Урок русского языка в 4 классе по теме «Фразеологизмы» (технологическая карта)
УМК |
«Школа России» |
|
Предмет |
Русский язык |
|
Класс |
4 |
|
Тема урока |
Фразеологизмы. |
|
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
|
Цель урока:
|
актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмах |
|
Задачи урока:
|
· образовательная:развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
|
|
Планируемые достижения |
||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; - находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение; - работать с фразеологическим словарем; - оценивать уместность употребления фразеологизмов в тексте; - составлять предложение по рисунку и фразеологизму. |
Познавательные: - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Коммуникативные: -отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе в паре, договариваться друг с другом Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности
|
-Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и уважительное отношение к людям посредством языка; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке - владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Оборудование
|
|
|
Технологии |
Проблемное обучение, здоровьесберегающиетехнологии, информационно-коммуникационные технологии |
|
Методы и приемы |
Словесный, наглядный ,практический, проблемно-поисковый метод; Беседа, фронтальный опрос, использование наглядных пособий, письменные упражнения |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
Формируемые способы учащегося |
||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности |
Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. В начале урока я хочу вам сказать: зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! |
Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) |
Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи |
||||||||||||||||||
2.Актуализация и фиксация затруднений в деятельности
|
Минутка чистописания (Слайд 2) Буквы Ее
Словарная работа (Слайд 3) Составьте слово- добавьте к букве щ буквы слева и справа, которые отличаются только точками. Какое слово получилось? Еще.Пропишите слово ещё три раза и подчеркните орфограмму. Это словарное слово. Запишите это выражение. Что оно означает? Ещё конь не валялся. -Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь? Мы очень устойчивы (Слайд 4) И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять! -Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке. - Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти? Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка. - Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик? -А вы знаете ,что значит «собаку съел(а)»?(Слайд 5) -Верно, ребята, выражение «собаку съел» ,значит приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком - либо деле. -Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов? Слайд 6
|
Прописывают буквы Ее, составляют словарное слово еще
Объясняют значение выражения «Еще конь не валялся» Выражение «Ещё конь не валялся» означает, что ещё ничего не начато, не сделано.
Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы
Выражение «собаку съела»
Объясняют смысл выражения
Высказывают свои предположения Фразеологизмы |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
||||||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи
|
Итак, тема нашего урока.... Какие мы поставим задачи? Запись на слайде:(Cлайд 7)
-А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит, как мы будем работать? Зарубите себе на носу – запоминать; Работать засучив рукава- стараться; Не падать духом- не унывать; Возьмите себя в руки- работать старательно, внимательно |
Определяют тему урока «Фразеологизмы» Ставят цель урока: Я вспомню «что такое фразеологизмы» Я узнаю о роли фразеологизмов в языке. Я научусь: отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний; распознавать в тексте фразеологизмы; объяснять их лексическое значение; находить фразеологизмы во фразеологическом словаре; использовать в речи фразеологизмы.
Объясняют значение фразеологизмов
|
Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Работа с учебником. 2. Прочитайте отрывок из повести С.Черного «Дневник Фокса Микки»,упр.74 на с.49. Что вам показалось забавным? «Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, Что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте.» - Какое сочетание слов так поразило героя? Чего же он не знал? Вы можете объяснить его смысл? - Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён. (Слайд 8) -Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Однажды в мастерской жили две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф. Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь. (Очень дружны, неразлучны, всегда вместе). Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.
- Прочитайте информацию на с. 49 . Что вы узнали о фразеологизмах?(Слайд 9) . |
Читают текст в учебнике
Героя поразило то, как могут «полезть глаза на лоб»? Он не знал смысла этого выражения
Делают вывод: можно попасть впросак, не зная смысла фразеологизмов
Фразеологизм- это устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем ввиду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов. |
Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
||||||||||||||||||
|
Наблюдение над фразеологизмами. Прочитайте стихи, найдите фразеологизмы. Объясните, как Вы их понимаете.(Слайды 10-13) 1) Любим всем классом Мы нашего Пашку: Парень простой он, Душа нараспашку.
2)Свои инструменты достал Игорёк: Тиски и рубанок, пилу, молоток. Что хочешь, починит он и смастерит. В умелых руках вся работа горит.
3)Иришка бабуле Стирать помогает, Картина приятная, Глаз отдыхает.
4)Делать нечего Илюше – Целый день он бьёт баклуши. Не рисует, не читает, Просто время убивает. - Вам легко было объяснить этот фразеологизм? Если Вы в чём-то сомневаетесь, куда можно обратиться? -Конечно в словаре. Он называется «фразеологический словарь» Слайд 14 Баклуша – деревянная чурка, из которой крестьяне делали мелкие изделия, например, ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши – набить чурок из бревна – считалось несложной работой, не требующей умения и сноровки, и её мог выполнить самый неподготовленный человек. Обычно её поручали ученикам и подмастерьям, которых в шутку называли «баклушечниками». Эта работа казалась такой простой, что со временем выражение стали употреблять в другом значении – «праздно проводить время». -Давайте сделаем вывод, что вы еще узнали о фразеологизмах?
-Найдите и запишите значение фразеологизма во фразеологическом словаре учебника с. 157(Слайд 15) 1 вариант «садиться не в свои сани», 2 вариант –«ждать у моря погоды» (Слайд 16) |
Подбирают к каждому слову фразеологизм Оценивают свою работу
«Душа нараспашку» — слишком откровенный, прямодушный, простой по характеру человек. «Всё в руках горит» - у человека работа спорится, всё получается легко и красив
«Глаз отдыхает »– радость от наблюдаемого зрелища.
«Убивать время» – тратить время попусту.
Значение фразеологизма можно узнать во фразеологическом словаре. «Бить баклуши» – бездельничать.
Находят значение фразеологизмов во фразеологическом словаре учебника «садиться не в свои сани»- браться не за свое дело –«ждать у моря погоды» - ожидать чего-либо, бездействовать |
Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
|
||||||||||||||||||
Физминутка |
-А сейчас отдохнём. Игра « Покажи у себя» -Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя. 1 Его вешают в унынии, Его задирают, зазнаваясь, Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос) 2 Не цветы, а вянут, Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, Не бельё, а их развешивают.(уши) 3 Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить, Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить, Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык) 4 Они могут разбегаться в разные стороны, В них пускают пыль, если хотят обмануть, Их можно сделать большими от удивления.(глаза) - А сейчас выполним физминутку. «Ухо правое вперёд, а потом его назад, а потом опять вперёд, и немного потрясём, Мы танцуем буги-вуги, поворачиваемся в круге И в ладоши хлопаем вот так 1,2,3. Ухо левое вперёд, а потом его назад, а потом опять вперёд, и немного потрясём, Мы танцуем буги-вуги, поворачиваемся в круге И в ладоши хлопаем вот так 1,2,3.» |
Выполняют движения, угадывая лексическое значение фразеологизма |
|
||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление
|
-Продолжаем работу над фразеологизмами Фронтальная работа (Слайд 17) 1) Подбери к каждому слову фразеологизм
2) Узнай фразеологизмы по рисунку.(Слайд 18-23) 1. 2. 3. 4. 5. |
Соотносят значение и фразеологизм, оценивают свою работу
По рисунку вспоминают фразеологимы: «тянуть кота за хвост» «как курица лапой» «развесить уши» «как кошка с собакой» «зарубить на носу» |
Участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания; аргументировать ссобственное мнение |
||||||||||||||||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7.Включение в систему знаний
8. Рефлексия деятельности (итог)
|
Работа в парах (Слайд 24-25) - Замените выделенные фразеологизмы одним словом Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, делал еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился. . Проверьте работу своей группы по тексту на слайде, исправьте ошибки. Зачитайте получившийся текст. Сравните изначальный текст и получившийся. Что вы заметили. Зачем же нужны фразеологизмы в речи? Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.(Слайд 26) -Ребята, а вы хотите, чтобы ваша речь была образной и выразительной? Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где вы сможете применить, полученные знания. Творческая мастерская (Слайд 27) Работа с учебником стр 50 Упр 76 Составьте предложение по рисунку, употребив соответствующий фразеологизм Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке(Слайд 28) Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять! 1. Что же это? 2. Конечно же, фразеологизмы! -Подведём итог урока. - В чём заключалась цель нашего урока? - Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните, пользуясь словами : - Я узнал… -Было интересно… -Я выполнял… и т.д(Слайд 29) Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы. Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили урок. -Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы: (Слайд 30) Работал засучив рукава- Работал в поте лица – Поломал голову- Знаю как дважды два – Я очень рада. Что вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера! Домашнее задание: С.50 упр.75 (Слайд 31) |
Работают в парах с текстом, заменяя выделенные фразеологизмы одним словом. Проверяют по эталону (Слайд). Оценивают свою работу
Делают вывод, что фразеологизмы делают нашу речь выразительней.
Упр 76 Составляют предложение по рисунку, употребив фразеологизм Зачитывают получившиеся предложения
Дают ответ «фразеологизмы». Дети отвечают, что вспомнили, что такое «фразеологизмы», какую роль они играют в речи, как узнать их значения.
Оценивают свою деятельность на уроке, употребляя фразеологизмы |
Обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа. Осуществлять контроль по результату
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.