Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей"

Оценка 4.6
docx
08.02.2022
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей"
moy_otkr_urok_padezhi.docx

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей"

(Слайд  1)

Цели урока:

1.                 Формировать  умение склонять имена существительные в единственном числе.

2.                 Ознакомить с приёмами определения падежей имён существительных.

3.                 Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

4.                 Воспитывать нравственное отношение учащихся к животным.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:   умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действий;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

- Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления новых знаний.

Учебно-материальное оснащение: компьютер, презентация по теме урока, карточки для работы с текстом.

Ход урока

1.    Организационный момент. 

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Выпрямись и улыбнись.

Сообщение темы и обоснование целей урока. (Слайд  2)

На прошлом  уроке мы с вами начали изучать падежи имён существительных. Сегодня мы будем закреплять наши знания по этой теме. Была проведена предварительная работа: вы нарисовали своих любимых домашних животных, рассказали о них, принесли фото с вашими любимцами.

2. Актуализация прежних знаний.

Чистописание.

Начнём урок с чистописания.

Пальчиковая гимнастика.(Замок. Крестики-нолики. Рыбки.)

(Слайд  3)

Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.

  1. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? или что? (существительное)
  2. Главная неизменяемая часть слова? (корень)
  3. Антоним к слову правда? (ложь)
  4. Существительные, обозначающие людей и животных, отвечают на вопрос кто ..? (одушевлённые)
  5. Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)
  6. Существительные изменяются по числам, могут употребляться во множественном, а могут в ..? (единственном числе)
  7. Существительные, отвечающие на вопрос что …? (неодушевлённые)
  8. ЖИ ШИ пиши с …? (и)
  9.  Безударная гласная в слове герой? (е)

Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ.

Запишите это слово красиво на следующей строке 2 раза.

3. Работа по теме урока. Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)

Сказка о падежах. Она поможет запомнить названия падежей.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)

Чтобы запомнить падежи существует такой приём. Я прочитаю предложение и начальные буквы каждого слова будут кратким обозначением названий падежей. Иван рубил дрова, велел топить печь. (Слайд 4).

- Назовите по порядку падежи вместе с вопросами (запись на доске) (Слайд 5)

- Почему у нас 2 вида падежных вопросов? (падежные вопросы кто? кого? кому?... мы задаём к одушевлённым существительным, а вопросы что? чего? ….. - к неодушевлённым существительным)

Упр. 57 с.36  Читает ученик задание, склоняем  слова «лиса», «стол» определяем род.

4. Физкультминутка. (Слайд 6,7,8,9).

         5. Воспроизведение учащимися знаний.

Послушайте предложение -  «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Слайд 10) Как понимаете?

(Слайд 11)Это сказал французский лётчик, писатель Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими».   

- Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть домашние животные?

 Они живут в одной с вами квартире, в вашем дворе. (Слайд 12,13 )

- Очень давно кошки, собаки, попугаи стали жить рядом с человеком. Они возле нас, когда им хочется. Кошки - загадочные животные. Они умеют предсказывать погоду. Кошка - хороший лекарь. Собака настоящий друг человека. С попугаем люди любят разговаривать. Люди любят домашних животных не за что-то, а просто так. И люди должны нести ответственность за них.

 Словарная работа.

а) А сейчас мы с вами проведём словарную работу. Слайд 14)

·                     Пёс, а  синоним (собака).

·                     Какое животное в деревне называют кормилицей (корова).

·                     Косолапый (медведь).

·                     Косой (заяц).

- Назовите безударные гласные в этих словах? (в слове собака безударная гласная «о» в 1 слоге и т.д.)

- Что объединяет эти слова? (животные,  отвечают на вопрос кто? одушевлённые существительные, словарные слова)

- На какие две группы можно разделить слова? (домашние и дикие звери)

б) С данными словами составьте словосочетания, используя слова из 2 столбика, употребив словарные слова в нужном падеже, определить падеж.

Слабым учащимся готовые словосочетания, определить только падеж.

Открываются слова

- Запомните, чтобы определить падеж имени существительного   сначала находим слово, от которого зависит существительное; задаём от этого слова вопрос; по вопросу определить падеж.

дв . ровая

 

собака

тр . ва для

 

корова

п . д . йти к

 

медведь

п . гоня за

 

заяц

Дети составляют словосочетания в тетради, объясняют пропущенные орфограммы, определяют падеж словарных слов

6. Выполнение упражнения творческого типа.

- И, наконец, в последнем задании, вам нужно восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах вместе с подходящими по смыслу предлогами. (Слайд 15)

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый .........
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь ..........................
А теперь и за версту
Не приблизиться ................
Крыса старая - и та,
Видя грозного ....................,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться ............
Там дрожит и в темноте
Вспоминает .................... .

Стихотворение написано на карточках у слабых учеников вместе с предлогами.

В восстановленном тексте, учащиеся определяют падеж существительного кот.

Далее один из учеников выполняет морфологический разбор существительного от кота как части речи.

От кота - сущ., кот, одуш., нариц., м.р., ед. чис., Р. п.,

7. Заключительный этап.

- Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Подведём итог.

 - Назовите падежи по порядку вместе с падежными вопросами?

 - Как определить падеж имени существительного?

(Слайд 16) - Мы не только повторили падежи имён существительных, но и поговорили об отношении человека к животным. Помните о тех, кто рядом с вами и нуждается в нашей теплоте и заботе.

8. Рефлексия.

- Кто всё понял и кому было легко?

         - Кому есть ещё над чем поработать?

 - Кому  было очень трудно и непонятно?

9. Разъяснение домашнего задания.

Упражнение  59 с.37.

Список литературы: (Слайд 17)

1.                 Бакулина Г. И. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. М.: ВЛАДОС, 2001.

2.                 Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: АСТРЕЛЬ, 2006.

3.                 Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.2. М.: Просвещение,2011.

4.                 Яровая Л. Н, Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И. Внеклассные мероприятия. 3 класс. М.: ВАКО, 2005.

5.                 http://www.yandex.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый (кто?).........

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь (от кого?)...от................

А теперь и за версту

Не приблизиться (к кому ?)...к.......

Крыса старая - и та,

Видя грозного (кого?)..................

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться  (с кем?).с......

Там дрожит и в темноте

Вспоминает .(о ком?).....о.............

 

 

 

 

Дворовая собака, трава для коровы, подойти к медведю, погоня за

зайцем.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей" (

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей" (

Учебно-материальное оснащение: компьютер, презентация по теме урока, карточки для работы с текстом

Учебно-материальное оснащение: компьютер, презентация по теме урока, карточки для работы с текстом

ЖИ ШИ пиши с …? ( и ) Безударная гласная в слове герой? ( е )

ЖИ ШИ пиши с …? ( и ) Безударная гласная в слове герой? ( е )

Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть домашние животные?

Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть домашние животные?

Дети составляют словосочетания в тетради, объясняют пропущенные орфограммы, определяют падеж словарных слов 6

Дети составляют словосочетания в тетради, объясняют пропущенные орфограммы, определяют падеж словарных слов 6

Кто всё понял и кому было легко? -

Кто всё понял и кому было легко? -

Приложение 1 У норы добычи ждёт,

Приложение 1 У норы добычи ждёт,

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей"

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022