Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей"
(Слайд 1)
Цели урока:
1. Формировать умение склонять имена существительные в единственном числе.
2. Ознакомить с приёмами определения падежей имён существительных.
3. Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
4. Воспитывать нравственное отношение учащихся к животным.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления новых знаний.
Учебно-материальное оснащение: компьютер, презентация по теме урока, карточки для работы с текстом.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Выпрямись и улыбнись.
Сообщение темы и обоснование целей урока. (Слайд 2)
На прошлом уроке мы с вами начали изучать падежи имён существительных. Сегодня мы будем закреплять наши знания по этой теме. Была проведена предварительная работа: вы нарисовали своих любимых домашних животных, рассказали о них, принесли фото с вашими любимцами.
2. Актуализация прежних знаний.
Чистописание.
Начнём урок с чистописания.
Пальчиковая гимнастика.(Замок. Крестики-нолики. Рыбки.)
(Слайд 3)
Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.
Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ.
Запишите это слово красиво на следующей строке 2 раза.
3. Работа по теме урока. Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)
Сказка о падежах. Она поможет запомнить названия падежей.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)
Чтобы запомнить падежи существует такой приём. Я прочитаю предложение и начальные буквы каждого слова будут кратким обозначением названий падежей. Иван рубил дрова, велел топить печь. (Слайд 4).
- Назовите по порядку падежи вместе с вопросами (запись на доске) (Слайд 5)
- Почему у нас 2 вида падежных вопросов? (падежные вопросы кто? кого? кому?... мы задаём к одушевлённым существительным, а вопросы что? чего? ….. - к неодушевлённым существительным)
Упр. 57 с.36 Читает ученик задание, склоняем слова «лиса», «стол» определяем род.
4. Физкультминутка. (Слайд 6,7,8,9).
5. Воспроизведение учащимися знаний.
Послушайте предложение - «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Слайд 10) Как понимаете?
(Слайд 11)Это сказал французский лётчик, писатель Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими».
- Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть домашние животные?
Они живут в одной с вами квартире, в вашем дворе. (Слайд 12,13 )
- Очень давно кошки, собаки, попугаи стали жить рядом с человеком. Они возле нас, когда им хочется. Кошки - загадочные животные. Они умеют предсказывать погоду. Кошка - хороший лекарь. Собака настоящий друг человека. С попугаем люди любят разговаривать. Люди любят домашних животных не за что-то, а просто так. И люди должны нести ответственность за них.
Словарная работа.
а) А сейчас мы с вами проведём словарную работу. Слайд 14)
· Пёс, а синоним (собака).
· Какое животное в деревне называют кормилицей (корова).
· Косолапый (медведь).
· Косой (заяц).
- Назовите безударные гласные в этих словах? (в слове собака безударная гласная «о» в 1 слоге и т.д.)
- Что объединяет эти слова? (животные, отвечают на вопрос кто? одушевлённые существительные, словарные слова)
- На какие две группы можно разделить слова? (домашние и дикие звери)
б) С данными словами составьте словосочетания, используя слова из 2 столбика, употребив словарные слова в нужном падеже, определить падеж.
Слабым учащимся готовые словосочетания, определить только падеж.
Открываются слова
- Запомните, чтобы определить падеж имени существительного сначала находим слово, от которого зависит существительное; задаём от этого слова вопрос; по вопросу определить падеж.
дв . ровая |
|
собака |
тр . ва для |
|
корова |
п . д . йти к |
|
медведь |
п . гоня за |
|
заяц |
Дети составляют словосочетания в тетради, объясняют пропущенные орфограммы, определяют падеж словарных слов
6. Выполнение упражнения творческого типа.
- И, наконец, в последнем задании, вам нужно восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах вместе с подходящими по смыслу предлогами. (Слайд 15)
У
норы добычи ждёт,
Притаившись, серый .........
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь ..........................
А теперь и за версту
Не приблизиться ................
Крыса старая - и та,
Видя грозного ....................,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться ............
Там дрожит и в темноте
Вспоминает .................... .
Стихотворение написано на карточках у слабых учеников вместе с предлогами.
В восстановленном тексте, учащиеся определяют падеж существительного кот.
Далее один из учеников выполняет морфологический разбор существительного от кота как части речи.
От кота - сущ., кот, одуш., нариц., м.р., ед. чис., Р. п.,
7. Заключительный этап.
- Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Подведём итог.
- Назовите падежи по порядку вместе с падежными вопросами?
- Как определить падеж имени существительного?
(Слайд 16) - Мы не только повторили падежи имён существительных, но и поговорили об отношении человека к животным. Помните о тех, кто рядом с вами и нуждается в нашей теплоте и заботе.
8. Рефлексия.
- Кто всё понял и кому было легко?
- Кому есть ещё над чем поработать?
- Кому было очень трудно и непонятно?
9. Разъяснение домашнего задания.
Упражнение 59 с.37.
Список литературы: (Слайд 17)
1. Бакулина Г. И. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: АСТРЕЛЬ, 2006.
3. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.2. М.: Просвещение,2011.
4. Яровая Л. Н, Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И. Внеклассные мероприятия. 3 класс. М.: ВАКО, 2005.
5. http://www.yandex.ru/
Приложение 1
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый (кто?).........
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь (от кого?)...от................
А теперь и за версту
Не приблизиться (к кому ?)...к.......
Крыса старая - и та,
Видя грозного (кого?)..................
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться (с кем?).с......
Там дрожит и в темноте
Вспоминает .(о ком?).....о.............
Дворовая собака, трава для коровы, подойти к медведю, погоня за
зайцем.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.