Урок русского языка (3 класс) 7.02.2025
Тема: «Родительный падеж».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели: Создание условий для формирования представлений об именах существительных в родительном падеже
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (основные значения, вопросы, предлоги); учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги; формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже; отрабатывать приём распознавания падежей.
Развивающие: развивать внимание, память, речь.
Воспитательные: формировать положительное отношение к предмету «Русский язык».
Планируемые результаты:
Предметные: Знать и уметь определять существительные в родительном падеже; уметь выполнять разбор предложения по членам.
Метапредметные:
Личностные: формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке.
Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы обобщать и классифицировать по признакам, ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других.
Методы: словесные, практические.
Оборудование: учебник «Русский язык» Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., компьютер, проектор.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности |
1.Организационный момент. -Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Подравнялись, тихо сели. Дружно принялись за дело. - С каким настроением вы пришли на урок? - А чтобы наше настроение стало еще лучше, давайте улыбнемся друг другу. - Откройте тетради, сядьте правильно, запишите сегодняшнее число, классная работа.
|
Дети настраиваются на учебную деятельность, слушают учителя, проверяют готовность к уроку, записывают в тетради число и классная работа. |
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. |
II. Актуализация имеющихся знаний |
1. Проверка домашнего задания. - Прочитайте предложения. - Назовите главные члены предложения. - В каком падеже стоит имя существительное? 2. Фронтальный опрос. - Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка. - Вспомните всё, что вы знаете об имени существительном. – Что значит склонение имён существительных? (правило в учебнике)
- Давайте вспомним, над какой темой работали на прошлом уроке? (именительный падеж) -Что вы узнали об именительном падеже имён существительных? - Расскажите об именительном падеже по плану. - На какие вопросы отвечает имя существительное в И.п.? - Каким членом предложения является? - Употребляются ли предлоги в И.п.? - Молодцы. Всё правильно запомнили и рассказали. |
Актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя. |
Личностные: развитие познавательных интересов. Коммуникативные: умение ясно излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, умение слушать и слышать.
|
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание |
1. Постановка целей урока. - Прочитайте предложение. - Какие буквы нужно вставить? Почему? Под мя.ким белым к.вром не видно х.лодной з.мли. - Прочитайте ещё раз. Запомните. - Запишите по памяти. - Проверка. Кто написал без ошибок? Поставьте (+) - Определите падеж имён существительных? - Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных (работа в парах). Письмо от сестры, был без рюкзака, вышел из трамвая, цветы для мамы, доехал до реки. - Что интересного заметили? Что общего? (ед.ч.,Р.п.) - Чем отличаются? (предлоги) - Подчеркните предлоги. - Как вы думаете, над какой темой будем работать? Тема нашего сегодняшнего урока – Родительный падеж имён существительных. - На какие вопросы мы должны ответить? • На какие вопросы отвечают имена существительные в Р.п.? • С какими предлогами употребляются? Каким членом предложения является имя существительное в Р.п. ? - Это новые для вас знания? Что вы уже знаете? - С какими предлогами употребляются имена сущ. в Р.п.? - Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о родительном падеже, будем учиться распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, предложениях, словосочетаниях, используя падежные вопросы, предлоги. |
По очереди выходят к доске, вставляют пропущенную букву, проверяют орфограмму, читают 2 раза, запоминают, пишут по памяти, сверяют написанное, исправляют ошибки, делают вывод, определяют падеж имён существительных.
|
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию.
|
IV. Совместное открытие знания |
1. Работа с учебником: стр.44. - Прочитайте сведения о языке на с.44. - Назовите вопросы родительного падежа. - С какими предлогами употребляются имена сущ. в Р.п.? (составление кластера на доске) - Продолжаем работать по учебнику, упр.78,стр.44 Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. - Давайте найдем и запишем только те пословицы, в которых каждое имя существительное стоит в Р.п. (3я и 4я) - Как найти в предложении имена существительные в Р.п.? (Чтобы определить падеж существительного, нужно поставить вопрос. Имена сущ. в Р.п. отвечают на вопросы КОГО? ЧЕГО?). |
Читают правила, выполняют задания, предложенные учителем, высказывают свое мнение. |
Личностные: желание узнать больше. Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, поиск необходимой информации. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме |
V. Физминутка |
Как живешь? |
|
|
VI. Первичное закрепление во внешней речи |
1. Работа с учебником: стр. 45. - Прочитайте предложения Солнышко выглянуло из-за туч. Началась капель с крыш. - Найдите сущ. в Р.п. - Что общего? Какие звуки слышим на конце? - Что мы знаем о сущ. жен. рода ед. числа с шипящим звуком на конце? - А здесь почему не пишется? - Можно ли определить род? Почему? В каком числе они употреблены? - Прочитайте сведения о языке с.45. - Что нового узнали? - Запомните.
|
Знакомятся с правилом, запоминают его, вспоминают пройденный материал. |
Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного, уметь учитывать разные мнения. Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, поиск необходимой информации.
|
VII. Самостоятельная работа с проверкой |
1. Самостоятельная работа. -Возьмите карточки. Прочитайте и вставьте предлоги. -Давайте проверим, что у вас получилось.
|
Самостоятельно работают с карточками, проверяют свою деятельность. |
Познавательные: построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез. Регулятивные: контроль и коррекция
|
VIII. Включение в систему знаний, повторение |
1. Работа с учебником: стр. 45. Вновь возвращаемся к работе по учебнику, стр.45, упр. 80. Работаем в группах. Прочитайте. Ребята, вы уже догадались о том, что среди данных загадок спряталась скороговорка. Найдите ее. Спишите скороговорку, подчеркните главные члены предложения. Укажите падеж выделенных имен существительных. - Каким членом предложения являются существительные в родительном падеже? - Какой вывод мы можем сделать на основе данного упражнения? (существительные в родительном падеже в предложении являются второстепенными членами) |
Дети работают с учебниками, делают выводы. |
Коммуникативные: умение выражать собственную позицию, умение слушать.
Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации. |
IX. Рефлексия |
1. Подведение итогов урока. -Что мы теперь знаем о родительном падеже? -На какие вопросы отвечают существительные в форме родительного падежа? -Какие предлоги дружат с существительными в форме родительного падежа? -С каким настроением вы заканчиваете урок? Давайте оценим свою работу на уроке:
-Я благодарю вас за работу. Многие сегодня активно работали. Молодцы.
|
Анализируют свою учебную деятельность на уроке. |
Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные: давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные: строить монологическое высказывание.
|
X. Домашнее задание |
Стр.45,упр.81. - Урок окончен! Спасибо за работу! |
Записывают домашнее задание в тетради |
Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.