Тема: ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ- ( 6 класс)
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся со значением приставок пре- и при-, изучить особенности их написания.
2. Развивать исследовательские навыки, способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.
Методы и приемы:
• слово учителя;
• выразительное чтение;
• задания исследовательского характера.
Оборудование: телеграмма, рисунок с изображением друзей Пре- и При-, схема о правописании приставок пре- и при-, листы со словами для проведения эстафеты, памятка.
Примечание. Для проведения урока учителю потребуется помощь двух старшеклассников, которые будут играть роли приятелей Пре- и При-.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видимо, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы.
Учитель выводит телеграмму на доску, учащиеся читают ее.
Пр_ бываем в Нижний Новгород на поезде,
пр_ходящем ровно в 8.00 на пр_городный вокзал.
В 9.30., если не возникнут непр_двиденные обстоятельства,
будем в вашей школе и сможем пр_ступить к работе.
С пламенным пр_ветом приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Учитель. Который час? (Смотрит на часы). С минуты на минуту должны появиться наши гости. Они, наверное, узнали, что сегодня мы как раз собирались говорить о правописании приставок пре- и при-, и решили нам помочь.
Стук в дверь, входят Пре- и При-.
Пре: - Здравствуйте, ребята!
При: - Приветствуем вас всех!
Учитель. Здравствуйте, друзья. Мы получили вашу телеграмму и ждали вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь, где вам удобно.
Пре- и При- проходят в класс и садятся на свободные места за партами вместе с учениками, желательно за передние парты. Пока усаживаются, ведут разговор.
Пре: - Мы узнали, что вы как раз собираетесь поговорить о правописании приставок пре- и при-.
При: - Да, поэтому и поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если вы будете делать ошибки в нашем написании.
Пре: - Поэтому мы решили познакомиться с вами лично.
Учитель. - Это вы хорошо придумали. Для начала давайте познакомимся. Я начну, а вы (обращается к приставкам) продолжите.
Учитель.
Прекрасная погода,
Приятели мои,
Два неразлучных друга –
Приставки Пре- и При- -
При: - Пре- - парень неспокойный, и презабавный Пре-
Пре: - А При- - приятель скромный, придворный паж, поэт.
При:
Коль на пути преграда,
Не унывает Пре-,
Преодолеет сразу.
Где Пре- - всегда успех.
Пре:
А При- - спешить не будет,
И, глазки чуть прикрыв,
Прицелится, присядет, Приставит стул и – прыг.
При: - Пре- чуть преувеличит.
Пре: - При- приуменьшить рад.
При: - Пре- прерывает песню.
Пре: - При- припевает в лад.
Учитель.
Такие вот ребята –
Различные они,
Приятели, два друга:
Приставки Пре- и При-.
Учитель. Можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого – своя работа. Давайте посмотрим, что об этом сказано в учебнике? (Чтение параграфа учебника).
Учитель. Посмотрите на доску и попробуйте вставить пропущенные в словах буквы, объясняя при этом написание слов.
Ребята называют слова, поясняя правописание приставок. Запоминают правописание слов, где пре- и при- не являются приставками, а составляют часть корня: привет, пример, природа, причина и т.д.
Пре:(тянет руку). - А можно мы поиграем с ребятами? У нас с При- есть для них интересная игра. Мы видим, что они хорошо поняли тему. (Учитель дает согласие.)
При: - У нас специально для вас заготовлены два листочка со словами. Играть будем по вариантам. Первый вариант – это команда Пре-, а второй вариант – это моя команда, приставки При-. Игра чем-то напоминает эстафету. На листе перепутались слова с приставками Пре- и При-.
Пре: - Мало того, они так перепутались, что даже потеряли нужные буквы. Ваша задача – расставить буквы по своим местам.
При: - Каждая команда в списке слов должна найти свое слово и вписать в него нужную букву (и или е). Если это команда приставки Пре-, то все ее участники отыскивают слова с этой приставкой. Команда При- ищет соответственно слова с приставкой при-.
Пре: - Затем лист передается следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Задания считаются выполненными, когда листы окажутся у нас в руках. Все ли понятно?
Начинается эстафета. «Приставки» следят за выполнением задания, но не подсказывают, а лишь помогают передать лист с одного ряда на другой.
Состязание заканчивается, определяется победившая команда игроков.
Учитель. Мне эта игра напомнила о вашей телеграмме. Быть может, и оттуда буквы неспроста исчезли? Мне кажется, теперь ребята достаточно знают и смогут самостоятельно восстановить текст телеграммы.
Перепишите телеграмму к себе в тетрадь, впишите недостающие буквы и объясните свой выбор.
Учащиеся выполняют задание, Пре- и При- помогают ученикам, у которых возникают какие-либо проблемы, проверяют правильность выполнения задания.
При: - Молодцы, вот теперь мы видим, что вы отлично усвоили тему. А нам пора!
Пре: - Напоследок мы бы хотели подарить вам такую необычную памятку:
Памятка
Преодолеть преграду,
Не преступить закон,
В прекрасную погоду
Прервать прекрасный сон,
Предобро улыбнуться,
Путь преградить тебе,
Здесь мы везде напишем
Приставку…
Все вместе: ПРЕ-.
При-.
С приставкой При- приблизим,
Приклеим и пришьем.
Чуть выше приподнимем
И что-то привнесем.
Немного приуменьшим,
Совсем чуть-чуть приврем,
Расставим по порядку
И сядем отдохнем.
Ребята прощаются с приставками. Работа с упражнениями в учебнике.
Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.