Урок русского языка в 6 классе
Оценка 4.7

Урок русского языка в 6 классе

Оценка 4.7
doc
26.04.2021
Урок русского языка  в 6 классе
Урок русского языка в 6 классе «Суффикс существительных -чик- (-щик-).doc

 

 

Урок русского языка в 6 классе «Суффикс существительных -чик- (-щик-)

Шайхинурова Эльвира Тагировна, учитель русского языка и литературы МОБУ Караярская СОШ

 

Тема: Суффикс существительных -чик- (-щик-)

Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик- (-щик-) и правилом написания букв ч и щ в суффиксе; познакомить со старинными и современными профессиями, заставить задуматься о выборе профессии.

Задачи:

Образовательные: формирование умений и навыков  узнавать суффикс  -чик- (-щик-); правильно писать суффикс -чик- (-щик-); объяснять условия выбора правильного написания букв ч и щ в суффиксе  -чик- (-щик-) устно и письменно графически; употреблять слова с изученной орфограммой в речи; продолжить формирование умений делать выводы по тексту.

Развивающие: формирование  орфографической зоркости, зрительной памяти; умения анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы; развитие  кругозора и словарного запаса учащихся; развитие навыков самостоятельной работы, работы в парах; творческого мышления и памяти.

Воспитательные: формирование потребности в знаниях,  интереса к изучаемой теме; уважения и любви к русскому языку; стремления реализовать свои возможности; уважения к людям различных профессий.

Ключевые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные, продуктивные, нравственные.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приемы: репродуктивный, практический, аналитический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; элементы технологии развития критического мышления.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс/М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М. Шанский.-М.: Просвещение, 2012», презентация Microsoft Power Point (Приложение 1), компьютер, проектор, экран.

План урока:

1.      Приветствие.

2.      Актуализация знаний.

3.      Изучение нового материала.

4.      Закрепление изученного материала.

5.      Подведение итогов урока. Рефлексия.

6.      Домашнее задание.

 

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой на работу

-Здравствуйте ,ребята. Глядя на ваши умные глаза и приветливые лица, я думаю, наш  урок будет плодотворным. Сегодня на уроке нам предстоит сделать открытие,а помощниками  в этом будут ваши знания, внимание, старание.

  2.Актуализация знаний (работа в парах) и формулирование темы урока Посмотрите внимательно на слова раставим орфограммы в морфемах при ответе подумайте, изучали ли мы  с вами  данную орфограмму.

Слова на доске : Ц_ркач, железн_дорожник, танцов_ик, п_вец, перевод_ик.

Ответы детей :Танцовщик,переводчик– суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.

-Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах-чик и -щик»).(СЛАЙД 2)

 Посмотрите на слайд, перед вами  картинки, обозначающие профессии.(Слайд 3).

Что обозначает в этих словах значимая часть слова – суффикс -чик- (-щик-)?

(Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности).

– А что такое профессия? Что обозначает это слово? Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока  является высказывание: "Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!" Слайд 4

Создание проблемной ситуации, целеполагание и мотивация

- Сегодня на нашем уроке  мы  окунемся в удивительный, огромный мир суффиксов. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Ребята, а какова основная функция суффиксов? (Образовывать слова)

Изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.

Сначала за помощью к вам хочу обратиться я (постановка проблемного вопроса)

 

-Мне надо правильно написать слово переписчик. (На доске – перепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов.)

- Так какую же выбрать букву: ч или щ? Аргументируйте свой ответ!

 

 -Какую орфографическую  и фонетическую проблему вы обнаружили?(Произношение не соответствует написанию. В соответствии с системой нашей артикуляции нам удобнее произносить перепищик).

 

-А как узнать о том, как правильно писать суффиксы –чик и –щик? Какова цель нашего урока? (Познакомиться с правилом, научиться применять его на практике). (Слайд 5) Цели урока: познакомить учащихся с суффиксом -чик- (-щик-) и правилом написания букв ч и щ в суффиксе

 

-Вы готовы получить новые знания? Если готовы – поднимите правую руку вверх, как положено настоящему прилежному ученику! Тогда вперёд!

- Записываем в тетради число. Сегодня Восемнадцатое декабря.Классная работа.

3.Работа по теме урока (по исследованию нового материала)

-Наблюдаем, выясняем, от чего зависит написание Ч или Щ в суффиксе. Слайд 8 ,9

Внимательно рассмотрите слова  на экране и ответьте на вопрос: когда в суффиксе -чик- (-щик-) у существительных пишется буква Ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (После букв  Д, Ж, З, С, Т в суффиксе существительных

-чик- (-щик-) пишется буква Ч).

-А буква Щ? (В остальных случаях пишется буква Щ).

-Сделайте вывод. (В суффиксе существительных -чик- (-щик-) после букв ДЖЗСТ пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ). Слайд 10

Работа с учебником

-Откройте учебники, с. 153, п. 52. Посмотрите, как на письме графически обозначается  орфограмма. Ещё раз прочитайте правило.

4.Закрепление изученного

-Возвратимся к слову ПЕРЕПИ…ИК. Вставьте буквы в суффикс -чик- (-щик-), графически обозначьте орфограмму. -Почему допустили ошибки? (Трудно запомнить).Выполним упражнение 292 по образцу  устно.

 Физкультминутка . Слайд11

Игра «Корректор» (исправь допущенные ошибки в предложениях)

Карточка №1

1.Барабанчики яростно колотили в барабаны.2.Побывав у заказщиков, Саша зашёл на минутку к сестре.3.В Нижнем буфеччик рассчитал меня.4.По колеблющимся мосткам сновали грузщики.5.Рабочие передавали сменчикам станки.6.Жестянчики работали на глазах всей улицы.7.Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках. Учащиеся самостоятельно работают на карточках  .                    взаимопроверка по  слайду 12. Проверка осуществляется с интерактивной доской. Учащиеся ставят оценки друг другу.

Словарная работа

* Запишите в тетрадь слово копировать, поставьте ударение.

* Посмотрим значение слова по  словарю.

* Составьте предложение с этим словом.

-Чему вы научились, выполняя данную работу?

Дальше работаем с учебником. Письменно выполним  упражнение 293. Каждое слово комментируется учеником. – записать слова с суффиксом -чик-(-щик-), условия выбора буквы объяснить графически .Задание дети выполняют самостоятельно в тетради.

-Для чего мы выполнили  данную работу?

-Чему вы научились, выполняя данную работу?

-Герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» говорил:

У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии?

- Какие  современные профессии вы знаете? (Обучающиеся перечисляют профессии по цепочке).

-Эпиграфом урока было высказывание Слайд 14: "Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!". Как вы его понимаете? (Ответы детей)

-Да, профессий много, выбирай на любой вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сегодня.

5.Итоги урока

-Итак, по какой теме урока мы сегодня работали?

-Расскажите о правописании суффикса чик-щик.

-Какое значение имеют слова с этим суффиксом?

Рефлексивно-оценочный этап урока.

Опираясь на схемы (карточка №2) составьте развернутый ответ,  чему вы научились на уроке, что вы поняли,  какие трудности испытали  на уроке. (Дети отвечают).

6.Домашнее задание по выбору:

1. Придумать рассказ (5-6 предложений), употребляя слова, на изученную орфограмму, выучить правило на стр.153.

2.      Выполнить упражнение 296, выучить правило на стр.153.

 

Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо!


Урок русского языка в 6 классе «Суффикс существительных -чик- (-щик-)

Урок русского языка в 6 классе «Суффикс существительных -чик- (-щик-)

Актуализация знаний (работа в парах) и формулирование темы урока

Актуализация знаний (работа в парах) и формулирование темы урока

Ч). -А буква Щ? (В остальных случаях пишется буква

Ч). -А буква Щ? (В остальных случаях пишется буква

Итак, по какой теме урока мы сегодня работали? -Расскажите о правописании суффикса чик-щик

Итак, по какой теме урока мы сегодня работали? -Расскажите о правописании суффикса чик-щик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2021