Урок русского языка
3 класс
Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударным гласным в корне»
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Правописание слов с безударными гласными в коне слова»
Задачи:
Дидактические:
Создать условия для закрепления умения учащихся распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных позициях, навыков правописания слов с безударными гласными в корне слова; учить детей понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимать его; отрабатывать умение работать по алгоритму.
Коррекционно-развивающие:
Развивать речь, речевой слух, память, мышление, внимание, следить за звукопроизношением обучающихся, исправлять дефекты.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь при выполнении заданий.
Оборудование: 1. Мультимедийная презентация.
2. Разноуровневые карточки.
3. Таблички с речевым материалом.
Ход урока
I . Оргмомент
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Поделитесь своими улыбками. И в хорошем настроении мы продолжим наш урок.
II Фонетическая зарядка
- Сейчас будем говорить
а) фонетическая зарядка
[к]
ко- корень
ка- однокоренное
однокоренное слово
Однокоренные слова – это слова с общим корнем, в котором заключено общее лексическое значение.
б) предъявление речевых единиц на слух
- Какой сейчас урок?
- Какое сегодня число?
- Какой сейчас месяц?
III. Сообщение темы и целей урока
а) актуализация и коррекция опорных знаний
На доске слова:
Капуста, лес, лесной, капустный, лесник, капустка, лесок, капустник.
- Разделите слова на 2 группы.
капуста лес
капустный лесной
капустка лесник
капустник лесок
- Какие группы выделили? Какие это слова? (однокоренные слова)
- Выделите корень в 1 группе. (капуст)
- Поставьте ударение. Какая безударная гласная? (а)
- Можем проверить написание безударной гласной в этой группе? (нет)
- Первая группа слов – это какие слова? (словарные слова)
- Это проверяемые или непроверяемые безударные гласные? (непроверяемые)
- Какой корень в словах во втором столбике? (лес)
- Поставьте ударение и назовите безударную гласную в этих словах. (е)
- Как вы считаете, во втором столбике слова с проверяемой или непроверяемой безударной гласной? (проверяемые)
- Какое проверочное слово? (лес)
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слов.)
IV. Работа по теме урока (обобщение и систематизация знаний)
а) Составление алгоритмом работы с безударными гласными
- Как вы считаете, какой первый этап в работе со словами с безударной гласной. Что необходимо сделать?
- Обнаружили безударную гласную в слове. Следующие наши действия?
Как дальше мы будем рассуждать?
- Как проверить безударный гласный в слове?
- Какое слово будет являться проверочным?
Ударение |
||
Безударная гласная в корне слова |
||
непроверяемая безударная гласная в корне слова
|
проверяемая безударная гласная в корне слова
|
|
запомнить |
подобрать проверочные слова, в которых гласный стоит под ударением |
|
|
Изменить слово |
Подобрать однокоренное слово |
Например: дома-дом |
Например: лесной- лес |
б) фронтальная работа у доски
- Будем вставлять безударные гласные А и О в слова.
На доске:
С..лёный - ………, к…рмушка -………., д..жди- ……., б…льной- …….,
кр…снеть- ….., ,, зв…здный - …..
г) физминутка
V. Применение знаний
а) работа в парах
Каждая пара получает карточку с алгоритмом работы.
- Сейчас будем работать в парах. Работаем по алгоритму. Вставляем букву и пишем проверочное слово.
ПОДУМАЙ ДОКАЖИ НАПИШИ
М. ряк море моряк
М…сты
Р…ка
Сн..га
Х…лмы
Зв..рьки
б) проверка
- Будем проверять.
- Один пишет у доски, остальные проверяют с помощью сигнальных карточек.
в) самостоятельная работа
1. Задания по вариантам.
1 ВАРИАНТ
1. Ч…СЫ А 5. С…СНА
2. ГР…ЧИ О 6. Р…СА
3. ХВ…СТЫ 7. ТР.. .ВА
4. С…ДЫ 8. К…ЛЬЦО
Ключ:
А -1, 2,4,7.
О- 3, 5, 6, 8.
2 ВАРИАНТ
1. ГН…ЗДО И 5. ЦВ…ТЫ
2. СТР..ЖИ Е 6. П…СЬМО
3. ГР…БЫ 7. СТ…КЛО
4. ЗВ…ЗДА 8. Л…СТЫ
Ключ:
И -2, 3, 6,8
Е –.1, 4, 5, 7.
3 ВАРИАНТ
1. СН…ЖИНКА И 5. ЦВ…ТЫ
2. В…ТЕР Е 6. П…СЬМО
3. ГР…БЫ 7. Б…РЁЗА
4. Ч…СЛО 8. Л…СТЫ
Ключ:
И - 3, 4, 6,8
Е –.1, 2, 5, 7.
4 ВАРИАНТ
1. В…ДА А 5. СТ…ЛЫ
2. ШК…ФЫ О 6. М…РОЗ
3. С…ВА 7. СТ…РИК
4. ВР…ЧИ 8. С..ХАР
Ключ:
А -2, 4, 7,8
О –.1, 3, 5, 6.
2. Творческое задание
Запиши текст, состоящий из 3 предложений на тему «Зимушка», используя слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными.
Для слабых учеников – индивидуальные карточки.
Задание: Вставь пропущенные слова, используя слова для справок.
Наступила _______.
__________ стоят в снежном уборе.
На __________ видны __________ _______________.
Слова для справок: зв(и,е)рей, д(и, е)ревья, зима, сн(и,е)гу, сл(и,е)ды.
г) работа по развитию речевого слуха
Учитель предъявляет речевой материал на слух следующим ученикам:
Даше: Окончание, основа, корень, приставка, суффикс – это части слова. Верно?
Кириллу: Что такое приставка?
Саше: Что такое суффикс?
Кате: На какие вопросы отвечает подлежащее?
Богдану: На какие вопросы отвечает сказуемое?
Савелию: На какие вопросы отвечают слова: мама, мальчик, девочка?
д) взаимопроверка
- Проверьте друг у друга и оцените работу.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
- Что сегодня делали на уроке?
- Как работать со словами с безударной гласной в корне?
- Кто считает, что хорошо усвоил эту тему - поставьте свой кораблик в «Море успеха».
- Кто считает, что необходимо еще поработать в данном направлении - поставьте свой кораблик рядом с « Морем…»
VII. Домашнее задание
с.54, упр.136 ТПО
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.