«Повторение. Состав слова» 3 класс Школа России
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: совершенствовать
знания учащихся о частях слова.
Задачи:-развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный запас учащихся; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь; -воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята
Дети повернитесь друг к другу и скажите:
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.
-Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.
Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
2.Минутка чистописания.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться
Улыбка никому не вредит.(японская пословица)
-Как вы понимаете данную пословицу?
Смайлик не улыбается
3. Сообщение темы и целей урока.
-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?
(Эти слова родственные.)
-Вспомните, какие слова мы называем родственными?
(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)
- А что в этих словах разное?
-Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Ребята, а для чего надо знать части слова?
(Чтобы правильно писать слова.)
-Поэтому и девиз нашего урока звучит так:
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»
4. Работа по теме урока.
а) Работу по теме урока мне хотелось бы начать с игры «морфемное домино»
-Ваша задача: к заданному вопросу из одной карточки требуется найти правильный ответ, помещенный в другой карточке. Игру начинает тот, в чьей карточке записан вопрос. Игра продолжается в режиме «вопрос-ответ».
Перечисли значимые части слова |
Приставка, корень, суффикс, окончание, основа. |
Что такое приставка? |
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. |
Что такое корень слова? |
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. |
Что такое суффикс? |
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. |
Что такое окончание? |
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. |
Какие слова мы называем однокоренными? |
Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. |
Словарная работа Вы хорошо справились с заданием. Но ответы были готовы, а в следующем задании нужно найти лишнее слово и доказать свою правоту. Послушайте и запишите лишнее,
Сорок, сороковой, сорока
Рисовать, подъехать, посмотреть
Носик, колечко, береза
Пальто, сестра, дети
Дорогой дорог
Что объединяет эти слова?
Как проверить их написание? И все однокоренные слова будем писать с одинаковым корнем
б) Работа по учебнику. Упр.6 стр.100
-Образуйте однокоренные слова и запишите их. (один ученик у доски)
-Какая часть в словах одинаковая? (корень)
С помощью какой части образовались новые слова?
5.Физкультминутка
в) И чтобы ещё раз убедиться в том, что с помощью приставки и окончания образовываются новые слова, проведём соревнование-эстафету. Вы на свой ряд получите карточку, на которых уже записаны слова. Вам необходимо добавить только приставку или суффикс, чтобы образовывались новые слова. Победит та команда, которая выполнит эту работу быстро и правильно.
(РЕЗАТЬ, БЕГАТЬ, ЛЕТАТЬ, ПИСАТЬ, ЛИТЬ, ХОДИТЬ, ДОМ СТАКАН ГОРОД ВЕТЕР)
Работа в парах таблицы
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей
Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово. А запишите се слова получится предложение
ПРИСТАВКА |
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
Новое слово |
походка |
слово |
сестрицы |
река |
пословица |
налетели |
ученик |
молчит |
научит |
|
мудрец |
старость |
домик |
мудрость |
Что заметили?
Что нужно сделать, чтобы пословица звучала правильно? Измените там , где нужно окончание, запишите пословицу правильно.
Прочитайте записанную пословицу. Как понимаете её значение?
Какую же роль играет окончание?
5.Физкультминутка
7. Работа в группе.
Послушайте стихотворение, которое буден вам подсказкой привыполнении следующего задания:
Помни при разборе слова:
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка –впереди.
Для начала составим алгоритм действий при разборе слова по составу (У детей на партах лежит алгоритм действий. Учащиеся работают в группе)
Работа на компьютере
8. Подведение итогов.
1.Какие части слова мы сегодня повторили?
2.Какие части слова служат для образования новых слов?
3.Какие слова называются однокоренными?
9. Выставление оценок.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Смайлик улыбается
10. Домашнее задание.
Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:
1 Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;
2 Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова
10. Рефлексия.
- Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели?
- А какими способами? (Вместе, самостоятельно)
- Где будете применять полученные знания?
- Кому сегодня сопутствовал успех?
- Чтобы в этом убедиться я проведу тест.
Тест
1)
Часть слова без окончания называется
Е - корень
У - основа
2)
Чтобы найти корень надо
Л - изменить форму слова
М - подобрать однокоренные слова
3)
Окончание – это
Н - изменяемая часть слова
П- неизменяемая часть слова
4)
Суффикс служит
И - для образования новых слов
Ы- для образования формы слова
5)
Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6)
Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
Самопроверка. У кого получилось слово? Какое? Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.