МОДЕЛЬ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Обособленные определения»
1. |
ФИО учителя |
Сергеева Ольга Олеговна |
2. |
Место работы |
МКОУ лицей пгт Красная Поляна |
3. |
Должность |
Учитель |
4. |
Предмет |
Русский язык и литература |
5. |
Класс |
8 класс |
6. |
Номер урока в рабочей программе. Место в изучаемой теме. |
Номер урока в рабочей программе – 63. Место в изучаемой теме - 2. |
7. |
Тема урока. |
Обособленные определения |
8. |
Базовый учебник |
Русский язык 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2018 |
9. Содержание урока в соответствии с Фундаментальным ядром
По предметному содержанию: обособленные члены предложения
По УУД:
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
10. Дидактическая цель урока:
Создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации
11. Цели урока:
Направлены на достижение следующих результатов:
1. Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- уметь обобщать и делать выводы.
3. Предметные:
- знать условия обособления определений и уметь применять изученное правило в знакомой и новой учебной ситуации
12. Тип урока:
Урок комплексного применения знаний и умений
13. Формы работы учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
14. Необходимое техническое оборудование:
Индивидуальный раздаточный материал (таблица с пропусками, таблица для самоконтроля,
текст для комплексного анализа); мультимедийный проектор, экран, презентация.
15. План урока
№ п/п |
Этап урока |
Содержание учебного материала |
1. |
Организацион ный момент |
|
2. |
Мотивация учебной деятельности |
(Фронтальная работа) Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. У каждого из нас есть долг: долг перед страной, долг перед товарищем, долг перед совестью.
- Прочитайте. Как вы понимаете эти слова? (Мы живет в государстве, в обществе. Мы должны отвечать за свои поступки, дела, жить на благо. Но самым главным судьей является наша совесть). - Объясните постановку знаков препинания в этом предложении. - Долг перед товарищем. Определите тип связи словосочетания (управление). Переделайте его в согласование. (Товарищеский долг - согласование) - Эти слова я выбрала не случайно. Они связаны с нашим уроком, но как, на это мы ответим в конце урока.
|
3. |
Актуализация знаний |
(Индивидуальная работа + взаимопроверка) Самооценка Слайд 1. Работа с тестом Задание 1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) разд…литься, г…рьковатый, отр…сль 2) угн…тенный, осв...домленный, прик...сновение 3) сИмволический, достИжение, стИмулировать. 4) кр…стовина, р…месленник, узн…вать
Проверка по ключу. Ответ: 3
Задание 2. Работа с предложением Государство, пославш… их на войну, до сих пор (не) ответило н… на один вопрос, зада…ый после трагеди… . - Вставьте орфограммы, расставить знаки препинания.
Задание 3. Тире между подлежащим и сказуемым. Расставьте знаки препинания. Выпишите номера предложений, в которых вы поставили тире. 1. Родной край – сердцу рай. 2. Жить – Родине служить. 3. Русский солдат не трус. 4. Святое дело – Родине служить. 5. Выполнение воинского долга есть почетная обязанность солдата. 6. Служить Отечеству - значит оберегать мирную жизнь нашего народа. 7. 9 мая 1945 года – день Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками.
Проверка по ключу. Ответы: 1,2,4,6,7
(Индивидуальная работа + карточки на проверку учителя) Задание 4. Индивидуальная работа по карточкам (Не) замерзающий на зиму залив; (не) просохшая почва; (не) затворённая дверь; (не) сломлен трудностями; (не) усиливающийся, а успокаивающийся ветер; ничем (не) прикрытый; ещё (не) скошенный луг; (не) спавший от боли, (не) заметное укрытие, (не) победимый народ, (не) захвачен врагами.
|
4. |
Постановка проблемного вопроса. Постановка цели и задач урока. |
(Индивидуальная работа) -Перед вами одно из заданий ОГЭ. Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения? Слайд Самооценка В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Солдаты (1) измученные холодом и (2) гонимые ледяным ветром (3) скоро добрались до своего укрытия. 1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,2 4)1,3 - Сделайте вывод, какова тема нашего урока? Слайд Какие цели мы с вами можем поставить? (закрепить знания о постановке знаков препинания при обособленных определениях; продолжить подготовку к экзамену и т.д.)
|
5. |
Первичное закрепление
|
1. Разбор проблемного задания (работа в группе). -Повторим случаи обособления определений, используя примеры (знаки препинания не поставлены): 1. Дорога ведущая к горному ущелью была залита солнцем. 2. Вернувшиеся с чеченской войны юноши принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине. 3. Российские солдаты решительные и мужественные всегда готовы прийти на помощь Родине в трудные минуты. 4. Участвующих в боевых действиях за границей солдат называют «воины-интернационалисты».
2. Комплексная работа с текстом. Текст Напрасно некоторые считают, что нынешние генералы Российской армии не посылают в горячие точки своих сыновей. Это неправда. В числе десантников шестой роты из Пскова, погибших в Аргунском ущелье Северного Кавказа на территории Чеченской республики, был сын генерала, выпускник Рязанского десантного училища Алексей Владимирович Воробьев. Жизнь старшего лейтенанта Алексея Воробьева имеет совершенно удивительную историю. Алеша воспитывался в семье деда в старинном русском селе Кандауровка, раскинувшемся вдоль оживленной магистральной трассы Бузулук – Уральск, Оренбургской области. Именно это место он называл своей настоящей Родиной. Здесь он с друзьями ловил рыбу, ходил на танцы в клуб. Еще в школе Алексей, отличавшийся от сверстников своей глубиной, верой, любовью к России и ее истории, проявлял настойчивость и силу характера. Однажды в дневнике записал: «Я горжусь, что я - русский казак. Все мои предки, как бы то ни было, служили России, воевали за веру, Царя и Отечество. Я тоже хочу посвятить свою жизнь Родине». Воспитанный на русских классических произведениях, он много читал книг и об истории нашего государства, любил слушать рассказы своих дедушек и бабушек о старине. Юноша был строгим к себе и к окружающим. Друзья его за это уважали. Алексей- член политического клуба «Прометей». И в то же время он был романтиком, беспредельно любившим свою страну, свой народ. Алеша любил все русское: широкое поле, трепещущие на ветру березки, голубое небо с белыми, как лебеди, облаками, теплую летнюю росу, маленькими жемчужинами рассыпанную на изумрудной траве, раздольные русские казацкие песни и вообще всё-всё, что называется Родиной. Как в школе, так и в десантном училище Алеша пользовался большим уважением среди товарищей. «Знаете, таких людей очень мало на этой земле. Алексей, добрый и честный, умел на все смотреть по- доброму, что бы ни происходило вокруг нас. Человек большой души и сердца, верный друг и патриот своей страны. Мы много спорили, размышляли, но всегда приходили к единому выводу. А еще очень много читал книг, а потом мне их рассказывал. Я редко видел его в плохом настроении. От Алешки исходила какая-то сила, которая притягивала окружающих людей» (из письма Дмитриева, друга Алексея Воробьева, с которым они вместе учились в Рязани). В Чечню Алексей пошел добровольно. И в том бою именно ему выпала особенно тяжелая доля. Ведущие в сторону Улус-Керта следы боевиков Воробьев увидел первым. Разведвзвод принял бой с бандитами 29 февраля, а утром 1 марта, прикрывая отход подчиненных, гвардии старший лейтенант Воробьёв погиб. Будучи раненым, он успел прошить автоматной очередью главаря боевиков, полевого командира Идриса. За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старший лейтенант Воробьев Алексей Владимирович удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно). Уже сегодня он стал легендой, а его имя является символом героизма, мужества и любви к Родине. Его недолгая, но наполненная смыслом, духом патриотизма и долга жизнь, будет ярким примером для нас. (фронтальная работа) 1. Определите тему текста. (о простом русском человеке, солдате, который отдал жизнь, выполняя свой патриотический долг; о нашем земляке). 2. Основная мысль текста? (автор раскрывает на примере одного солдата лучшие черты русских воинов, готовых отдать свою жизнь ради Родины. Воспевает героизм, мужество, храбрость, любовь к Родине; призывает знать имена героев, помнить об их подвиге) 3. Озаглавьте текст. (Герой России. Героями не рождаются, а становятся. Подвиг нашего земляка. Алексей Воробьев – Герой России) 4. Определите стиль и тип речи. Докажите. (Публицистический стиль речи. Тип – повествование с элементами описания). 5. Какое высказывание противоречит содержанию текста?
Слайд 1. Не случайно стали крылатыми такие слова из «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых – вот смысл жизни!» 2. Любовь к Отечеству, есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть. 3. Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. 4. Величественным Реквиемом звучат в памяти людей слова: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей страны». - Докажите свое утверждение. (Алексей очень многое успел сделать в жизни. Всё, за что он брался, доводил до конца, относился ко всему ответственно). 6. Назовите основной признак 1 и 4 предложений. Начертите схему 4 предложения в тетрадях. Объясните постановку знаков препинания. Охарактеризуйте предложение в самой прямой речи? (простое с обособленным определением, выраженным причастным оборотом). 7. Слайд Дифференцированная работа (каждый обучающийся выбирает свой уровень выполнения задания) Уровень А – выпишите предложение, которое соответствует схеме X, / ПО /, … . Уровень Б – выпишите предложение, которое соответствует схеме / ПО / Х. Уровень С – выпишите предложение, которое соответствует схеме Х, / ПО и ПО /,… . - Ребята, прочитайте предложения, которые вы выписали. Объясните, почему вы обособили (не обособили) определения. 8. Синтаксический разбор предложения (фронтальная работа) За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старший лейтенант Воробьев Алексей Владимирович удостоен звания Героя Российской Федерации. (Утвердительное, повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом). Укажите вид сказуемого в этом предложении. (составное именное сказуемое). Какие еще виды сказуемых вы знаете? Приведите примеры. Выпишите из предложений текста составное глагольное сказуемое (хочу посвятить жизнь), составное именное сказуемое; (был строгим), простое глагольное сказуемое. 9. Сколько обособленных определений встретилось нам в тексте. Прочитаем по цепочке. (Можно выделить карандашом). Как вы думаете, какую роль играют обособленные определения в тексте, в предложениях? (Они придают особую смысловую емкость и выразительность тексту, делают нашу речь яркой, красивой. Слайд «дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя в такой же степени ее выражения», - говорил А.М.Пешковский. Обособленные члены в предложении обычно играют двойную роль: они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение, при этом причастия и деепричастия выступают в качестве второстепенных сказуемых с зависимыми словами, выражающими добавочное сообщение) |
6. |
Применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)
|
Слайд Самооценка 1. Графический диктант (индивидуальная работа по слайду) 1. Потрясенные войной солдаты никогда не забудут славный подвиг псковских десантников. 2. Человек, заглянувший в лицо смерти, лучше узнает цену жизни, цену дружбы, любви к Отечеству. 3. Выдвигавшаяся в сторону Гудермеса колонна была атакована боевиками. 4. Десантники, оставшиеся в живых, рассказали всю правду о том страшном бое в Аргунском ущелье. Ответы: 2,4 (индивидуальная работа по выбору) 2. Работа с деформированным текстом или работа с упражнением (с.162 упр.292) Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания (графически обозначьте орфограммы и пунктограммы). Война явление страшное, ж…стокое. Но пока существуют на Земле злоба, (не)нависть пр…носящие людям боль и страдание будут существовать и войны уносящие из жизн… сыновей. Российским людям свойстве(н,нн)а особая любовь к родному краю, к месту, где они выр…сли, к своей Родин… . Эта любовь испокон века проявля…т(?)ся в их готовности защищать не жалея жизни свое Отечество.
|
7. |
Подведение итогов урока. Рефлексия |
1. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он связан с нашим уроком. (Алексей Воробьев и все десантники Псковской дивизии выполнили свой боевой долг. Алексей, который уже отбыл свой срок, мог уехать, вернуть домой к жене и сыну. Но он решил остаться, т.к. ему на замену прибыли не опытные десантники, которые еще не знали тех мест, условий, в которых придется воевать. Среди десантников были и друзья Алексея. Долг перед Родиной (присяга), долг перед товарищами, перед совестью). Какова цель нашего урока? Как вы думаете, достигли мы намеченного? Докажите. 2. Мое настроение на уроке отражает фразеологизм _____________, потому что … (На седьмом небе от счастья, работал засучив рукава, считал ворон, ума палата, повесил нос, работал спустя рукава)
|
8. |
Домашнее задание |
Слайд 1. Написать мини-сочинение «Мой долг – защищать Родину» «Кто он - Алексей Воробьев?» «Что такое героизм в моем понимании» ИЛИ на ВЫБОР 2. с.163 упр.293, упр.294 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
Формируемые УУД |
||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные, личностные |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.