Открытый урок русского языка в 6 «б» классе «Гласные о-а в корнях с чередованием»
Планируемые результаты обучения:
1)предметные:
- знать условия выбора написания букв о-а в корнях –кос- - -кас-, -гор- - -гар-; -зар- - -зор-, -лаг- - -лож-, -раст- - -ращ- - -рос-
- уметь владеть способом действия при выборе букв о-а в однокоренных словах с корнем –кос- - -кас-и определять условия выбора о-а в корнях -гор- - -гар-; -зар- - -зор, -лаг- - -лож-, -раст- - -ращ- - -рос--
- уметь различать слова с омонимичными корнями –кос- - -кас-, -гор- - -гар- -зар- - -зор-, -лаг- - -лож-, -раст- - -ращ- - -рос-.
2) метапредметные:
- уметь формулировать цель деятельности;
- планировать последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
- владеть всеми видами речевой деятельности;
УУД:
1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий;
2) познавательные - умение осмысливать задание, строить логическую цепь рассуждения;
3)коммуникативные - умение адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной и письменной речи; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.
Тип урока – повторение изученного
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, электронный тест, электронная физминутка
Форма проведения – квест-игра
ХОД УРОКА:
№ |
Этап урока |
Содержание урока |
||
1 |
Введение в тему |
Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а квест – урок. Его тема «Гласные о-а в корнях с чередованием». (Запишите в тетрадь число и тему урока). Предыдущие три урока мы знакомились с правописанием О-А в чередующихся корнях. Сейчас мы отправимся в путешествие за сокровищами. Инструкция Перед вами появится карта путешествия. В путь вы отправитесь на корабле под названием «Фортуна». (Фортуна – счастье, удача. Фортуна (Fortuna) - древнеримская богиня удачи и счастливого случая.) Чтобы добраться до сундука с сокровищем, нужно следовать по стрелкам, выполняя задание.
|
||
2 |
Повторение изученного |
Первой на пути вам встретилась Пещера повторения. Используя интеллект-карту, расскажите о правилах правописания чередующихся корней. 1.Пещера повторения
Следуем дальше. Впереди среди волн что-то виднеется. Кажется, это бутылка, а в ней послание. |
||
3 |
Закрепление материала
Работа в парах |
2.Послание в бутылке (работа в парах) Друзья! Вместе всегда легче и интереснее выполнять работу. В одиночку сложнее выстоять и победить в борьбе. Не зря русские народные пословицы гласят: «Один в поле не воин», «Два и в поле воюют, а один и на печи горюет». Чтобы продвинуться дальше, вам нужно разбиться на пары и выполнить задание. 1 пара Выпишите из предложенных словосочетаний только те, где есть корни -гар- - -гор-. Выделите орфограмму. Заг_релый мальчик, к_саться пола, приятное прик_сновение, гулять до з_ри, пасти корову З_рьку, ог_рок свечи, к_сание мяча, наг_р на кастрюле, красивые з_ри, к_снуться руки, приг_ревший ужин, обг_реть на солнце, южный заг_р, з_ревать у реки. (Загорелый мальчик, огарок свечи, нагар на кастрюле, пригоревший ужин, обгореть на солнце, южный загар) 2 пара Выпишите из предложенных словосочетаний только те, где есть корни -зар- - -зор-. Выделите орфограмму. Заг_релый мальчик, к_саться пола, приятное прик_сновение, гулять до з_ри, пасти корову З_рьку, ог_рок свечи, к_сание мяча, наг_р на кастрюле, красивые з_ри, к_снуться руки, приг_ревший ужин, обг_реть на солнце, южный заг_р, з_ревать у реки. (Гулять до зари, пасти корову Зорьку, красивые зори, зоревать у реки) 3 пара Выпишите из предложенных словосочетаний только те, где есть корни -кас- - -кос-. Выделите орфограмму. Обг_ревшая свечка, внезапное оз_рение, антиприг_рное покрытие, мамино прик_основение, ранние з_ри, ог_рок свечи, к_снуться руки, приг_ревший ужин, г_реть на плите, з_рево от пожара, начерчить к_сательную, к_снется многих, к_сательно этого вопроса. (Мамино прикосновение, коснуться руки, начерчить касательную, коснется многих, касательно этого вопроса) 4 пара Выпишите из предложенных словосочетаний только те, где в словах пишется буква О. Орфограммы обозначить. К_саться стены, легкое прик_сновение, гулять до з_ри, ог_рок свечи, наг_р на кастрюле, к_снуться мяча, обг_реть на солнце, южный заг_р, антиприг_рное покрытие, ранние з_ри, приг_ревший ужин, г_реть на плите, начертить к_сательную, к_снется всех.
(Легкое прикосновение, коснуться мяча, обгореть на солнце, ранние зори, пригоревший ужин, гореть на плите, коснется всех.) 5 пара Выпишите из предложенных словосочетаний только те, где в словах пишется буква А. Орфограммы обозначить.
К_саться стены, легкое прик_сновение, гулять до з_ри, ог_рок свечи, наг_р на кастрюле, к_снуться мяча, обг_реть на солнце, южный заг_р, антиприг_рное покрытие, ранние з_ри, приг_ревший ужин, г_реть на плите, начертить к_сательную, к_снется всех.
(Касаться стены, гулять до зари, огарок свечи, нагар на кастрюле, южный загар, антипригарное покрытие, начертить касательную)
|
||
|
|
ПРОВЕРКА |
||
4 |
Самостоятельная работа |
3. Риф успеха Успех любого дела зависит от того, как вы распределите свои силы, как примените на практике свои знания, ведь знание – это ваше главное оружие.
Задание. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной О – А в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. Подчеркните слова-исключения.
К_сательная, прик_снуться, предл_жить, предл_гать, оз_рять, з_ренька, з_ря, з_рька, заг_р, заг_релый, сл_гаемые, сл_жение, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, р_сток, отр_сль, Р_стислав, Р_стов, к_сались, к_снуться, приг_рь, выг_рки, з_ревать.
|
||
|
|
ВЗАИМОПРОВЕРКА |
||
5 |
Физминутка |
4. Остров отдыха
|
||
6 |
Работа в группах |
5.Пиратский корабль На пути корабль пиратов. Чтобы выдержать атаку, нужно сплотиться и дружно, в команде выполнить задание.
Задание для 1 группы Выпишите слова, в которых безударная гласная О не является чередующейся. Докажите это, подобрав проверочные слова. Горевать, гора, горелый, гористый, горестный, горит, разгорелся, обгорел, косить, прикоснуться, касательная, косичка, зарянка (Горевать-горе, гора-горы, гористый -горный, горестный -горе, косить- косы, косичка-косы)
Задание для 2 группы Составить словосочетания (или предложения) по картинкам , включив в них слова с чередующимися гласными (Касаться стены, горит костер, яичница пригорела, загорать на солнце, касания мяча, зарянка на ветке, заря занимается)
|
||
7 |
Электронный тест |
6.Скала достижений На пути к цели, вы уже выполнили много заданий, но впереди Скала достижений. Чтобы преодолеть и это препятствие, нужно выполнить тест.
|
||
8 |
Домашнее задание ( по выбору учащихся) |
7. Сундук с сокровищем Самое главное сокровище ученика – это знания, которыми он обладает. Запас знаний нужно постоянно пополнять. В сундуке различные сокровища. За сокровищами скрываются варианты домашнего задания. Вы можете выбрать себе любое, полагаясь на свои возможности, силы и знания.
1. Жемчужная россыпь: распределить словосочетания по группам, в зависимости от корней, вставьте пропущенные буквы:
2. Ювелирные украшения: вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы:
|
||
9 |
Итог.
|
Сегодня вы достигли острова сокровищ, преодолевая на своем пути преграды. И помогли вам ваши знания. |
||
10 |
Выставление оценок |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.