Урок русского языка в 3 классе «В»
Учитель: Грицаенко В.В.
Тема: Разбор глагола как части речи
Тип урока: Урок развития умений.
Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола.
Задачи: Содействовать развитию у учащихся умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности; развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в паре и в группе.
Способствовать воспитанию культуры общения на уроке.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
1. Организационный момент.
|
Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь. Упражнение для мозговой гимнастики. Звучит спокойная музыка. Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение хорошее. Я желаю вам здоровой успешной работы на уроке.
Сегодня я вам предлагаю глубже окунуться в загадочный мир, чудесную страну. Не добраться туда на поезде. Не долететь на самолете. Даже ракета не сумеет нас домчать туда. Но у нас все есть: Уши, чтобы слышать, Глаза, чтобы видеть, А сердце, чтобы все понять. Вы хотите узнать, что это за страна? Дети. Да. Учитель. Это страна Лингвиния. «Лингва» по-гречески – «язык». Жители Лингвинии – звуки, слова, предложения. В гости к словам мы отправляемся часто и нам всегда рады. А кто же сегодня будет нашим экскурсоводом? Отгадайте. |
Личностные результаты 1. Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. 2. Понимает причины успеха в учебной деятельности. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
2. Чистописание с орфографическим заданием.
|
Учитель. Я загадала слово. Вы будете отгадывать по букве и записывать заглавную и строчную буквы на строке. Слова на карточках вывешиваются на доску. Дети пишут буквы орфограмм, устно поясняют. Учитель. Бе... Дети. Парный согласный Г в слабой позиции на конце слова, проверочное слово – «бегать». Учитель. П..нять. Дети. Безударна гласная в корне слова О, проверочное слово – «понял». Учитель. Ло..кий. Дети. Парный согласный В перед глухим согласным, проверочное слово – «ловок». Учитель. ..сина. Дети. Безударна гласная в корне слова О, непроверяемая уларением. Учитель. Рома. Дети. Имя собственное, пишем с большой буквы. Учитель. Л..цо. Дети. Безударна гласная в корне слова И, проверочное слово – «лица». Учитель. Лес.ница. Дети. Непроизносимый согласный, непроверяемый Т. Учитель. Стричь. Дети. Ь на конце неопределенной формы глагола.
В результате на доске запись:
Гг Оо Вв Оо Рр Ии Тт ь Учитель. Догадались, какое слово получилось? Дети. Говорить. Учитель. Назовите орфограммы в слове. Запишите его на новой строке с большой буквы. Дети записывают слово в тетради. |
|
3. Формулирование проблемы и темы урока.
|
Учитель. К какой части речи относится это слово? Посмотрите на ключевые слова нашего урока. Сформулируйте тему урока. Дети. «Разбор глагола как части речи». Учитель. Составим план урока. Дети. 1. Проводить разбор глагола как часть речи. 2. Вспомним признаки глагола 3. Работать со словами, предложениями и текстом. Учитель. Какие разборы мы умеем делать? Что не умеем делать? Что для этого знаем?
|
Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
4. Открытие новых знаний. |
Учитель. Проанализируйте это слово, как честь речи. Дети. Слово говорить отвечает на вопрос что делать?, обозначает действие, изменяется по временам (говорил). Это глагол в неопределенной форме. Учитель. Поставьте глагол в форму прош. в., ед. ч., ж. р. Дети. Что делала? Говорила. Ученик записывает слово на доске. Учитель. Покажите строение слова. Образуйте однокоренные с глаголом говорить слова. Определяем часть речи. Дети. Поговорка, разговор, переговоры, говорливый… Ученики записывают слова на доске и в тетради, разбирают по составу. Учитель. Слово «говорить» будет сопровождать нас на уроке. Объясните смысл этого слова. Что значит «говорить»? Дети. Владеть речью. Выражать свои мысли. Учитель. В старину школьный учитель оценил правильный ответ ученика фразой: «Верно глаголешь!» Как вы ее понимаете? Устаревшее слово «глаголеть» - «говорить», родственное слову … Догадались? Дети. Глагол. Учитель. Давайте послушаем, что значит слово глагол и что говорит о нем в своем Толковом словаре всезнающий В. Даль. Об этом я просила узнать Меньшакову Викторию
Вика: Термин глагол в переводе с латинского значит слово, речь. В словаре В. Даля это слово означает: 1)слово, речь 2)часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние. Учитель. А что об этом слове говорит толковый словарь С.И. Ожегова нам сообщит Андрей. Учитель. Напомните, что такое глагол? Перед вами лежат карточки. Вам надо правильно ответить на вопросы. Работа в парах. Проверка |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
|
5. Актуализация опорных знаний учащихся. |
Учитель. Сегодня мы будем располагать все признаки глагола по полочкам. Сколько их должно быть, давайте вспомним. Дети. Морфологический разбор глагола 1. Укажи часть речи. 2. Образуй начальную форму глагола. 3. Укажи постоянные признаки: . 4. Укажи непостоянные признаки: время, число, род. 5. Определи, каким членом предложения является глагол. Учитель. Ребята, мы повторили с вами, что знаем о глаголе. Докажите, что слов «говорим» является глаголом. Выполним морфологический разбор. Дети. 1. Говорим – глагол. 2. Н.Ф. (что делать?) говорить. 3. Пост.призн. – 4. Непост. призн. –наст. вр., мн. ч. 5. Сказуемое Учитель. От глагола «говорим» образуйте другую временную форму с суффиксом –л- Какие глаголы у вас получились и что вы при этом заметили? Выполните морфологический разбор любого из этих слов. Самостоятельная работа. Взаимопроверка с оцениванием. |
Познавательные УУД Представлять информацию в виде схемы (алгоритм разбора). Выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные УУД На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.
|
6. Физкультминутка (Проводит дежурный ученик)
|
Отдых наш - физкультминутка. Занимай свои места. Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два, раз и два! Поднимает руки класс - это раз, Повернулась голова - это два, Руки вниз, вперед смотри - это три, Руки в стороны пошире, развернули на четыре. С силой их к плечам прижать - это пять, Всем ребятам тихо сесть - это шесть. |
|
7. Первичное закрепление изученного материала. Работа по учебнику.
|
Учитель. Сегодня мы много говорим. О чем можно говорить? Учитель. Составьте предложение со словом «говорить». Дети. Поговорим об уроках. Учитель. Вот сейчас мы и поговорим об уроках. Откройте, пожалуйста, аккуратно учебник на странице 126 упражнение 381. Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Кто такие лемуры? Об этом нам сообщит Корякина Екатерина. Как мальчики делали уроки? Кто из них оказался самым старательным? Почему? Найдите в тексте глагол другой временной формы к глаголу говорить и выполните морфологический разбор. Дети. 1. Говорит – глагол. 2. Н.Ф. (что делать?) говорить. 3. Пост.призн. – 4. Непост. призн. –наст. вр., ед. ч. 5. Сказуемое Учитель. Какой синоним есть в этом тексте к слову говорить? Выполните разбор. Дети. 1. Рассказывал – глагол. 2. Н.Ф. (что делать?) рассказывать. 3. Пост.призн. – 4. Непост. призн. –прош. вр., ед. ч., м.р. 5. Сказуемое |
|
8. Закрепление новых знаний и способов действий. Работа в группах постоянного состава. |
Учитель. Сейчас вы поработаете в группах. Перед вами лежат пословицы. Вам необходимо собрать их и над глаголом говорить указать непостоянные признаки глагола. Дети. Больше слушай, меньше говори. Ему говорить, что об стенку горох лепить. Знай больше, да говори меньше. У кого что болит, тот о том и говорит. Учитель. Как вы понимаете смысл пословиц? Коли пословица велит: «Знай больше, да говори меньше» подведем итог нашего урока. |
Коммуникативные УУД Умение работать в группе. |
9. Информация о домашнем задании.
|
Письменная работа разноуровневая: 1 уровень-стр.130 упражнение 4, 2 уровень - составить свой текст о зимних развлечениях, выполнить морфологический разбор одного глагола. |
|
10. Подведение итогов
|
Учитель. Чтобы подвести итог урока предлагаю вам вспомнить план нашего урока. Все ли пункты плана мы выполнили? Что говорили о глаголе, что повторяли о нем, что узнали нового Говорить нам – не устать, было бы что сказать. Итак, о чем мы сегодня с вами говорили? О глаголе. Что важного повторили? Нового узнали? Спасибо за урок! Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса. (И. Тургенев) |
Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
11. Рефлексия.
|
Ребята, перед вами лежат оценки. В течение урока вы оценивали себя за каждый вид работы. Выведите средний балл и выберите ту оценку, которую вы считаете, что сегодня заслуженно получили. Напишите на ее обратной стороне свою фамилию и приклейте на пьедестал почета. Спасибо вам большое за урок!!!
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.