Урок русского языка. Рассуждение и его виды
Оценка 4.9

Урок русского языка. Рассуждение и его виды

Оценка 4.9
docx
11.01.2023
Урок русского языка. Рассуждение и его виды
Урок русского языка 7 класс Рассуждение и его виды.docx

Урок русского языка № 60              Класс 7               Дата 21.12.2020г.

Тема. Рассуждение и его виды

Цели урока:

·         Учебные: повторить типологические признаки рассуждения.
Познакомить с разновидностями рассуждения; выявить особенности рассуждения-размышления.
Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

·         Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.

·         Воспитательные: формировать вдумчивое отношение к слову, его смыслу; побудить учащихся задуматься о духовно-нравственной сущности человека, его правильном выборе и нравственном поступке как результате глубоких размыщлений.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний 

·         Какие типы речи вам известны? (описание, повествование, рассуждение).

·         На какой вопрос отвечает описание (Какой? Какая? Какое? Какие?), повествование (Что произошло?), рассуждение(Почему?)

·         Как названные типы речи можно представить визуально? (вспомнить прием фотографирования)

III. Определение темы урока:

·         Наша тема связана с понятием типы речи, а именно с рассуждением.

·         Какой тип речи называется рассуждением? (Рассуждение  - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать)

На доске дана схема, где изображены виды сочинений-рассуждений: рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление, рассуждение-доказательство.

Темой сегодняшнего урока будет рассуждение и его виды.



IV. Определение цели и задач урока:

Итак, тема известна, какую цель поставим на уроке? (формирование понятия видов рассуждения).

Задачи? (научиться различать и создавать рассуждения разных видов, учиться работать в группе, учиться работать с текстом, извлекать нужную информацию).

1.      Работа над темой урока

а) Слово учителя

Рассуждение — такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения. Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводится ряд аргументов, фактов, примеров. В заключении делается вывод.

1.      Все виды текстов-рассуждений имеют общую композицию. Под запись в справочник:

Композиция рассуждения

- тезис;

- обоснования тезиса (аргументы, доказательства, примеры);

- выводы (заключение на основе сказанного)

1.      Работа с учебником. С. 94 (изучение правила).

- изучение правила на С. 95-99 « Виды рассуждений»;

Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления. Книга – друг или враг? Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждения – утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждения – опровержения (доказывается ложность). Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему, которых должно быть не меньше трёх, а может быть и больше.



По способу проведения доказательства делятся на два вида: прямые и косвенные. При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы найти такие убедительные аргументы, из которых логически вытекает тезис.

Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что открывает ошибочность противопоставляемого допущения, антитезиса.

Пример прямого доказательства: Язык — важнейшее средство общения людей. Человек создал слова для всего, что есть в мире; он назвал всякое действие и состояние, определил словами свойства и качества предметов. В словаре получили отражение все изменения, происходящие в мире. Язык запечатлел опыт и мудрость веков и сопровождает развитие техники, науки, искусства. Поэтому язык является самым удобным и надежным средством общения, обмена мыслями... 

Пример косвенного доказательства: Врач, убеждая пациента, что тот не болен гриппом, рассуждает так. Если бы действительно был грипп, имелись бы характерные для него симптомы: головная боль, повышенная температура. Но ничего подобного нет. Значит, нет и гриппа. 

·         Изучение правила на С. 96 «Рассуждение — объяснение».

3. В рассуждении – объяснении излагается объяснением, какого – то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.

·         Изучение правила «Рассуждение -размышление» С. 98

- Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать. 

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: экспозиция (подведение к проблемному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.

На основе информации параграфа ученики составляют таблицу, где колонками будут следующие разделы:

 

4. Творческая работа в парах со взаимопроверкой.

Определите вид рассуждения :

Компьютер – друг или враг? Почему опадают листья?О Слово «бег» - имя существительное?Р Почему карандаш так назвали?Р Хорошо учиться – это плохо или хорошо?Д Почему зимой холодно?О 



 

1.      Закрепление материала.

1. Работа с текстом из упр.183. Прочитайте текст, постройте свое рассуждение по данному алгоритму:

·         Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)

·         Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)

·         К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)

·         Вывод.( Следовательно…. Значит… это текст….)

1.      Итоги урока

Обобщим сказанное. Подведем итоги.

·         Что вы узнали о видах рассуждения?

·         Где мы чаще всего сталкиваемся с рассуждениями-доказательствами и рассуждениями-объяснениями?

·         В каких текстах чаще всего отражены размышления?

·         Сложным ли был материал для понимания?

VII. Домашнее задание: §26, упр. 191 (на выбор)


 

Урок русского языка № 60

Урок русского языка № 60

Работа с учебником. С. 94 (изучение правила)

Работа с учебником. С. 94 (изучение правила)

Закрепление материала. 1. Работа с текстом из упр

Закрепление материала. 1. Работа с текстом из упр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023