Урок русского языка в 5 классе «Гласные о-а в корнях с чередованием»
Цель урока: закрепление написания изучаемых корней, владение способом выбора орфограмм, совершенствование навыка правописания;
Задачи:
- закрепить правило выбора букв в корнях с чередованием -лаг-, -лож-, -раст-(-ращ-) / -рос-;
- учить распознавать слова с орфограммой; выбирать буквы в корне с чередованием в зависимости от условий;
- развивать умение самоконтроля при графическом комментировании орфограммы;
- формировать нормированную речь.
Планируемые результаты обучения:
1)предметные:
- знать условия выбора написания букв о-а в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -ращ- - -рос-
- уметь владеть способом действия при выборе букв о-а в корнях с чередованием
- знать слова-исключения; уметь различать их среди других;
- знать, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне;
- правильно писать слова с изученной орфограммой;
- графически обозначать условия выбора правиль ных написаний;
-конструировать пословицы из частей, редактировать текст
2) метапредметные:
- уметь формулировать цель деятельности;
- планировать последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
- владеть всеми видами речевой деятельности;
УУД:
1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий;
2) познавательные - умение осмысливать задание, строить логическую цепь рассуждения;
3)коммуникативные - умение адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной и письменной речи; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.
Межпредметные связи: история— расширение границ фактуальной информации текста за счёт привлечения знаний по другому предмету (текст «Сады Вавилона», информатика – работа с электронными ресурсами при выполнении интерактивных заданий.
Тип урока – повторение изученного
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, электронный тест, интерактивное задание, электронная физминутка
Форма проведения – квест-игра
ХОД УРОКА:
№ |
Этап урока |
Содержание урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Введение в тему. Мотивация к обучению
Проблемный вопрос
Озвучивание цели урока
Восприятие инструкции |
Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а квест – урок, урок-игра. Что такое квест? Квест — это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей, выполнением заданий и поиском чего-либо.
Правописание каких гласных с чередующимися корнями вы изучили на предыдущем уроке? Предположите тему нашего урока. Правильно. Тема урока-квеста «Гласные о-а в корнях с чередованием». Слайд 1 (Запишите в тетрадь число и тему урока).
На уроке, в ходе выполнения различных заданий, вы закрепите орфограмму «Гласные О-А в корнях с чередованием», повторите слова-исключения, будете различать слова на изученное правило А теперь самое время отправиться в путешествие за сокровищами. Готовы? Инструкция Перед вами появится карта путешествия. В путь вы отправитесь на корабле под названием «Фортуна». (Фортуна – счастье, удача. Фортуна (Fortuna) - древнеримская богиня удачи и счастливого случая.) Чтобы добраться до сундука с сокровищем, нужно следовать по стрелкам, выполняя задание.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация опорных знаний
Инд. задание (создание ситуации успеха для отдельного ученика) |
Первой на пути вам встретилась Пещера повторения. Используя интеллект-карту, расскажите о правилах правописания чередующихся корней. 1.Пещера повторения
На доске один ученик составляет интеллектуальную карту из частей
Следуем дальше. Смотрите, впереди, среди волн, что-то виднеется. Кажется, это бутылка, а в ней послание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Закрепление материала
Работа в парах Владение способами действия при выборе орфограммы
|
1 пара Выпишите из предложенных словосочетаний только те, где есть корни -лаг- - -лож-. Выделите орфограмму. Возр…ст ребенка, простое предл…жение, молодой р…сток, новый пол…г, быстро выр…сла, предл…гать товар, домашнее р…стение, домашнее изл…жение, густые зар…сли, промышленная отр…сль, распол…гаться на берегу, усл…жнить задачу, выр…щенный в тепле, неотл…жная помощь, морские водор…сли, пол…жение тела, прол…жить тропинку. 2 пара Выпишите из предложенных словосочетаний только те, где есть корни -раст- - -ращ- - -рос-. Выделите орфограмму. Возр…ст ребенка, простое предл…жение, молодой р…сток, новый пол…г, быстро выр…сла, предл…гать товар, домашнее р…стение, домашнее изл…жение, густые зар…сли, промышленная отр…сль, распол…гаться на берегу, усл…жнить задачу, выр…щенный в тепле, неотл…жная помощь, морские водор…сли, пол…жение тела, прол…жить тропинку. 3 пара Выпишите из предложенных словосочетаний только те, где в корне пишется буква А. Выделите орфограмму. Скупой р…стовщик, возл…гать обязанности, тропическая р…стительность, быстро повзр…слеть, нежная пор…сль, выр…щу заботливо, быстро ср…слись, быстро повзр…слеть, сл…гать стихи, зáр…сли кустов, нал…жить шов, изл…гать содержание, ср…щение костей, отр…стить волосы, изменить пол…жение, распол…гать временем. 4 пара Выпишите из предложенных словосочетаний только те, где в корне пишется буква О. Выделите орфограмму. Скупой р…стовщик, возл…гать обязанности, тропическая р…стительность, быстро повзр…слеть, нежная пор…сль, выр…щу заботливо, быстро ср…слись, быстро повзр…слеть, сл…гать стихи, зáр…сли кустов, нал…жить шов, изл…гать содержание, ср…щение костей, отр…стить волосы, изменить пол…жение, распол…гать временем. 5 пара Выпишите из предложенных словосочетаний только те, в состав которых входят слова-исключения. Выделите орфограмму. Скупой р…стовщик, возл…гать обязанности, маленький Р…стислав, быстро повзр…слеть, прочный пол…г, заботливо выр…щу, дорога в Р…стов, отр…сль производства, сл…гать стихи, зеленый р…сток, отр…стить волосы, изменить пол…жение, распол…гать временем.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ПРОВЕРКА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Организация самостоятельной работы
Планирование своих действий
|
3. Риф успеха Успех любого дела зависит от того, как вы распределите свои силы, как примените на практике свои знания, ведь знание – это ваше главное оружие.
Задание. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной О – А в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. Подчеркните слова-исключения.
Предл_жить, предл_гать, сл_гаемые, сл_жение, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, р_сток, отр_сль, Р_стислав, Р_стов. ПРОВЕРКА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Физминутка Здоровьесбережение |
4. Остров отдыха Команде нужно немного отдохнуть, давайте высадимся на берег и проведем физминутку для глаз и тела. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Работа в группах Осмысление задания, построение логической цепи рассуждения Инд. работа – интерактивное задание (дифференцированный подход, создание ситуации успеха для отдельного ученика) |
5.Пиратский корабль На пути корабль пиратов. Чтобы выдержать атаку, нужно сплотиться и дружно, в команде выполнить задание. Но один из вас получил пиратскую метку. Это матрос внесет свой вклад в освобождение команды корабля от пиратов. Кто же этот матрос?
______________ выполняет индивидуальное интерактивное задание «Поиск слов-исключений»
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ Составьте словосочетания, вставьте пропущенные орфограммы, графически выделите их, подчеркните слова, которые являются словами-исключениями
ПРОВЕРКА Молодое растение, жадный ростовщик, темные водоросли, новый росток, отрасль хозяйства, сложить одеяло, написать изложение
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ Соедините части пословиц, вставьте пропущенные орфограммы
ПРОВЕРКА
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ
Прочитайте текст, отредактируйте его, вставив подходящие по смыслу слова Одно из семи чудес света
По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады _________________ на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были ______________ плитами розового и белого цвета. Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она ________________ на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли её любимые_____________. Они напоминали царице о родине. В садах ___________ роскошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.
Слова для справок: р…сла, распол…гались, р…стения, выл…жены, произр…стали
ПРОВЕРКА По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады распол…гались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выл…жены плитами розового и белого цвета. Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она р…сла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли её любимые р…стения. Они напоминали царице о родине. В садах произр…стали роскошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Электронный тест |
6.Скала достижений На пути к цели, вы уже выполнили много заданий, но впереди Скала достижений. Чтобы преодолеть и это препятствие, нужно выполнить тест.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Домашнее задание (по выбору учащихся) |
7. Сундук с сокровищем Самое главное сокровище ученика – это знания, которыми он обладает. Запас знаний нужно постоянно пополнять. В сундуке различные сокровища: жемчужная россыпь и ювелирные украшения. А за сокровищами скрываются варианты домашнего задания. Вы можете выбрать себе любое, полагаясь на свои возможности, силы и знания.
1. Жемчужная россыпь: распределить словосочетания на группы, в зависимости от корней, вставьте пропущенные буквы:
2. Ювелирные украшения: вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Итог.
|
Сегодня вы достигли острова сокровищ, преодолевая на своем пути преграды. И помогли вам ваши знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефлексия |
У вас на столе фишки. Прикрепите к Штурвалу достижений, если чувствуете, что хорошо разобрались в теме, или к Подзорной трубе, если думаете, что вам еще нужно более скрупулёзно (более тщательно) поработать над этими орфограммами |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Выставление оценок |
Комментированное выставление оценок |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.