Урок русского языка в 3 классе

  • doc
  • 30.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок словосочетание.doc

Урок русского языка в 3 классе  (УМК «Школа России»)

Тема: Словосочетание

Цель: формирование понятия «словосочетание» на основе усвоения его существенных признаков (словосочетание это два или несколько слов, связанных по смыслу, из которых одно зависит от другого)

Задачи: дать понятие словосочетание; повторить слова с трудным написанием; отрабатывать каллиграфические навыки; вырабатывать умение критически оценивать свою работу; развивать речь учащихся.

Оборудование: тетради, учебники, карточки для подведения итога урока и рефлексии, два лучика (грустный, радостный), картинка и слово ПОМИДОР, толковый словарь.

На доске:

 

Ход урока

1. Настрой на урок. Повышение уровня мотивации.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь отметку «пять»!

 

2. Актуализация знаний.

Сегодня к нам на урок забрался солнечный Лучик. Он умеет грустить и радоваться.

Я, думаю, что Лучику у нас сегодня не придется огорчаться, потому что вы будете работать хорошо, и лучик будет веселым на протяжении всего урока. На уроке вы еще будете оценивать себя с помощью карточек со словами: «легко», «почти легко», «очень легко» (карточки лежат у каждого).

1этап самостоятельной работы – минутка чистописания (прописано в тетради)

 

 

 

ж.лтый, м.лина, ур.жай, г.рох

- В каком слове были затруднения? (Учитель показывает карточку со словом, а дети проверяют написанное и оценивают себя)

-Сегодня на уроке мы узнаем еще одно слово с трудным написанием, т. е. слово из словаря., Я, думаю, вы его лучше запомните, когда послушаете небольшое стихотворение и посмотрите иллюстрацию к нему.

По ноте «ми»

Шла нота «до»

За ними «р» бежала

Что получилось:

ПОМИДОР

Не понял? Все прочти сначала!

Здесь ноты две, а слога – три!

И запиши себе в уме,

Что не бывает ноты «ме».

- Запишите это слово в тетрадь, а чтобы ему не было скучно поищите родственников  у него и тоже их запишите.

Микро-итог.

 

3. Постановка проблемной ситуации.

Однажды «Лучик»  прогуливался по одному из городов большой и могучей страны русского языка с названием СИНТАКСИС и наткнулся на очень интересное слово. Он с трудом его прочитал и решил принести его к нам, чтобы узнать, что это такое.

- Согласны ли вы помочь Лучику? Если согласны – хлопните 3 раза, топните 3 раза, головою 3 кивка, а ногами 3 прыжка. Чтобы сразу и быстро прочитать это слово потренируем еще и глазки. Последите за моей ручкой.

- Зажмурьте глазки крепко-крепко, а потом откройте и поморгайте.

- Вот оно это слово СЛОВОСОЧЕТАНИЕЮ

- Кто не забыл, где живет это слово? (В стране русского языка в городе «Синтаксис»

- На какой вопрос будем отвечать? (Что это слово обозначает?)

 -Кто может ответить на этот вопрос? (Выслушать версии детей)

 

4  Выход из проблемной ситуации

- Давайте заглянем в «корень слова»

СЛОВО – СОЧЕТАНИЕ

-Что такое сочетание?

Чтобы объяснить смысл какого-либо слова существуют ТОЛКОВЫ СЛОВАРИ. Вот один из них. (Учитель зачитывает понятие из словаря, а на доске открывает запись – СОЧЕТАНИЕ – СВЯЗЫВАНИЕ, СОЕДИНЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ).

- Что сегодня на уроке мы будем связывать, соединять? (слова)

 - Что такое словосочетание? (Дети выводят понятие, а учитель крепит опорные слова на доске).

 

_Прочитайте в учебнике определение понятия и скажите, что еще нужно дополнить? (В словосочетании одно слово зависит от другого, то есть, есть главное и есть зависимое)

Работа в парах – расскажите это определение друг другу.

Микро-итог

 

6. Закрепление в практической деятельности

- А сможете ли вы соединить, связать два слова по смыслу, чтобы получилось словосочетание? (Выслушать ответы детей, подвести микро-итог, дать слова: бежать, дорога, трава, зеленая)

- Где можно найти словосочетания? (В предложениях)

-Запишите предложение: НА ГРЯДКАХ СОЗРЕЛИ КУРУПНЫЕ ПОМИДОРЫ.

Разбор предложения по алгоритму

1.     Найти главные члены предложения. Будет ли это словосочетанием? Почему?

2.     Поставь от подлежащего вопрос и найди второстепенный член. (помидоры какие? крупные)

3.     Поставь от сказуемого вопрос и найди второстепенный член предложения (созрели где? на грядках)

- От какого слова мы задаем вопрос? (От главного слова)

Микро-итог

Послушайте стихотворение:

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание!

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда с зависимым шагает,

А кто тут главный без труда вопрос определяет.

Вопрос от главного идет к зависимому слову.

И никогда наоборот, запомни как основу!

Работа по учебнику – упр. 102

 

7.Итог урока.

О чем узнали на уроке?

Что такое словосочетание?

(Поднять карточки «Легко», Почти легко», Очень легко»)

 

8 Рефлексия (Лучик радостный или грустный)