Урок русского языка в 6 классе по теме: «Буквы о-а в корне –гор-,-гар-»
Оценка 4.9

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Буквы о-а в корне –гор-,-гар-»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
14.02.2022
Урок  русского языка в 6 классе  по теме: «Буквы о-а в корне –гор-,-гар-»
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Буквы о-а в корне –гор-,-гар-»
урок русского языка в 6 классе (1).docx

 Урок  русского языка в 6 классе

 по теме: «Буквы о-а в корне –гор-,-гар-»

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: научить правильно писать слова с чередованием а-о в корне –гар-гор-; сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора; закрепить умение различать корни с чередованием гласных и проверяемыми безударными гласными.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес.

Регулятивные УУД. Выявление степени усвоения знаний.

Познавательные УУД. Обогащение словарного запаса. Поиск необходимого материала в учебной литературе. Установление аналогий.

Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Оборудование:

  • тетради;
  • учебник;
  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • презентация урока;
  • раздаточный материал.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступление учителя и организация внимания.

– Прозвенел звонок. Мы снова
на уроке русского языка.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит, грамотно писать

Должен научиться!

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова,

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она,

Если грамотна она!

II.Целеполагание

На слайде – 2 группы слов.

Собираться

Замереть

Располагать

Коснуться

Вырастать

Возлагать

Роскошный

Сожалеть

Объединить

Наслаждаться

Показаться

Приближаться

 

(Первый столбец – слова с чередующимся гласными в корне, второй – с безударными проверяемыми гласными в корне слова.)

 

- Ребята, как вы думаете, почему мы именно так сгруппировали эти слова? По какому признаку они объединены?

-Объясните правописание гласной в корнях слов, вспомните известные вам правила, сформулируйте их.

- Какую информацию мы вспомнили? Предположите, над чем будем работать сегодня на уроке?

- На слайде презентации помещены слова: КОСНУТЬСЯ, КАСАТЬСЯ, ЗАБИРАТЬ, ПРОТЕРЕТЬ, ЗАМИРАТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ЗАГАР, ОБГОРЕЛЫЙ

Задание:

1.Выделите корни во всех словах.

2. Объясните правописание тех корней, которые вам известны.

3. Правописание каких слов вы не можете объяснить? Являются ли эти слова однокоренными? Почему же в корнях этих слов пишется то буква а, то буква о? Что происходит?

4. Попробуем сформулировать тему урока.

5. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока.

6. Запишем тему урока в тетрадь.

- Знаем ли как нужно действовать, чтобы правильно выбрать гласную в корне -гор-//-гар-?

Возникла проблема. Давайте вместе попробуем разобраться. Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель?

 

II.Актуализация знаний

- Чтобы лучше понять новую тему, предлагаю послушать сказку о двух пажах королевы Грамматики  – Гор - и –Гар-. (Приложение 1).Оживим наши суффиксы. (Работа с презентацией «Сказка о двух пажах  Гор и Гар»)

- Попробуйте сформулировать правило.

- А теперь откройте учебники, прочитайте правило в учебнике, познакомьтесь с образцом рассуждения. Сравните свои выводы с материалом учебника.

Познакомимся с графическим обозначением орфограммы.

 

IV. Первичное закрепление

 

1.   Работа в парах. (Слайд презентации)

Хороший заг?р, заг?релый юноша, перег?ревшая лампочка, сг?ореть дотла, уг?рный газ, г?рючее вещество, газовая г?релка, сг?рать от нетерпения, подг?ревший пирог, бронзовый заг?р, ог?рок свечи, выг?реть на солнце, г?рящие глаза, заг?реться идеей.

Запишите словосочетания в тетрадь, выделите орфограмму в корне, обменяйтесь тетрадями и объясните  написание слов с пропущенной буквой в корне. Оцените работу друг друга.

2.           «Третий лишний»

Прочитайте слова (слайд презентации):

1. Гореть, загар, гора.

2. Пригореть, угарный, горе.

Попробуйте сформулировать задание, которое нужно выполнить. Порассуждайте, какая запись  по какому признаку может быть «третьим лишним». На что надо обращать внимание, чтобы не ошибиться в написании слов?

3.            Игра «Корректор»

 Составьте предложения. Запишите их в тетради. Прочитайте предложения, назовите слова с изучаемой орфограммой.

1. На речке, купались, и, ребята, загорали.

2.  Костер, нас, долго, горел, согревал, и.

3.Костра, угольки, на, догорают, поляне.

  4. Небо, разгорелось, алым, востоке, на, пламенем.

4.            Работа с текстом.

Спишите текст, графически обозначьте корни в словах с чередующимися гласными.

(На)огромной выс...те заг…релось розовым светом од…нокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце дог…рало  (на)западе. (В)воздухе ст…ял зап…х г…ри и  сухой гв…здики. День уг…сал.

(К. Паустовский).

Самостоятельно проверьте по слайду правильность выполнения задания. Оцените себя.

 

Проверка проходит с помощью «ключей» (слайд). Учащиеся  в ходе самопроверки используют знаки инсерта («!» – без ошибок, «+»  - 1-2 ошибки, «-» - 3-5 ошибок). Анализируются ошибки, допущенные учащимися, какие проблемы возникли при выполнении задания.

 

5. Работа с учебником. Выполнение упр. 235. (самостоятельно, в паре, под руководством учителя) и его проверка.

V. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия

Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал, ответив на следующие вопросы:

1.     При каком условии мы в корне – гор- - -гар-  пишем букву А? Приведите примеры.

2.     А при каком условии мы пишем букву О? Приведите примеры.

3.     Достигнута цель урока?

4.     Что осталось непонятным?

5.     Что понравилось больше всего?

6.     Что показалось самым трудным?

VI.Домашнее задание по выбору:

упр.236,  составить 5 заданий для одноклассников по теме урока.

- Ребята, спасибо за работу на уроке! Всего доброго!

 

 

 

Приложение 1

 В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -гар-.
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор-. – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
Засомневался корень -гор-: и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
Помогите корню -гор-!

 


 

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Буквы о-а в корне –гор-,-гар - »

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Буквы о-а в корне –гор-,-гар - »

Первый столбец – слова с чередующимся гласными в корне, второй – с безударными проверяемыми гласными в корне слова

Первый столбец – слова с чередующимся гласными в корне, второй – с безударными проверяемыми гласными в корне слова

Запишите словосочетания в тетрадь, выделите орфограмму в корне, обменяйтесь тетрадями и объясните написание слов с пропущенной буквой в корне

Запишите словосочетания в тетрадь, выделите орфограмму в корне, обменяйтесь тетрадями и объясните написание слов с пропущенной буквой в корне

А при каком условии мы пишем букву

А при каком условии мы пишем букву
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022