Урок русского языка «Прямое и переносное значение слов»
Оценка 4.7

Урок русского языка «Прямое и переносное значение слов»

Оценка 4.7
doc
07.05.2021
Урок русского языка  «Прямое и переносное значение слов»
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.doc

 

Урок русского языка   

«Прямое и переносное значение слов»

Цели урока:

 -Познакомить с прямым и переносным значением слова;

-Изучить возможности использования слов в переносном смысле;

-Закрепить умение определять значения слов;

-Показать,  как используются слова в переносном значении в художественных текстах;

-Формировать навыки анализа художественного текста;

-Формировать навык выделения в тексте слов с переносным значением;

-Развитие умения работать со словарем;

-Развитие речи; 

Оборудование: 

Доска

Учебник

Распечатка текста

1. Организационный момент  

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексика»

2.Проверка домашнего задания

Вспомним ,что мы изучали на прошлом уроке?

Однозначные и многозначные слова.

  Что было задано на дом?

  

Первой группе  – найти в толковом словаре примеры многозначных слов.

Второй - найти примеры из русских народных сказок со словом «красный» (красивый, парадный).

3.Работа по теме урока. Объяснение нового материала  

Вступительное слово учителя  

    Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем.   Мы стали общаться и после  разговора  я сказала ему,   что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но ,к сожалению, этот человек не понял меня!

А вы , сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

 

Мягкий характер- хороший  характер

Острый ум-  быстро понимающий. Острый как нож

Золотые руки- все умеет делать.

Светится от счастья-  очень рад

Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.  

 

Итак, тема сегодняшнего урока «Прямые и переносные значения слов». Запишите ее в тетради.

__________________________________________________________

На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение  у этих слов?

Седой- побелевший от старости

На основе сходства ( зима – тоже белая)

 -А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с  явлением русского языка- прямым и переносным значением.

_________________________________________________________

А теперь обратимся к учебнику на странице 140 .

Прочитаем, что выделено жирным шрифтом!

Такой прием в русском языке  называется метафорой.

-В саду горит  костер рябины красной!

-Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.

Следующий абзац.

А это прием называется олицетворением.

-Попробуйте сами привести примеры.

Разгулялась вьюга

Ветер уснул.

 

Эти средства мы будем подробнее разбирать на уроках литературы и уроках развития речи.

В толковых словарях в словаре указывается не только прямое, но и переносное значение.

Приведите примеры из толкового словаря.

_________________________________________________________

А теперь потренируемся.

И выполним упражнение. 338.

Читаем задание .

1 ряд

2ряд

3 ряд    

 

 Дать прямое значение слову.

Черная (работа , ________).

Ледяной (взгляд,________).

 Острый (ум,_________).

Допишите примеры, чтобы значение было прямым.

1.    Выборочный диктант

Запишите в два столбика словосочетания.

Прямое значение

Переносное значение

 -Чистые помыслы- без утайки, искренние  

-Чистые руки- 

-Быстрая река-река, которая быстро движется

-Быстрый ум- быстро соображает.

-Холодные руки- от холода 

-Холодное сердце - равнодушное

Почему вы так распределили?

 

Анализ текста

Текст заранее распечатан.

                                             Закат

Когда с утра до вечера сеял дождь , березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях , солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной  каждая серебряная нитка паутины…

Прочитать.

О чем текст?

Озаглавьте текст . Закат

Определите основную тему текста. Красота захода солнца.

Объяснить орфограммы.

      Найдите слова , употребленные в переносном значении.

Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении  помогает художнику сделать эту картину яркой и образной . В каждом художественном произведении  мы встретим такие средства. 

 

Итог урока

Учитель: Что нового мы узнали сегодня?

Сегодня с вами мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.

Как образуются слова с переносным значением?

-На основе сходства. 

-Где используются слова с переносным значением?  

В художественных текстах.

Домашнее задание.

Придумать 5 предложений с переносным значением.

 

Резерв

 Устное задание (на доске или проекторе). 

-Переносные значения могут быть основаны на сходстве , близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению)

 

Скажите какая связь обнаруживается у предметов , которые названы одним и тем же словом.

Гребень (петуха)-гребень (для волос)

Лисичка (зверек)- лисичка (гриб)

Хвост (собаки)- хвост (кометы),

Нос (человека)- нос (корабля)

 

 

     

 

 

.

 


Урок русского языка «Прямое и переносное значение слов»

Урок русского языка «Прямое и переносное значение слов»

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Приведите примеры из толкового словаря

Приведите примеры из толкового словаря

Определите основную тему текста

Определите основную тему текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2021