Урок русского языка в 6 классе «Суффикс существительных -чик- (-щик-)
Шайхинурова Эльвира Тагировна, учитель русского языка и литературы МОБУ Караярская СОШ
Тема: Суффикс существительных -чик- (-щик-)
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик- (-щик-) и правилом написания букв ч и щ в суффиксе; познакомить со старинными и современными профессиями, заставить задуматься о выборе профессии.
Задачи:
Образовательные: формирование умений и навыков узнавать суффикс -чик- (-щик-); правильно писать суффикс -чик- (-щик-); объяснять условия выбора правильного написания букв ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-) устно и письменно графически; употреблять слова с изученной орфограммой в речи; продолжить формирование умений делать выводы по тексту.
Развивающие: формирование орфографической зоркости, зрительной памяти; умения анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы; развитие кругозора и словарного запаса учащихся; развитие навыков самостоятельной работы, работы в парах; творческого мышления и памяти.
Воспитательные: формирование потребности в знаниях, интереса к изучаемой теме; уважения и любви к русскому языку; стремления реализовать свои возможности; уважения к людям различных профессий.
Ключевые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные, продуктивные, нравственные.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приемы: репродуктивный, практический, аналитический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; элементы технологии развития критического мышления.
Формы работы: индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс/М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М. Шанский.-М.: Просвещение, 2012», презентация Microsoft Power Point (Приложение 1), компьютер, проектор, экран.
План урока:
1. Приветствие.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой на работу
-Здравствуйте ,ребята. Глядя на ваши умные глаза и приветливые лица, я думаю, наш урок будет плодотворным. Сегодня на уроке нам предстоит сделать открытие,а помощниками в этом будут ваши знания, внимание, старание.
2.Актуализация знаний (работа в парах) и формулирование темы урока Посмотрите внимательно на слова раставим орфограммы в морфемах при ответе подумайте, изучали ли мы с вами данную орфограмму.
Слова на доске : Ц_ркач, железн_дорожник, танцов_ик, п_вец, перевод_ик.
Ответы детей :Танцовщик,переводчик– суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.
-Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах-чик и -щик»).(СЛАЙД 2)
Посмотрите на слайд, перед вами картинки, обозначающие профессии.(Слайд 3).
Что обозначает в этих словах значимая часть слова – суффикс -чик- (-щик-)?
(Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности).
– А что такое профессия? Что обозначает это слово? Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока является высказывание: "Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!" Слайд 4
Создание проблемной ситуации, целеполагание и мотивация
- Сегодня на нашем уроке мы окунемся в удивительный, огромный мир суффиксов. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Ребята, а какова основная функция суффиксов? (Образовывать слова)
Изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я (постановка проблемного вопроса)
-Мне надо правильно написать слово переписчик. (На доске – перепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов.)
- Так какую же выбрать букву: ч или щ? Аргументируйте свой ответ!
-Какую орфографическую и фонетическую проблему вы обнаружили?(Произношение не соответствует написанию. В соответствии с системой нашей артикуляции нам удобнее произносить перепищик).
-А как узнать о том, как правильно писать суффиксы –чик и –щик? Какова цель нашего урока? (Познакомиться с правилом, научиться применять его на практике). (Слайд 5) Цели урока: познакомить учащихся с суффиксом -чик- (-щик-) и правилом написания букв ч и щ в суффиксе
-Вы готовы получить новые знания? Если готовы – поднимите правую руку вверх, как положено настоящему прилежному ученику! Тогда вперёд!
- Записываем в тетради число. Сегодня Восемнадцатое декабря.Классная работа.
3.Работа по теме урока (по исследованию нового материала)
-Наблюдаем, выясняем, от чего зависит написание Ч или Щ в суффиксе. Слайд 8 ,9
Внимательно рассмотрите слова на экране и ответьте на вопрос: когда в суффиксе -чик- (-щик-) у существительных пишется буква Ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (После букв Д, Ж, З, С, Т в суффиксе существительных
-чик- (-щик-) пишется буква Ч).
-А буква Щ? (В остальных случаях пишется буква Щ).
-Сделайте вывод. (В суффиксе существительных -чик- (-щик-) после букв ДЖЗСТ пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ). Слайд 10
Работа с учебником
-Откройте учебники, с. 153, п. 52. Посмотрите, как на письме графически обозначается орфограмма. Ещё раз прочитайте правило.
4.Закрепление изученного
-Возвратимся к слову ПЕРЕПИ…ИК. Вставьте буквы в суффикс -чик- (-щик-), графически обозначьте орфограмму. -Почему допустили ошибки? (Трудно запомнить).Выполним упражнение 292 по образцу устно.
Физкультминутка . Слайд11
Игра «Корректор» (исправь допущенные ошибки в предложениях)
Карточка №1
1.Барабанчики яростно колотили в барабаны.2.Побывав у заказщиков, Саша зашёл на минутку к сестре.3.В Нижнем буфеччик рассчитал меня.4.По колеблющимся мосткам сновали грузщики.5.Рабочие передавали сменчикам станки.6.Жестянчики работали на глазах всей улицы.7.Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках. Учащиеся самостоятельно работают на карточках . взаимопроверка по слайду 12. Проверка осуществляется с интерактивной доской. Учащиеся ставят оценки друг другу.
Словарная работа
* Запишите в тетрадь слово копировать, поставьте ударение.
* Посмотрим значение слова по словарю.
* Составьте предложение с этим словом.
-Чему вы научились, выполняя данную работу?
Дальше работаем с учебником. Письменно выполним упражнение 293. Каждое слово комментируется учеником. – записать слова с суффиксом -чик-(-щик-), условия выбора буквы объяснить графически .Задание дети выполняют самостоятельно в тетради.
-Для чего мы выполнили данную работу?
-Чему вы научились, выполняя данную работу?
-Герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» говорил:
У
меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии?
- Какие современные профессии вы знаете? (Обучающиеся перечисляют профессии по цепочке).
-Эпиграфом урока было высказывание Слайд 14: "Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!". Как вы его понимаете? (Ответы детей)
-Да, профессий много, выбирай на любой вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сегодня.
5.Итоги урока
-Итак, по какой теме урока мы сегодня работали?
-Расскажите о правописании суффикса чик-щик.
-Какое значение имеют слова с этим суффиксом?
Рефлексивно-оценочный этап урока.
Опираясь на схемы (карточка №2) составьте развернутый ответ, чему вы научились на уроке, что вы поняли, какие трудности испытали на уроке. (Дети отвечают).
6.Домашнее задание по выбору:
1. Придумать рассказ (5-6 предложений), употребляя слова, на изученную орфограмму, выучить правило на стр.153.
2. Выполнить упражнение 296, выучить правило на стр.153.
Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.