Урок русского языка в 3 классе

  • docx
  • 16.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок русского языка в 3 классе 7.02.2025.docx

Урок русского языка (3 класс)                                               7.02.2025

Тема: «Родительный падеж».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели: Создание условий для формирования  представлений об именах существительных в родительном падеже

Задачи:

Образовательные: уточнить  и расширить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (основные значения, вопросы, предлоги); учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные  и смысловые вопросы, предлоги; формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже; отрабатывать приём распознавания падежей.

Развивающие: развивать внимание, память, речь.

Воспитательные: формировать положительное отношение к предмету  «Русский язык».

Планируемые результаты:

Предметные: Знать и уметь определять существительные в родительном падеже; уметь выполнять разбор предложения по членам.

Метапредметные:

Личностные: формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умения извлекать информацию из  текстов, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы обобщать и классифицировать по признакам, ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других.

Методы: словесные, практические.

Оборудование: учебник «Русский язык» Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., компьютер, проектор.

 

 

 


 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

      I.            Мотивация к деятельности

1.Организационный момент.

-Прозвенел уже звонок,

 Начинается урок.

Подравнялись, тихо сели.

Дружно принялись за дело.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- А чтобы наше настроение стало еще лучше, давайте улыбнемся друг другу.

- Откройте тетради,  сядьте правильно, запишите сегодняшнее число, классная работа.

 

 

Дети настраиваются на учебную деятельность, слушают учителя, проверяют готовность к уроку, записывают в тетради число и классная работа.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

   II.            Актуализация имеющихся знаний

1. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте предложения.

- Назовите главные члены предложения.

- В каком падеже стоит имя существительное?

2. Фронтальный опрос.

- Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.

- Вспомните всё, что вы знаете об имени существительном.

– Что значит склонение имён существительных? (правило в учебнике)

 

- Давайте  вспомним, над какой темой  работали  на прошлом уроке? (именительный падеж)

-Что вы узнали об именительном падеже имён существительных?

- Расскажите об именительном падеже по плану.

- На какие вопросы отвечает имя существительное в И.п.?

- Каким членом предложения является?

- Употребляются ли предлоги в И.п.?

- Молодцы. Всё правильно запомнили и  рассказали.

Актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

развитие познавательных интересов.

Коммуникативные:

умение ясно излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, умение слушать и слышать.

 

 

III.            Выявление затруднений в деятельности и целеполагание

1. Постановка целей урока.

- Прочитайте предложение.

- Какие  буквы нужно вставить? Почему?

Под мя.ким белым к.вром не видно х.лодной з.мли.

- Прочитайте ещё раз. Запомните.

- Запишите по памяти.

- Проверка. Кто написал без ошибок? Поставьте (+)

- Определите падеж имён существительных?

- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных (работа в парах).

Письмо от сестры, был без рюкзака, вышел из трамвая, цветы для мамы, доехал до реки.

- Что интересного заметили? Что общего? (ед.ч.,Р.п.)

- Чем отличаются? (предлоги)

- Подчеркните предлоги.

- Как вы думаете, над какой  темой будем работать?

Тема нашего сегодняшнего урока – Родительный падеж имён существительных.

- На какие вопросы мы должны ответить?

•          На какие вопросы отвечают имена существительные в Р.п.?

•          С какими предлогами употребляются?

Каким членом предложения является имя существительное в Р.п. ?

- Это новые для вас знания?  Что вы уже знаете?

- С какими предлогами употребляются имена сущ. в Р.п.?

-  Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о родительном падеже, будем учиться распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, предложениях, словосочетаниях, используя падежные вопросы, предлоги.

По очереди выходят к доске, вставляют пропущенную букву, проверяют орфограмму, читают 2 раза, запоминают, пишут по памяти, сверяют написанное, исправляют ошибки, делают вывод, определяют падеж имён существительных.

 

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, анализ с целью

выделения признаков.

 Коммуникативные: формировать

собственное мнение и позицию.

 

IV.            Совместное открытие знания

1. Работа с учебником: стр.44.

- Прочитайте сведения о языке на с.44.

- Назовите вопросы родительного падежа.

- С какими предлогами употребляются имена сущ. в Р.п.? (составление кластера на доске)

- Продолжаем работать по учебнику, упр.78,стр.44

 Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

-  Давайте найдем и запишем только те пословицы, в которых каждое имя существительное стоит в Р.п.  (3я и 4я)

- Как найти в предложении имена существительные в Р.п.? (Чтобы определить падеж существительного, нужно поставить вопрос. Имена сущ. в Р.п. отвечают на вопросы КОГО? ЧЕГО?).

Читают правила, выполняют задания, предложенные учителем, высказывают свое мнение.

Личностные:

желание узнать больше.

 Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой, поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

   V.            Физминутка

Как живешь?

 

 

VI.            Первичное закрепление во внешней речи

1. Работа с учебником: стр. 45.

- Прочитайте предложения

Солнышко выглянуло из-за туч. Началась капель с крыш.

- Найдите сущ. в Р.п.

- Что общего? Какие звуки слышим на конце?

- Что мы знаем о сущ. жен. рода ед. числа с шипящим звуком на конце?

- А здесь почему не пишется?

- Можно ли определить род? Почему? В каком числе они употреблены?

- Прочитайте сведения о языке с.45.

- Что нового узнали?

- Запомните.

 

Знакомятся с правилом, запоминают его, вспоминают пройденный материал.

Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного, уметь учитывать разные мнения.

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой, поиск необходимой информации.

 

VII.            Самостоятельная работа с проверкой

1. Самостоятельная работа.

-Возьмите карточки. Прочитайте и вставьте предлоги.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

 

 

 

Самостоятельно работают с карточками, проверяют свою деятельность.

Познавательные:

построение

логической цепи

рассуждения, выдвижение гипотез.

Регулятивные: контроль и коррекция

 

VIII.            Включение в систему знаний, повторение

1. Работа с учебником: стр. 45.

Вновь возвращаемся к работе по учебнику, стр.45, упр. 80.

Работаем в группах.

Прочитайте. Ребята, вы уже догадались о том, что среди данных загадок спряталась скороговорка. Найдите ее. Спишите скороговорку, подчеркните главные члены предложения. Укажите падеж выделенных имен существительных.

- Каким членом предложения являются существительные в родительном падеже?

- Какой вывод мы можем сделать на основе данного упражнения? (существительные в родительном падеже в предложении являются второстепенными членами)

Дети работают с учебниками, делают выводы.

Коммуникативные:

умение выражать собственную позицию, умение слушать.

 

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации.

IX.            Рефлексия

1. Подведение итогов урока.

-Что мы теперь знаем о родительном падеже?

-На какие вопросы отвечают существительные в форме родительного падежа?

-Какие предлоги дружат с существительными в форме родительного падежа?

-С каким настроением вы заканчиваете урок?

Давайте оценим свою работу на уроке:

  • если вы считаете, что работали на уроке очень хорошо – возьмите смайлик желтого   цвета;
  • если вы работали хорошо, но что-то у вас не сложилось – возьмите зеленый смайлик;
  • а если вы работали плохо, у вас ничего не получилось – возьмите смайлик красного цвета.

 -Я благодарю вас за работу. Многие сегодня активно работали. Молодцы.

 

Анализируют свою учебную деятельность на уроке.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные:

давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

 

   X.            Домашнее задание

Стр.45,упр.81.

- Урок окончен! Спасибо за работу!

Записывают домашнее задание в тетради

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой.