеют анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. • Коммуникативные: Умеют слушать и понимать речь других, выражать свою точку зрения, сотрудничать в паре и группе. • Личностные: • Проявляют интерес к русскому языку и грамотному письму. • Осознают ценность правильной речи. Основные понятия: Род, прошедшее время, глагол, окончание, согласование. Ресурсы: • Учебник русского языка для 3 класса (Канакина, Горецкий). • Карточки с заданиями (разного уровня сложности). • Презентация (по желанию). • Интерактивная доска (по желанию). • Рабочие тетради. Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. Технологии: Закрепление изученного, дифференцированное обучение, игровые технологии, ИКТ (по желанию).

 

 | I. Организационный момент | 1 мин | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание положительного эмоционального настроя: "Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на продуктивную работу на уроке!" | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. | Личностные: Положительное отношение к учению. | |

 II. Актуализация знаний | 5 мин | 1. Фронтальный опрос: Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол в прошедшем времени? Что вы знаете о роде имен существительных? Как определить род имени существительного? 2. Игра "Кто быстрее?": На доске записаны существительные в единственном числе разного рода. Учитель предлагает учащимся быстро определить род каждого существительного. (Например: Солнце, книга, мяч, яблоко, ручка) | Отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал. Участвуют в игре, быстро определяют род существительных. |

Познавательные: Актуализация знаний, необходимых для успешной работы на уроке. Регулятивные: Самоконтроль. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других. | |

III. Целеполагание и мотивация | 3 мин | Учитель подводит учеников к формулированию темы и цели урока. Что мы изучали на прошлом уроке? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? * Какова цель нашего урока? (Закрепить знания о роде глагола в прошедшем времени и умение согласовывать его с существительным) | Формулируют тему и цель урока с помощью учителя. | Регулятивные: Целеполагание, планирование деятельности. | |

IV. Закрепление знаний | 25 мин | 1. Работа с учебником (по выбору учителя): Упражнение на определение рода глаголов в прошедшем времени и согласование их с существительными. Упражнение на изменение глаголов по родам. 2. Работа с карточками (дифференцированные задания): Карточка 1 (легкий уровень): Вставить пропущенные окончания в глаголы прошедшего времени. Карточка 2 (средний уровень): Определить род глагола в предложении и подобрать к нему подходящее по смыслу существительное. * Карточка 3 (сложный уровень): Составить предложения, используя данные существительные и глаголы в прошедшем времени, согласуя их по роду. 3. Игра "Закончи предложение": Учитель начинает предложение с существительным в единственном числе, а ученики заканчивают его, используя глагол в прошедшем времени, согласуя его по роду с существительным. (Например: Солнце… (светило), Книга… (лежала), Ветер… (дул).) | Выполняют упражнения, работают с карточками, участвуют в игре.

11:43

| Познавательные: Применение полученных знаний на практике. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Регулятивные: Самоконтроль, взаимоконтроль, оценка своей деятельности. Коммуникативные: Работа в паре, умение выражать свои мысли. | | V. Физкультминутка | 2 мин | Физкультминутка, связанная с темой урока (Например: учитель называет существительное, ученики показывают движения, соответствующие роду: мужской – руки вверх, женский – руки в стороны, средний – руки вперед). | Выполняют движения. | Смена деятельности, снятие усталости. | |

VI. Итог урока. Рефлексия | 5 мин | 1. Подведение итогов урока: Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы цели? Что вспомнили и закрепили? 2. Рефлексия: Что было самым интересным на уроке? * Что было самым сложным? 3. Оценивание работы на уроке (самооценка, оценка учителя). | Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность на уроке, оценивают свою работу. | Регулятивные: Оценка результатов своей работы. | | VII. Домашнее задание | 2 мин | Объяснение домашнего задания: упражнение из учебника на закрепление темы (учитель выбирает упражнение, подходящее для закрепления материала). | Записывают домашнее задание. | |

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструкт урока русского языка 7

 

Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»

Цель: развивать у обучающихся умение учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи посредством выполнения упражнений.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, умение сотрудничать, оказывать помощь другим, бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать в парах и группах, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметныеобучающиеся знают, что глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам, умеют определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе, умеют согласовывать глагол прошедшего времени с существительным, к которому он относится.

Задачи:

Воспитательные: формировать положительное отношение к учению, интерес к предмету, развивать умение сотрудничать, оказывать помощь другим, воспитывать бережное отношение к родному языку.

Развивающие: развивать у обучающихся умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать в парах и группах, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Образовательные:  формировать у обучающихся знания, что глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. Развивать умение определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе, умение согласовывать глагол прошедшего времени с существительным, к которому он относится.

Принципы воспитания

·         создание положительно эмоционального подъема;

·         воспитание через взаимодействие;

Принципы обучения

·         принцип наглядности;

·         принцип систематичности и последовательности;

·         принцип доступности;

·         принцип деятельности;

·         принцип психической комфортности;

 

Методы воспитания

1. Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

2. Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

2. Методы эмоционального стимулирование: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические средства:

Индивидуальные:

Демонстрационные:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

3. Комплексное применение и систематизация знаний

4. Физминутка

5. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов действий

6. Информация о домашнем задании

7. Рефлексия учебной деятельности

Использованная литература:

1. Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286. – Текст: электронный // ГАРАНТ: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/400907193/ (дата обращения: 10.12.2023).

2. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования: Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992. — Текст: электронный // CONSULTANT.RU: [сайт]. URL: https://shkola10rubczovskr22.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/158/2611/FOP_NOO.pdf

3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" с 01.01.2021 г. – Текст: непосредственный.

3. Сборник рабочих программ по русскому языку. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / [М. И. Мо ро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. Перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 124 с. — ISBN 978-5-09-038411-7.

4. Учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть. УМК «Школа России»

 

Эскиз доски

 

 

Классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

 

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

 

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

словесные: объяснение. 

Практические: упражнение

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

 

-Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Проверим готовность: на парте у вас лежит дневник, пенал, рабочая тетрадь и учебник.

-У кого всё это есть - садимся на свои места.

-Не забываем про посадку: ноги у нас стоят ровно на полу, спина соприкасается со спинкой стула, руки на парте полочкой, между вами и партой - кулачок.

-Отлично, чтобы настроиться на предстоящую деятельность и быть активными сегодня, предлагаю выполнить упражнение ...

-Замечательно, молодцы, встряхните ваши руки. Думаю мы готовы начинать наш урок.

 

 

 

 

 

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий

Актуализировать знания детей о прошлой теме. Выйти на тему и цель урока. 

Методы воспитания

1. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

Наглядные: демонстрация. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязанности: оперативный контроль.

 -Ребята, обратите внимание на доску, сейчас я читаю вам существительное, а вы быстро хором называете его род:

Солнце, книга, мяч, яблоко, ручка, рис, каша

-А сейчас по поднятой руке к каждому из этих слов придумываем такой глагол, чтобы он подходил по смыслу и был согласован по роду.

-Например: солнцЕ - ср.р., «что сделалО?» - взошлО.

-Как думаете, ребята, какая будет тема нашего урока сегодня?

-Верно, мы продолжаем изучать род глагола в прошедшем времени, это и будет нашей темой.

-Как думаете, какую цель мы можем поставить на урок?

-Спасибо за ваши предположения, обратите внимание на слайд: кто готов составить нашу цель и прочитать её?

-Закрепить знания о роде глагола в прошедшем времени, отлично

Регулятивные: Целеполагание, планирование деятельности. | |

-Как думаете, ребята, какая будет тема нашего урока сегодня?

-Верно, мы продолжаем изучать род глагола в прошедшем времени, это и будет нашей темой.

-Мы уже уверены в своих знаниях по данной теме или нам ещё нужно потренироваться и закрепить наши знания?

-Как думаете, какую цель мы можем поставить на урок?

-Спасибо за ваши предположения, обратите внимание на слайд: кто готов составить нашу цель и прочитать её?

-Закрепить знания о роде глагола в прошедшем времени, отлично. Предлагаю приступить к достижению нашей цели.

 

 

 

 

 

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, формулировать цель; умение выстраивать речевое высказывание в устной форме

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол умеют находить глагол.

3.Комплексное применение и систематизация знаний

Обеспечить усвоение обучающимися новых знаний и способов действий по изученному материалу.

Методы воспитания

1. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

Наглядные: демонстрация. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязанности: оперативный контроль.

-Откройте тетради, отступите две строки от предыдущих записей.

-Не забываем следить за тем, как лежит тетрадь, как мы держим ручку, пишем красиво, аккуратно.

-Записываем число, сегодня у нас ... апреля. «Классная работа».

-Кто записал - ставит руку на локоток.

-Сейчас откроем учебники на странице 123.

-Запишем упражнение 219. Прочитайте задание про себя. Что нам необходимо сделать?

-Сейчас я предлагаю нам вместе разобрать первое предложение на доске.

-Картофель... задаём вопрос все вместе «ЧТО СДЕЛАЛ?» - сварился. Подписываем сверху - ед. Ч., пр. Вр., существительное КАРТОФЕЛЬ - какого рода?

-Мужского, значит глагол СВАРИЛСЯ?

-Тоже мужского рода, подписываем.

-Второе предложение запишет ... у доски, остальные в тетради.

*аналогично всё задание.

 

 

 

 

 

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять контроль и давать оценку собственной деятельности, осуществлять волевую саморегуляцию,умение выстраивать речевое высказывание в устной форме, выстраивать цепь логических рассуждений, осуществлять анализ и синтез; умение

Предметные:  обучающиеся знают, что глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам, умеют определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе, умеют согласовывать глагол прошедшего времени с существительным, к которому он относится.

 

4. Физминутка

Снять эмоциональное и мышечное напряжение

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Перед тем, как мы продолжим нашу работу, я предлагаю встать, размяться и немного отдохнуть.

-Встаньте так, чтобы вам ничего не мешало, можете задвинуть свои стулья.

 

 

V. Физкультминутка | 2 мин | Физкультминутка, связанная с темой урока (Например: учитель называет существительное, ученики показывают движения, соответствующие роду: мужской – руки вверх, женский – руки в стороны, средний – руки вперед). | Выполняют движения. | Смена деятельности, снятие усталости. | |

 

 

 

 

 

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию

5.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов действий

 

Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний и умений.

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

 

 

-Сейчас, чтобы проверить  наши знания и умение определять род глагола в прошедшем времени, предлагаю выполнить задания на карточке:

-..., прочитай задание: что здесь необходимо будет сделать?

-Отлично, кому непонятно, как выполнять это задание?

-На эту работу у вас есть 3 минуты. Кто закончит - руку на локоток.

-Итак, вижу, что вы готовы проверять. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Возьмите простые карандаши.

-Начинаем проверку. Предложение под номером 1, глагол здесь какого рода?

-У кого получилось так же - ставят «+», у кого другой ответ - «-».

*аналогично.

-Кто закончил проверку - меняемся обратно.

-Итак, ребята, у кого ни одной ошибки?

-1 ошибка?

-Молодцы, подпишите ваши карточки и передайте с последних парт на первые.

-Мы с вами закрепили наше умение определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе, сейчас я попрошу вас закрыть и убрать тетради на край стола.

 

 

 

 

 

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету,

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

6. Информация о домашнем задании

Выдать обучающимся домашнее задание

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение.

Домашнее задание | 2 мин | Объяснение домашнего задания: упражнение из учебника на закрепление темы (учитель выбирает упражнение, подходящее для закрепления материала). | Записывают домашнее задание. | |

 

 

 

 

 

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию

 

7. Рефлексия учебной деятельности

Подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течении урока.

 

Методы воспитания

Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа,

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Наш урок подходит к концу, предлагаю вспомнить, какая была тема урока?

-Род глагола в прошедшем времени.. Какую цель мы поставили себе на урок?

-Что мы делали для достижения этой цели?

-Вспоминали, что такое глагол, как определять род глагола в прошедшем времени

-Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли этой цели.

-Отлично, а для того, чтобы оценить себя и свою деятельность на уроке, я предлагаю вам обратить внимание на слайд: вам предложено дополнить одну из трёх фраз «знаю», «понимаю», «умею».

-Кто хочет поделиться своими успехами?

-Спасибо, ещё кто желает?

-Спасибо за ваши ответы, а были ли у вас трудности на уроке?

-Я уверена, что вы обязательно справитесь со всеми трудностями и с лёгкостью будете решать все задания.

-На уроке сегодня вы были очень активными, любознательными, внимательными и старательными, мне было приятно с вами работать, я благодарю вас за урок, до свидания!

 

 

 

 

 

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию,

осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, делать выводы, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 


 

Скачано с www.znanio.ru