Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Паронимы».
Цели: обеспечить возможность усвоения учащимися материала по теме «Паронимы»; организовать деятельность учащихся по формированию умений различать паронимы на основе их значений; воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Задачи: организовать работу по формулировке определения понятия «паронимы»; организовать анализ языковых явлений, связанных с употреблением паронимов; способствовать осмыслению целей и задач урока; рефлексии; формировать чувство ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: толковые словари, учебник русского языка под ред. Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой и др., презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей, давайте поприветствуем их. Садитесь.
Проверьте, готовы ли вы к уроку. На столах у вас должны лежать учебники, рабочие тетради, тетради для схем, дневники, письменные принадлежности.
Теперь мы можем приступить к выполнению заданий. Мне хочется пожелать вам успеха, я верю в ваши силы и способности.
2. Создание проблемной ситуации.
Записываем в рабочих тетрадях дату сегодняшнего урока.
Итак, первое задание состоит в следующем. Вы должны распределить данные пары слов в три столбика, а затем аргументировать своё мнение.
Синонимы |
Антонимы |
Омонимы |
|
|
|
Для этого давайте вспомним данные определения. Что такое синонимы? Антонимы? Омонимы?
Учащиеся воспроизводят определения.
Не бойтесь, если при выполнении задания у вас возникнут трудности. В том случае, если лексическое значение слова вам незнакомо, обратитесь к толковому словарю. Работайте в парах, советуйтесь, помогайте друг другу. Слова для справок.
Медленно – быстро, мчаться – нестись, лесной ключ – ключ от двери, абонент – абонемент, плакала – смеялась, великий – величественный, зелёный лук – лук в руках стрелка, невежа – невежда, прекрасный – великолепный. Учащиеся выполняют задание. Затем следует его самопроверка.
Синонимы |
|
Антонимы |
Омонимы |
Мчаться – нестись; прекрасный великолепный.
|
– |
Медленно – быстро; плакала – смеялась. |
Лесной ключ – ключ от двери; зелёный лук – лук в руках стрелка. |
Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы! (Имена), исправьте ошибки, которые вы допустили.
А теперь аргументируйте своё мнение, докажите правильность вашего выбора.
Какие пары слов вам не удалось выписать и почему? Докажите, что невыписанные слова (абонент – абонемент, невежа – невежда) не являются ни синонимами, ни антонимами, ни омонимами. Для этого обсудите свой ответ в парах, опирайтесь на известные вам определения понятий.
Эти слова не синонимы: синонимы звучат и пишутся по-разному, а эти слова похожи по звучанию и написанию, у них разное лексическое значение.
Эти слова не антонимы: они не противоположны по лексическому значению.
Эти слова не омонимы: они не одинаковы по звучанию и написанию.
Какой тогда возникает вопрос?
Как называется эта группа слов?
Такие слова называются паронимами.
3. Формулировка темы и целей урока. Сформулируйте тему сегодняшнего урока и его цели.
Тема урока – паронимы. Цели урока.
1) Узнать, что такое паронимы.
2) Правильно употреблять паронимы в речи.
3) Различать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.
4. Определение паронимов.
Итак, попытаемся самостоятельно дать определение паронимов.
Для этого ответим на следующие вопросы.
1) Однокоренные ли это слова? – Однокоренные.
2) Какие это слова по звучанию и написанию: одинаковые – разные – сходные? – Сходные.
3) Какие это слова по значению: противоположные – разные – близкие? – Разные. А теперь вставьте в определение необходимые слова.
Паронимы – это … слова, … по звучанию и написанию, но … по значению.
Паронимы – это однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению.
Сопоставьте это определение с определением в учебнике на стр. 92. Понять и запомнить это определение поможет происхождение слова: паронимы - от греч. para «возле, рядом» + onyma «имя».
Прокомментируйте его.
Какой цели мы достигли?
Узнали, что такое паронимы.
Работа со словарём.
Вернёмся к первому заданию и докажем, что слова абонент – абонемент, невежа – невежда являются паронимами. Для этого обратимся к толковому словарю. Учащиеся объясняют значения слов.
Молодцы: вы не только самостоятельно сформулировали определение паронимов, но и смогли использовать его в своих рассуждениях.
5. Закрепление материала.
А теперь вспомним вторую цель нашего урока – правильное употребление паронимов в речи.
1) Для её достижения выполним упражнение 202. Один ученик работает за доской. Затем следует проверка, замечания учащихся, исправление ошибок.
Дополнительное задание для учащихся, быстро справившихся с заданием: составить словосочетания с паронимами опечатки, цветной, земляной, непонятливый (отдельная распечатка).
2) А теперь решим лингвистическую задачу в упр. 205: определите по рисункам, о каких паронимах идёт речь, и составьте с ними словосочетания.
Меткий стрелок – созвездие стрельца, взбить сливки – вбить гвоздь.
Вы хорошо поработали, теперь пришло время отдохнуть.
Физкультминутка. Часы. Тик-так, тик-так — Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так (Наклоны головы то к одному, то к другому
плечу.)
Смотри скорей, который час:
Налево — раз, направо — раз. Чтоб совсем проснуться, Нужно потянуться!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. ( Потягивание и наклон назад.) Поворот за поворотом, То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)
3) Одни из наиболее трудных в употреблении паронимов – слова ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. Знаете ли вы, как их нужно различать?
Существует фраза-подсказка. (Запись в тетради для схем).
Надеть одежду. (Что?)
Одеть Надежду. (Кого?) Какую особенность в этой фразе вы заметили?
Буква Н в каждой фразе употребляется только один раз.
Задайте вопросы к зависимым словам.
Составьте словосочетания со словами, используя паронимы НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. Запишите их в два столбика.
Слова для справок: шубу, брата, семью, платье, парик, куклу, манекен, пальто.
Проверьте работы друг друга, поставьте карандашом плюсы и минусы над верными и неверными, с вашей точки зрения, ответами. Озвучьте, пожалуйста, верные варианты словосочетаний. Исправьте ошибки, если вы их допустили.
Надеть шубу, надеть платье, надеть парик, надеть пальто. Одеть брата, одеть семью, одеть куклу, одеть манекен.
6. Итог урока.
Настало время вспомнить о третьей цели нашего урока - формировании умения различать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.
Для этого заполним с вами следующую таблицу. (Распечатана на листах).
Группы слов |
Звучание и написание |
Значение |
Синонимы |
разное |
одинаковое или близкое |
Антонимы |
разное |
противоположное |
Омонимы |
одинаковое |
разное |
Паронимы |
сходное |
разное |
Мы успешно справились и с этим заданием.
7. Рефлексия.
Итак, какие цели сегодня были достигнуты на уроке?
Мы узнали, что такое паронимы, научились правильно употреблять их в речи, выяснили, чем отличаются синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.
А теперь оцените свою работу:
1) Я активно отвечал на уроке и работал самостоятельно -
2) Я активно отвечал на уроке, но самостоятельно работал недостаточно –
3) Я мало отвечал на уроке, но работал самостоятельно –
4) Я не отвечал на уроке и самостоятельно не работал –
Поднимите руки те, кто поставил треугольник. Я рада, что таких учеников не оказалось. А теперь те, кто поставил звёздочку. Видите, какие вы молодцы.
8. Домашнее задание.
Дома вам предстоит закрепить знания, полученные на уроке.
П. 26 – определение паронимов, упр. 208 – употребление паронимов шёлковый и шелковистый (выяснить значение слов по словарю), 209 (устно) – определить и доказать, какие пары слов не являются паронимами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.