Урок русского языка «Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России
Оценка 4.8

Урок русского языка «Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России

Оценка 4.8
docx
17.12.2019
Урок русского языка «Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России
урок русского языка 3 класс.docx

«Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: совершенствовать

знания учащихся о частях слова.

Задачи:-развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный запас учащихся; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь; -воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к  русскому языку.

Ход урока.

1.      Организационный момент.

-Здравствуйте ребята

Дети повернитесь друг к другу и скажите:

Привет, сосед,

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил.

-Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.

Итак, друзья, внимание

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

2.Минутка чистописания.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться

Улыбка никому не вредит.(японская пословица)

-Как вы понимаете данную пословицу?

Смайлик не улыбается

3. Сообщение темы и целей урока.

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова родственные.)

-Вспомните, какие слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

- А что в этих словах разное?

-Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Ребята, а для чего надо знать части слова?

(Чтобы правильно писать слова.)

-Поэтому и девиз нашего урока звучит так:

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

4. Работа по теме урока.

а) Работу по теме урока мне хотелось бы начать с игры «морфемное домино»

-Ваша задача: к заданному вопросу из одной карточки требуется найти правильный ответ, помещенный в другой  карточке. Игру начинает тот, в чьей карточке записан вопрос. Игра продолжается в режиме «вопрос-ответ».

 

Перечисли значимые части слова

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Что такое приставка?

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Что такое корень слова?

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Что такое суффикс?

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Что такое окончание?

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Какие слова мы называем однокоренными?

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Словарная работа Вы хорошо справились с заданием. Но ответы были готовы, а в следующем задании нужно найти лишнее слово и доказать свою правоту. Послушайте и запишите лишнее,

Сорок, сороковой, сорока

Рисовать, подъехать, посмотреть

Носик, колечко, береза

Пальто, сестра, дети

Дорогой дорог

Что объединяет эти слова?

Как проверить их написание? И все однокоренные слова будем писать с одинаковым корнем

б) Работа по учебнику. Упр.6 стр.100

-Образуйте однокоренные слова и запишите их. (один ученик у доски)

-Какая часть в словах одинаковая? (корень)

С помощью какой части образовались новые слова?

 5.Физкультминутка

 

в) И чтобы ещё раз убедиться в том, что с помощью приставки и окончания образовываются новые слова, проведём соревнование-эстафету. Вы на свой ряд получите карточку, на которых уже записаны слова. Вам необходимо добавить только приставку или суффикс, чтобы образовывались новые слова. Победит та команда, которая выполнит эту работу быстро и правильно.

(РЕЗАТЬ, БЕГАТЬ,  ЛЕТАТЬ, ПИСАТЬ, ЛИТЬ, ХОДИТЬ, ДОМ СТАКАН ГОРОД ВЕТЕР)

Работа в парах таблицы

Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей

Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово. А запишите се слова получится предложение

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

Новое слово

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

молчит

научит

мудрец

старость

домик

мудрость

 Что заметили?

Что нужно сделать, чтобы пословица звучала правильно? Измените там , где нужно окончание, запишите пословицу правильно.

Прочитайте записанную пословицу. Как понимаете её значение?

Какую же роль играет окончание?

5.Физкультминутка

7. Работа в группе.

Послушайте стихотворение, которое буден вам подсказкой привыполнении следующего задания:

Помни при разборе слова:

Окончание и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка –впереди.

Для начала составим алгоритм действий при разборе слова по составу (У детей на партах лежит алгоритм действий. Учащиеся работают в группе)

  1. Изменяю слово, выделяю окончание.
  2. Отделяю основу от окончания и выделяю основу.
  3. Подбираю однокоренные слова и выделяю корень.
  4. Нахожу и обозначаю суффикс.
  5. Нахожу и обозначаю приставку.

Работа на компьютере

 

8. Подведение итогов.

1.Какие части слова мы сегодня повторили?

2.Какие части слова служат для образования новых слов?

3.Какие слова называются однокоренными?

9. Выставление оценок.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

 Смайлик улыбается

10. Домашнее задание.

Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

1  Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;

2  Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова

10. Рефлексия.

- Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели?

- А какими  способами? (Вместе, самостоятельно)

- Где будете применять полученные знания?

- Кому сегодня сопутствовал успех?

- Чтобы в этом убедиться я проведу тест.

Тест

1) Часть слова без окончания называется
Е  - корень
У - основа

2) Чтобы  найти корень надо
Л - изменить форму слова
М - подобрать однокоренные слова

3) Окончание – это
Н - изменяемая часть слова
П- неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит
И - для образования новых слов
Ы- для образования формы слова

5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова

Самопроверка. У кого получилось слово? Какое? Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.

Урок русского языка «Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России

Урок русского языка «Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России

Урок русского языка «Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России

Урок русского языка «Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России

Урок русского языка «Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России

Урок русского языка «Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России

Урок русского языка «Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России

Урок русского языка «Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2019