|
|
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) Тема: Буквы з-с на конце приставок Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание букв З и С на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв З - С на конце приставок. Планируемые результаты: Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания. Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты. Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.
Оборудование: компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная приставка С», тестовые задания, материал для домашней работы, словари.
Ход урока ( сначала про себя, затем вслух выразительно) Сколько правил! Я желаю вам успеха. II. Проверка домашнего задания: 1. Сначала мы проведём небольшую разминку.
2. Орфографический диктант. (дома обучающиеся составляли словарный диктант по теме урока) 3. Взаимопроверка по ключу. ( Оценки выставляются в лист достижений). Лист достижений: Фамилия, имя Орфографический диктант Усвоение нового материала Первичная проверка понимания изученного
- Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока. А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку) В некотором царстве, орфографическом государстве, Жили-были согласные, звонкие и глухие. Дружно жили, не тужили. Но однажды … Заспорили звонкий З и глухой С… Кто главней? Кому стоять на конце этих приставок? З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки… А ведь не будет добра, коли меж своими вражда! Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам, Которые всё на свете знал и даже писали правила Для жителей государства. Тема урока «Буквы з и с на конце приставок» - Исходя из темы, определите цели урока.
Мотивация IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу. Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока. - Определите объект исследования. ( слова с приставками) - Предмет исследования? (Буквы з-с на конце приставок) 1. Запишите слова в два столбика безграничный бескрайний разбросать распустить известить испортить вздыхать вспомнить возместить восхождение низвергать ниспадать - Давайте составим план исследования. - Выделить в словах приставки. - Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами. - Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором. - Какой вывод можно сделать? Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными. - Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника ( материал стр. 30 ) V. Этап первичной проверки понимания изученного 1. Упр 437 фронтально, (Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений) VI. Физкультминутка Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают. Бесшумный Вздохнуть Бесчисленный Возделать Разжимать Расщелина Безвкусный Изгонять Расчертить Расписать Разгорячиться Сбежать (Самооценка вносится в лист достижений) Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать? 2)- Фонетический разбор слова. - В чём коварство приставки С? Работа с лингвистическим текстом. Коварная приставка с- Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся! Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь… Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье. VI. Этап закрепления знаний и способов действия.
Вздыхать исправить Разглядеть расцвет Разбег вскарабкаться Безбрежный беспомощный Возглас расположиться Безграничный беспредельный Изморозь рассмотреть Чрезмерный рассвет расписание ( справиться, сгибать, списать) Самопроверка по ключу. Результаты заносятся в лист достижений 2. Тестовые задания. I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.
1) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный; 2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный; 3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.
II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.
III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.
IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.
V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С. 1) и..следовать, ..жимать, бе..покойный, ..дешний; 2) ...делать, ра..сечь, ..дать, ра..хватать; 3) и..тлеть, ..гореть, ра..жать, и..пугать.
Самопроверка 1. 1 2. 3 3. 2 4. 2 5. 2
3. Разноуровневые задания «3» Прочитайте ряды слов. Спишите, исключив лишнее слово из каждого ряда. Объясните свой выбор. 1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный. 2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать; 3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить; 4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный. Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный) «4» К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. 1. Ра…говором сыт (не) будешь. 2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей. 3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра. 4. Ра…суждениями каши (не) …варишь. Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. «5» Прочитайте текст. Разделите его на 2 части. Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму. Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы. Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть) VII. Этап информации о домашнем задании Разноуровневые домашние задания «3» 1 уровень Упр 443 «4» 2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные. Образец: без плана – бесплановая работа. Без заботы – ..., «5» 3 уровень придумать карточки Соединить буквы з и с с согласными, составить слова
VII. Этап подведения итогов урока - Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке? - Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с? IX. Этап рефлексии Обратитесь к листку достижений. Работаем с нашим светофором зелёный - я понял материал урока; жёлтый – у меня остались вопросы; красный – я бы ещё хотел проработать эту тему. Благодаря чему мы смогли добиться хороших результатов? Давайте снова обратимся к девизу нашего урока Сколько правил!
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.