Урок русского языка во 2 классе. Учитель: Трофимова О.Н.
Тема: Слова-антонимы.
Цели:
Образовательные: наблюдать над словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать их в речи.
Развивающие: способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Воспитывающие: прививать навыки воспитанного человека (вежливость, внимательность, аккуратность).
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс ; плакаты с изображением домиков; карточки.
Ход урока
I. Организация класса.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Вы друг другу улыбнитесь, сядьте ровно, не ленитесь!
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного.
Проведем работу под девизом: «Думай медленно – работай быстро».
- Как вы понимаете эту пословицу?
II. Проверка домашнего задания.
III. Минутка чистописания.
- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
Физкультминутка для пальцев
Этот пальчик маленький, Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинный, Этот пальчик сильный,
Этот пальчик большачок, А все вместе – кулачок!
IV. Словарная работа.
На доске: Мороз, холод, квартира, вкусный
Инструктаж:
1) Запишите слова в тетрадь;
2) Поставьте знак ударения;
4) Какое слово может быть лишним? ( Вкусный – прилагательное, все слова по 2 слога, квартира – 3 слога).
Составьте повествовательное предложение с любым из них. Запишите в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.
V Сообщение темы, целей урока.
VI. Изучение нового материала
1)Среди слов, которые мы записали, найдите слова близкие по значению. (Мороз и холод)
- Как такие слова называются? (Синонимы)
- Что можете о них рассказать? (Слова-приятели)
- Подберите к словам синонимы.
детвора – (малыши, ребята, дети)
метель – (вьюга, буран, пурга)
светятся – (сияют, сверкают, мерцают)
Синоним с древнегреческого языка означает «одноименный»:
«син» – один, «оним» – имя.
2)А греческом языке есть слово анти оно означает «против».
Догадайтесь, как будут называться слова противоположные по значению. (Антонимы)
Поищем слова антонимы.
друг – веселый -
тепло - счастье –
- Сформулируйте правило, что такое антонимы?
3) Проверим себя. Откройте учебник по закладке, прочитайте правило.
Вернемся к теме нашего урока. Какой новый термин сегодня на уроке вы узнали? (антоним)
- Скажите, а есть ли в девизе нашего урока слова антонимы?
VII. Проблемный вопрос:
- Где чаще всего антонимы встречаются? (В пословицах, девиз)
- Почему мы употребляем антонимы в речи? Нужны ли они?
1) В пословицах:
Ученье свет, а не ученье тьма.
2) В загадках:
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.
3) В стихах:
Чтение стихотворения В.Орлова «Спор».
Жила плохая девочка, она была хорошая,
Она была хорошая, хотя была плохая.
- Ну да! Вот это выдумки!
- Ха-ха! Вот это выдумки!
Не может быть хорошая, когда она плохая!
- И ничего не выдумки! Она была хорошая,
- И ничего не выдумки! Она была плохая!
Она была хорошая, когда была послушная,
Когда она не слушалась, она была плохая.
Воспитательный момент.
- Как видите, о человеке судят по его поступкам и делам. Поэтому, чтобы о вас всегда говорили только хорошее, что нужно помнить?
4) – А сколько в сказках встречается антонимов? (Выставка книг)
избушка ледяная – лубяная
рукодельница – ленивица
Книги: Заюшкина избушка. Русская народная сказка.
Морозко. Русская народная сказка.
Итак, антонимы чаще всего встречаются… (в пословицах , загадках, стихах, сказках)
- Почему мы употребляем антонимы в речи? Для чего?
(Для того, чтобы речь наша была точной, правильной, красивой).
Физминутка.
VIII. Закрепление материала.
* Найди пару : холод - худой -
белый - плюс -
прыгать - маленький -
Запомните: антонимы должны быть одной частью речи и отвечать на один и тот же вопрос.
* Работа в парах.
1) На партах у каждого лежит карточка с каким-то словом. Один из учеников читает вслух свою карточку, тот у кого находится антоним- говорит свое слово, т.д.
2) Работа по рядам: 1 ряд – соберите 1 пословицу, 2 ряд – 2 пословицу, 3 ряд – 3 пословицу.
Знай больше, |
|
говори меньше. |
|
|
|
Не бойся врага умного, |
|
бойся врага глупого. |
|
|
|
Лучшая вещь новая, |
|
лучший друг старый. |
IX. Итог урока.
Продолжите предложение
Я узнал:
Я научился:
Сейчас я проверю, чему вы научились.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… (низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь ...(пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты… (нашел)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай…(конец).
Не дорого начало, похвален конец.
X. Домашнее задание: а) подберите антонимы к словам: сильный, смелый, упал, смех.
б) найти и записать 3 пословицы, в которых встречаются антонимы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.