Урок русского языка в 3 классе
Тема урока:
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель урока: открыть новые знания:
Задачи урока:
1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.
2. Развивать орфографическую зоркость
3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.
4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.
5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.
6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Актуализация знаний.
- Ребята скажите какой урок у нас с вами начался!
- Давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на уроке. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….»
Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).
Безударный гласный может находиться в корне? (Да).
Он слышится ясно? (Нет).
Безударный гласный нужно проверять? (Да)
В слове можно определить корень? (Да).
Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).
Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет).
Слова, которые отвечают на вопрос что?,- это имена прилагательные? (Нет).
Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).
Обозначают признак предмета? (Нет).
Давайте поговорим об именах существительных:
Что такое имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)
- Прочитайте слова.
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
- Что общего у всех этих слов?
- Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.
- По какому признаку вы разделили слова?
- Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?
- Как называются слова отвечающие на вопрос что?
- Сформулируйте тему урока.
Работа по теме урока.
- Хорошо давайте проверим ваши предположения на стр.12 учебника
- прочитайте.
- Давайте выполним упр.15 с.12.
- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании.
- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.
-Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)
- Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю)
- Открываем тетради записываем число, классная работа!
- Давайте теперь выполним письменное задание.
(2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова отвечающие на вопрос что?)
- Назовите одушевлённые имена существительные
- Назовите неодушевлённые имена существительные
- Что обозначают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
- Посмотрите в учебнике на стр.12 что предлагают вспомнить нам авторы учебника?
Физкультминутка.
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит!
Стук, стук дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц, забегай,
лапу мне давай!
Закрепление изученного материала.
- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное».
Правила игры:
Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.
Т. е. Превратите живое в неживое.
На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»
Коса – коза
Сон – сом, сын
Оси – осы
Леса – лиса
Рот - кот
- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?
(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?
Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).
- Хорошо!
Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12
- Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
- Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему?
- Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?
- Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка
- Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу .
- Что вам нужно сделать?
Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:
Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.
(Взаимопроверка)
- Отметьте на свих листах достижения как вы справились с заданием!
- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы.
- Как вы думаете на какие две группы? ( одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.
2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.
- И так проверяем!
- Проверим какие слова были лишние, почему?
- Отметьте на листах достижения как вы справились с заданием!
Рефлексия
- Замените одним словом, запишите в тетрадь.
*Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС)
* Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ)
* Лесной доктор (ДЯТЕЛ)
* Модель земного шара (ГЛОБУС)
- Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
-Что такое устаревшие слова?
- Оцените свою работу
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.