Урок русского языка № 60 Класс 7 Дата 21.12.2020г.
Тема. Рассуждение и его виды
Цели урока:
·
Учебные: повторить типологические признаки
рассуждения.
Познакомить с разновидностями рассуждения; выявить особенности рассуждения-размышления.
Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
· Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.
· Воспитательные: формировать вдумчивое отношение к слову, его смыслу; побудить учащихся задуматься о духовно-нравственной сущности человека, его правильном выборе и нравственном поступке как результате глубоких размыщлений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
· Какие типы речи вам известны? (описание, повествование, рассуждение).
· На какой вопрос отвечает описание (Какой? Какая? Какое? Какие?), повествование (Что произошло?), рассуждение(Почему?)
· Как названные типы речи можно представить визуально? (вспомнить прием фотографирования)
III. Определение темы урока:
· Наша тема связана с понятием типы речи, а именно с рассуждением.
· Какой тип речи называется рассуждением? (Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать)
На доске дана схема, где изображены виды сочинений-рассуждений: рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление, рассуждение-доказательство.
Темой сегодняшнего урока будет рассуждение и его виды.
IV. Определение цели и задач урока:
Итак, тема известна, какую цель поставим на уроке? (формирование понятия видов рассуждения).
Задачи? (научиться различать и создавать рассуждения разных видов, учиться работать в группе, учиться работать с текстом, извлекать нужную информацию).
1. Работа над темой урока
а) Слово учителя
Рассуждение — такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения. Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводится ряд аргументов, фактов, примеров. В заключении делается вывод.
1. Все виды текстов-рассуждений имеют общую композицию. Под запись в справочник:
Композиция рассуждения
- тезис;
- обоснования тезиса (аргументы, доказательства, примеры);
- выводы (заключение на основе сказанного)
1. Работа с учебником. С. 94 (изучение правила).
- изучение правила на С. 95-99 « Виды рассуждений»;
Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления. Книга – друг или враг? Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждения – утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждения – опровержения (доказывается ложность). Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему, которых должно быть не меньше трёх, а может быть и больше.
По способу проведения доказательства делятся на два вида: прямые и косвенные. При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы найти такие убедительные аргументы, из которых логически вытекает тезис.
Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что открывает ошибочность противопоставляемого допущения, антитезиса.
Пример прямого доказательства: Язык — важнейшее средство общения людей. Человек создал слова для всего, что есть в мире; он назвал всякое действие и состояние, определил словами свойства и качества предметов. В словаре получили отражение все изменения, происходящие в мире. Язык запечатлел опыт и мудрость веков и сопровождает развитие техники, науки, искусства. Поэтому язык является самым удобным и надежным средством общения, обмена мыслями...
Пример косвенного доказательства: Врач, убеждая пациента, что тот не болен гриппом, рассуждает так. Если бы действительно был грипп, имелись бы характерные для него симптомы: головная боль, повышенная температура. Но ничего подобного нет. Значит, нет и гриппа.
· Изучение правила на С. 96 «Рассуждение — объяснение».
3. В рассуждении – объяснении излагается объяснением, какого – то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.
· Изучение правила «Рассуждение -размышление» С. 98
- Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать.
Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить.
Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: экспозиция (подведение к проблемному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.
На основе информации параграфа ученики составляют таблицу, где колонками будут следующие разделы:
4. Творческая работа в парах со взаимопроверкой.
Определите вид рассуждения :
Компьютер – друг или враг?.Д Почему опадают листья?О Слово «бег» - имя существительное?Р Почему карандаш так назвали?Р Хорошо учиться – это плохо или хорошо?Д Почему зимой холодно?О
1. Закрепление материала.
1. Работа с текстом из упр.183. Прочитайте текст, постройте свое рассуждение по данному алгоритму:
· Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)
· Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)
· К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)
· Вывод.( Следовательно…. Значит… это текст….)
1. Итоги урока
Обобщим сказанное. Подведем итоги.
· Что вы узнали о видах рассуждения?
· Где мы чаще всего сталкиваемся с рассуждениями-доказательствами и рассуждениями-объяснениями?
· В каких текстах чаще всего отражены размышления?
· Сложным ли был материал для понимания?
VII. Домашнее задание: §26, упр. 191 (на выбор)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.