МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа№13»
г. Великие Луки Псковской области
Урок русского языка в 4 « Г» «Правописание падежных окончаний имен существительных»
Учитель начальных классов Быстрова
Галина Владимировна
Цели урока 1.Продолжать формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных. Закреплять умение различать падежи и склонения существительных.
2Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, умение пользоваться алгоритмом рассуждения, логическое мышление, творческие способности учащихся.
3.Воспитывать уважение к государственным законам и символике, любовь к Родине, чувство гордости за наше государство.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, тестовые задания для каждого ученика, карточки со словами, музыкальное сопровождение для физминутки; Конституция РФ
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
На фоне музыки читаю притчу. ( СЛ.№1)
Притча о учебе: Кремень и огниво
Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено. Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Ребята, что вы можете взять из притчи для себя.
Вывод: Ученья корень горек, да плод сладок.
Нам тоже сегодня свами может быть предстоит постичь корень горечи, но главное познаем радость от своего труда.
2.Орфографическая минутка.
1) чистописание.
2) работа с пословицей
Без любви к человеку нет любви к Родине.
- как вы понимаете
- спишите красиво и поставьте знак ударения
Эти красивые слова не только составляют пословицу, но ещё в основу этих слов легли важные статьи одного документа.
Учитель. - Ребята, несколько лет назад день 12 декабря был отмечен в календаре красным цветом. Почему? (Выслушиваются предположения учащихся.) Да, действительно - это один из праздничных дней. В этот день наше государство отмечало День конституции. Граждане России праздновали день принятия конституции. (12 декабря 1993года) (Слайд № 2)
- Что же такое конституция? (Сообщения учащихся об истории принятия конституции.) БАЗЫЛЕВИЧ Л,
- Конституция - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий его общественное и государственное устройство, принципы организации законодательной, исполнительной и судебной власти, основные права, свободы и обязанности граждан (Слайд № 3)
- Какие права предоставляет нам Конституция? (Слайд № 4)
(ответы детей) Ну и конечно же право на учёбу.
- Давайте запишем важное слово конституция,
Анализ слова: определить род, число, склонение; выделить орфограммы.
- Конституция предоставляет гражданам не только разные права, но и налагает на них определенные обязанности. Если же гражданин нарушает законы, то его ждет наказание, а меру наказания определяет суд.
- Сегодня мы с вами побываем в городе Грамматейске. (Слайд № 7) В этом городе тоже есть свои законы, которые все должны соблюдать. Какой самый главный закон в этом городе? (Грамотное письмо.)
- И так! Прошу всех встать! Суд идет!
-Оглашаю состав суда:
Главный судья - Учитель
Адвокат - сильный ученик
Прокурор - сильный ученик
Свидетели - учащиеся 4 класса.
- Открытое судебное заседание начинается! Прошу всех сесть!
- К нам в суд поступило исковое заявление от гражданина Грамматейкина на безударные окончания имен существительных 1,2,3-го склонения - гласные буквы - И, Е. Он обвиняет их в том, что они пишутся не так, как слышатся, тем самым вводят граждан в заблуждение.
- Гражданин Грамматейкин, выполняя домашнюю работу,
не справился с заданием, т.к. гласные буквы И, Е, не хотели занимать положенные им места. Предоставляю суду вещественные доказательства: тетрадь ученика. (Слайд № 7) Прошу суд разобраться в данном вопросе и вынести справедливое решение.
1 Не лежалось на окошки, покатился по дорожки.
2 Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнци тяжко, слезы льёт бедняжка.
2 Нет ни речки , ни пруда, где воды напиться? Очень вкусная вода в ямки от копытца.
Главный судья
- Свидетели, прошу дать ваши показания. ( Прочитать предложения и объясните написания слов, в которых допущены ошибки).
4. Повторение пройденного материала
- Свидетели, что вам необходимо знать, чтобы исправить ошибки в окончаниях имен существительных? (Склонение и падеж имени существительного.)
Как вы думаете какая тема нашего урока? ( Сл.№9)
Спишите первое предложение, выделите орфограммы, грамматейкин не смог этого задания выполнить.
Вы говорили, конституция предоставляет гражданам много прав и вот одно из них отдых
Физминутка (Сл.№10)
А Все ли окончания требуют проверки? (Нет
Вот и узнаем. Прошу свидетелей заполнить карточки свидетельских показаний, а один работает у доски.("Свидетели" заполняют тест) (Приложение № 1)
Проверка правильности заполнения тестовых заданий. Показ слайда №15
- Спасибо, свидетели! Вы дали правдивые показания.
5. Упражнение в написании падежных окончаний.
Прокурор.
- Вот видите, как сложно разобраться где И? где Е?
Адвокат.
- Предлагаю проверить правдивость свидетелей на детекторе лжи. (СЛ.№16)
Гл.судья
Для работы на детекторе лжи мы должны вспомнить алгоритм проверки безударных падежных окончаний им. Существительных.
АЛГОРИТМ (Сл.№17)
а) Определяем падеж существительного;
б) Определяем склонение существительного;
в) Выбираем соответствующее окончание.)
На улице, в доме, на месте, от радости, по тропинке, на площади, к птице, в магазине, в лесной чаще, в тетради, по дороге, в портфеле.
Главный судья.
- Спасибо, свидетели. Ваши показания не вызывают сомнения.
- Предлагаю объявить перерыв в судебном заседании. Суд удаляется на совещание. Прошу всех встать!
7.Творческая работа.
Адвокат.
- Я думаю, что гласные И, Е совершенно не виновны, просто надо уметь определять склонения и падеж имен существительных, а еще знать падежные окончания.
Прокурор.
- Я с вами не согласен! Предлагаю свидетелям еще раз дать показания в пользу подсудимых.
Главный судья
- Хорошо! Я согласна.
- В Конституции России сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Это главная мысль Конституции.
Права человека принадлежат каждому из нас с момента рождения. О них говорится в важном международном документе - Всеобщей Декларации прав человека.
Мы говорили, что конституция предоставляет гражданам разные права.
-Прошу предоставить свидетельские показания в письменной форме.
Задания №2
Карточка
Проверка – чтение предложений, какая группа первая
8. Итог урока. (Сл.№18)
Главный судья
- Благодарю свидетелей за правдивые показания. Спасибо прокурору и адвокату.
- Прошу всех встать!
Оглашаю решение суда.
На основании выше представленных свидетельских показаний и принимая во внимание непреднамеренное введение в заблуждение гражданина Грамматейкина, оправдать гласные И, Е.!
- Желаю жителям города Грамматейска быть внимательными, хорошо знать правила, подружиться с гласными. И, Е и всегда писать красиво и грамотно!
СЛАЙД № 19
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.