Урок русского языка в 11 классе на тему "Выразительные средства языка"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 11 классе на тему "Выразительные средства языка"

Оценка 4.6
docx
09.08.2023
Урок русского языка в 11 классе на тему "Выразительные средства языка"
Выразительные средства языка. Открытый урок. Русский язык 11 классДокумент Microsoft Word.docx

Тема : «Изобразительно – выразительные средства в речи»

 

Цели урока: повторить изобразительно-выразительные средства речи, развивать умения обучающихся, необходимые для выполнения экзаменационного задания № 26 по комплексному анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка.

Задачи:

§  совершенствовать навыки анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры;

§  продолжить работу по развитию речи обучающихся, восприятию художественной образности текста;

§  способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать любовь к русскому языку на лучших образцах художественных произведений.

 

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений

Оборудование урока: компьютер, индивидуальные карточки, тесты ЕГЭ.

Виды работы : фронтальный опрос, индивидуальная работа с карточками, работа в группе, работа с тестами ЕГЭ.

 

Ход урока:

 

1.     Организационный этап

2.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(Доска)

 

Ветер со стоном метался по острову, поднимая волны если не до небес, то до крутых берегов.

На острове было холодно и дул сильный ветер, поднимая большие волны.

- запятые расставить, объяснить

- сравнить оба предложения, в каком из них мысль выражена более точно,

-почему?

 

 

-Определяем тему урока: «Изобразительно-выразительные средства речи»

 

- Какие цели поставим на уроке?

    3.Актуализация знаний.

          - Какие стили речи знаете?

            -В каких стилях речи можно встретить выразительные средства?

            - А в каких нет?

            - На доске распределить понятия в 2 колонки: тропы и стилистические

              фигуры

Тропы

Стилистические фигуры

метафора

эпифора

метонимия

антитеза

перифраз

эллипсис

ирония

градация

литота

параллелизм

эпитет

оксюморон

 

            - Работа по карточкам «Соотнести тропы и их определения» (группа)

 

1) метафора

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) метонимия

б)  сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д. какого-либо предмета

3) перифраз

в)  употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

4) ирония

г)  замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием

на их характерные черты

5) литота

д)  употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.

 

 

 

 

 

 

 

 

    «Соотнести  стилистические фигуры и их определения».

1)  эпифора

а)  расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

 2) антитеза

б)  пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

3) эллипсис

в)  повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

4) градация

г)  одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

5) параллелизм

д)  усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.  

 

             - Проверка устно       

-Что такое тропы?  Стилистические фигуры?

 

 4. Обобщение и систематизация знаний

- Тест (Работа в группе)

1.  Какая стилистическая фигура используется в следующем предложении: «В синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут» (А.С.Пушкин):

1.     градация

2.     инверсия

3.     синтаксический параллелизм

4.     эпифора.

2. Какой троп используется в строчке «Там припомнят кремлевского горца» (О. Мандельштам):

1.     перифраз

2.     метафора

3.     олицетворение

4.     сравнение

3. Какой троп используется в строчке «Горит костер рябины красной» (М.Цветаева):

1.     гипербола

2.     олицетворение

3.     метафора

4.     сравнение

4.Какая стилистическая фигура используется в следующем предложении «Есть тоска веселая» (С.Есенин)

1.     эллипсис

2.     оксюморон

3.     градация

4.     умолчание

5. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:

«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но хорошая» (Е.Гришковец).

1.     парцелляция

2.     градация

3.     анафора

4.     эллипсис

6. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:

«О времена! О нравы! (Цицерон).

1.     градация

2.     оксюморон

3.     риторическое восклицание

4.     антитеза

7. Какой троп используется в строчке: «И пишет боярин всю ночь напролет, Письмо его местию дышит» (А.К.Толстой).

1.     эпитет

2.     гипербола

3.     метонимия

4.     сравнение.

8. Какой троп используется в строчке «Мужики – за топоры» (А.К.Толстой)

1.     градация

2.     оксюморон

3.     эллипсис

4.     инверсия.

 

-Презентация «Тропы и стилистические фигуры»

(Презентация: процитированы строчки художественных произведений. Обучающиеся определяют тропы, указывая их функциональную роль в тексте).

"Чахлая рябина мокнет под дождём"

Эпитет

помогает зримо представить предмет

 

"Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела"

Сравнение

делает зримым отвлечённое понятие

"В саду горит костёр рябины красной"

метафора

образное выражение превращается в реальную картину

"Заря алая улыбается"

олицетворение

усиливает выразительность речи

"Съел три тарелки"

метонимия

употребляет название предмета на основании внешней или внутренней связи

"В сто сорок солнц закат пылал"

Гипербола

чтобы преувеличить значение, обратить внимание

"Мальчик с пальчик"

Литота

для эмоциональной оценки

 

- Работа по учебнику У. 499 (устно )  507. Выписать предложения с выр ср

 

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

-Есть ли еще в русском языке выразительные средства?

Раздать памятку с теорией к заданию 26. Прочитать (повт. Дома, использовать

 

Совместная работа класса с рецензией.

-Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А,Б,В,Г)цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?
      (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
      (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)

      Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить(А) ___9___, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует(Б) ___5____ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных(В) ____2__ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к(Г) ____6____ (предложение 5).

      Список терминов:
      1) метафора
      2) фразеологизм
      3) ключевые слова
      4) синтаксический параллелизм
      5) риторический вопрос
      6) цитация
      7) гипербола
      8) инверсия
      9) эпитеты
      10) сравнительный оборот

Ответ: 9526

 

Работа с заданием №26 из теста ЕГЭ

 Самостоятельная работа, проверка

10916       -     7125

12621       -     7953

1786         -     6982

4311         -     4971

 

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

 

7. Рефлексия

- Что дал урок? Вспомните поставленные цели, достигнуты ли они?

- Какие цели поставите себе по данной теме?

Оценки

 8. Домашнее задание: повторить : «Выразительные средства языка». Теория к заданию №26. Учебник п.33

Тест по материалам ЕГЭ (Цыбулько)

 

 

 

 

 

 


 

Тема : «Изобразительно – выразительные средства в речи»

Тема : «Изобразительно – выразительные средства в речи»

Какие стили речи знаете? -В каких стилях речи можно встретить выразительные средства? -

Какие стили речи знаете? -В каких стилях речи можно встретить выразительные средства? -

Соотнести стилистические фигуры и их определения»

Соотнести стилистические фигуры и их определения»

Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка

Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка

В саду горит костёр рябины красной" метафора образное выражение превращается в реальную картину "Заря алая улыбается" олицетворение усиливает выразительность речи "Съел три тарелки" метонимия употребляет…

В саду горит костёр рябины красной" метафора образное выражение превращается в реальную картину "Заря алая улыбается" олицетворение усиливает выразительность речи "Съел три тарелки" метонимия употребляет…

Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства»

Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства»

Урок русского языка в 11 классе на тему "Выразительные средства языка"

Урок русского языка в 11 классе на тему "Выразительные средства языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2023