Урок русского языка в 6 классе «Суффикс существительных -чик- (-щик-)
Шайхинурова Эльвира Тагировна, учитель русского языка и литературы МОБУ Караярская СОШ
Тема: Суффикс существительных -чик- (-щик-)
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик- (-щик-) и правилом написания букв ч и щ в суффиксе; познакомить со старинными и современными профессиями, заставить задуматься о выборе профессии.
Задачи:
Образовательные: формирование умений и навыков узнавать суффикс -чик- (-щик-); правильно писать суффикс -чик- (-щик-); объяснять условия выбора правильного написания букв ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-) устно и письменно графически; употреблять слова с изученной орфограммой в речи; продолжить формирование умений делать выводы по тексту.
Развивающие: формирование орфографической зоркости, зрительной памяти; умения анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы; развитие кругозора и словарного запаса учащихся; развитие навыков самостоятельной работы, работы в парах; творческого мышления и памяти.
Воспитательные: формирование потребности в знаниях, интереса к изучаемой теме; уважения и любви к русскому языку; стремления реализовать свои возможности; уважения к людям различных профессий.
Ключевые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные, продуктивные, нравственные.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приемы: репродуктивный, практический, аналитический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; элементы технологии развития критического мышления.
Формы работы: индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс/М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М. Шанский.-М.: Просвещение, 2012», презентация Microsoft Power Point (Приложение 1), компьютер, проектор, экран.
План урока:
1. Приветствие.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой на работу
-Здравствуйте ,ребята. Глядя на ваши умные глаза и приветливые лица, я думаю, наш урок будет плодотворным. Сегодня на уроке нам предстоит сделать открытие,а помощниками в этом будут ваши знания, внимание, старание.
2.Актуализация знаний (работа в парах) и формулирование темы урока Посмотрите внимательно на слова раставим орфограммы в морфемах при ответе подумайте, изучали ли мы с вами данную орфограмму.
Слова на доске : Ц_ркач, железн_дорожник, танцов_ик, п_вец, перевод_ик.
Ответы детей :Танцовщик,переводчик– суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.
-Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах-чик и -щик»).(СЛАЙД 2)
Посмотрите на слайд, перед вами картинки, обозначающие профессии.(Слайд 3).
Что обозначает в этих словах значимая часть слова – суффикс -чик- (-щик-)?
(Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности).
– А что такое профессия? Что обозначает это слово? Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока является высказывание: "Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!" Слайд 4
Создание проблемной ситуации, целеполагание и мотивация
- Сегодня на нашем уроке мы окунемся в удивительный, огромный мир суффиксов. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Ребята, а какова основная функция суффиксов? (Образовывать слова)
Изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я (постановка проблемного вопроса)
-Мне надо правильно написать слово переписчик. (На доске – перепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов.)
- Так какую же выбрать букву: ч или щ? Аргументируйте свой ответ!
-Какую орфографическую и фонетическую проблему вы обнаружили?(Произношение не соответствует написанию. В соответствии с системой нашей артикуляции нам удобнее произносить перепищик).
-А как узнать о том, как правильно писать суффиксы –чик и –щик? Какова цель нашего урока? (Познакомиться с правилом, научиться применять его на практике). (Слайд 5) Цели урока: познакомить учащихся с суффиксом -чик- (-щик-) и правилом написания букв ч и щ в суффиксе
-Вы готовы получить новые знания? Если готовы – поднимите правую руку вверх, как положено настоящему прилежному ученику! Тогда вперёд!
- Записываем в тетради число. Сегодня Восемнадцатое декабря.Классная работа.
3.Работа по теме урока (по исследованию нового материала)
-Наблюдаем, выясняем, от чего зависит написание Ч или Щ в суффиксе. Слайд 8 ,9
Внимательно рассмотрите слова на экране и ответьте на вопрос: когда в суффиксе -чик- (-щик-) у существительных пишется буква Ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (После букв Д, Ж, З, С, Т в суффиксе существительных
-чик- (-щик-) пишется буква Ч).
-А буква Щ? (В остальных случаях пишется буква Щ).
-Сделайте вывод. (В суффиксе существительных -чик- (-щик-) после букв ДЖЗСТ пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ). Слайд 10
Работа с учебником
-Откройте учебники, с. 153, п. 52. Посмотрите, как на письме графически обозначается орфограмма. Ещё раз прочитайте правило.
4.Закрепление изученного
-Возвратимся к слову ПЕРЕПИ…ИК. Вставьте буквы в суффикс -чик- (-щик-), графически обозначьте орфограмму. -Почему допустили ошибки? (Трудно запомнить).Выполним упражнение 292 по образцу устно.
Физкультминутка . Слайд11
Игра «Корректор» (исправь допущенные ошибки в предложениях)
Карточка №1
1.Барабанчики яростно колотили в барабаны.2.Побывав у заказщиков, Саша зашёл на минутку к сестре.3.В Нижнем буфеччик рассчитал меня.4.По колеблющимся мосткам сновали грузщики.5.Рабочие передавали сменчикам станки.6.Жестянчики работали на глазах всей улицы.7.Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках. Учащиеся самостоятельно работают на карточках . взаимопроверка по слайду 12. Проверка осуществляется с интерактивной доской. Учащиеся ставят оценки друг другу.
Словарная работа
* Запишите в тетрадь слово копировать, поставьте ударение.
* Посмотрим значение слова по словарю.
* Составьте предложение с этим словом.
-Чему вы научились, выполняя данную работу?
Дальше работаем с учебником. Письменно выполним упражнение 293. Каждое слово комментируется учеником. – записать слова с суффиксом -чик-(-щик-), условия выбора буквы объяснить графически .Задание дети выполняют самостоятельно в тетради.
-Для чего мы выполнили данную работу?
-Чему вы научились, выполняя данную работу?
-Герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» говорил:
У
меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии?
- Какие современные профессии вы знаете? (Обучающиеся перечисляют профессии по цепочке).
-Эпиграфом урока было высказывание Слайд 14: "Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!". Как вы его понимаете? (Ответы детей)
-Да, профессий много, выбирай на любой вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сегодня.
5.Итоги урока
-Итак, по какой теме урока мы сегодня работали?
-Расскажите о правописании суффикса чик-щик.
-Какое значение имеют слова с этим суффиксом?
Рефлексивно-оценочный этап урока.
Опираясь на схемы (карточка №2) составьте развернутый ответ, чему вы научились на уроке, что вы поняли, какие трудности испытали на уроке. (Дети отвечают).
6.Домашнее задание по выбору:
1. Придумать рассказ (5-6 предложений), употребляя слова, на изученную орфограмму, выучить правило на стр.153.
2. Выполнить упражнение 296, выучить правило на стр.153.
Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.