Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные определения"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные определения"

Оценка 4.6
docx
23.11.2021
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные определения"
Урок русского языка в 8 классе.docx

МОДЕЛЬ  УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА  по теме   «Обособленные определения»

1.       

ФИО учителя

 Сергеева Ольга Олеговна

2.       

Место работы

 МКОУ лицей пгт Красная Поляна

3.       

Должность

 Учитель

4.       

Предмет

 Русский  язык и литература

5.       

Класс

 8 класс                                                                                        

6.       

Номер урока в рабочей программе. Место в изучаемой теме.

Номер урока в рабочей программе – 63.

Место в изучаемой теме -  2.

7.     

Тема урока.

 Обособленные определения

8.       

Базовый учебник

  Русский язык 8 класс: учебник  для  общеобразовательных  учреждений/    Л.А. Тростенцова и  др.  - М.:  Просвещение,  2018 

 

9.      Содержание урока в соответствии с Фундаментальным ядром

По предметному содержанию:  обособленные члены предложения

По УУД:

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

10.  Дидактическая цель  урока: 

Создание условий для применения  знаний и умений  в знакомой и новой учебной ситуации

 

11.  Цели урока:

Направлены на достижение следующих результатов:

1.      Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

2.      Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения  на  основе  его  оценки  и  учёта  характера  сделанных  ошибок;

- уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- уметь обобщать и делать выводы.

 

3.      Предметные:

- знать условия обособления определений и уметь применять изученное правило в знакомой и новой учебной ситуации

 

12.  Тип урока:   

 Урок комплексного применения знаний и умений

13.  Формы работы учащихся: 

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

 

14.  Необходимое техническое оборудование: 

Индивидуальный раздаточный материал (таблица с пропусками, таблица для самоконтроля,

текст для комплексного анализа);  мультимедийный проектор,  экран, презентация.

 

15.  План урока

№ п/п

Этап урока

Содержание учебного материала

1.

Организацион

ный момент

 

2.

Мотивация учебной деятельности

(Фронтальная работа)

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. 

У каждого из нас есть долг: 

долг перед страной, долг перед товарищем, 

долг перед совестью.

 

-  Прочитайте.  Как вы понимаете эти слова? 

(Мы живет в государстве, в обществе. Мы должны  отвечать за свои поступки, дела, жить на благо. Но самым главным судьей является наша совесть). 

-  Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.

-  Долг перед товарищем.

 Определите тип связи словосочетания (управление).    Переделайте его в  согласование.  (Товарищеский долг - согласование)

- Эти слова я выбрала не случайно. Они связаны с нашим уроком, но как, на это мы ответим в конце урока.

 

3.

Актуализация знаний

(Индивидуальная работа + взаимопроверка)         Самооценка

Слайд

1. Работа с тестом 

Задание 1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) разд…литься, г…рьковатый, отр…сль

2) угн…тенный, осв...домленный, прик...сновение

3) сИмволический, достИжение, стИмулировать.

4) кр…стовина, р…месленник, узн…вать

 

Проверка по ключу.  Ответ: 3

 

Задание 2. Работа с предложением

Государство, пославш… их на войну, до сих пор (не) ответило н… на один вопрос, зада…ый после трагеди… . 

 - Вставьте  орфограммы,  расставить знаки препинания.

 

Задание 3.  Тире между подлежащим и сказуемым.

Расставьте знаки препинания. Выпишите номера предложений, в которых вы поставили тире. 

1. Родной край – сердцу рай.

2. Жить – Родине служить.

3. Русский солдат не трус.

4. Святое дело – Родине служить.

5. Выполнение воинского долга есть почетная обязанность солдата.

6. Служить Отечеству - значит оберегать мирную жизнь нашего народа.

7. 9 мая 1945 года – день Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками. 

 

Проверка по ключу.  Ответы: 1,2,4,6,7 

 

(Индивидуальная работа + карточки на проверку учителя)

Задание 4. Индивидуальная работа по карточкам

(Не) замерзающий на зиму залив; (не) просохшая почва; (не) затворённая дверь; (не) сломлен трудностями; (не)  усиливающийся,  а  успокаивающийся ветер; ничем (не) прикрытый; ещё (не) скошенный луг; (не) спавший от боли, (не) заметное укрытие, (не) победимый народ, (не) захвачен врагами.

 

 

4.

Постановка проблемного вопроса.  Постановка цели и задач урока.

(Индивидуальная работа)

-Перед вами одно из заданий ОГЭ.

Попробуйте определить, какие знания и умения  потребуются  для  его выполнения? 

  Слайд                                Самооценка

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны  стоять запятые?

Солдаты (1) измученные холодом и (2) гонимые ледяным ветром  (3)  скоро добрались до своего укрытия.

1) 1,2,3       2) 2,3      3) 1,2       4)1,3 

-  Сделайте вывод, какова тема нашего урока?

Слайд

Какие цели мы с вами можем поставить?  (закрепить знания о постановке знаков препинания при обособленных определениях; продолжить подготовку к экзамену и т.д.)

 

5.

Первичное закрепление

 

1. Разбор проблемного задания (работа в группе).

-Повторим случаи обособления определений, используя примеры (знаки препинания не поставлены):

 1. Дорога  ведущая к горному ущелью  была залита солнцем.

 2. Вернувшиеся с чеченской войны юноши принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине.

3.  Российские солдаты решительные и мужественные всегда готовы прийти на помощь Родине в трудные минуты.

4. Участвующих в боевых действиях за границей солдат называют «воины-интернационалисты». 

 

2. Комплексная работа с текстом.

Текст

Напрасно некоторые считают, что нынешние генералы Российской армии не посылают в горячие точки своих сыновей. Это неправда.  В числе десантников шестой роты из Пскова, погибших в Аргунском ущелье Северного Кавказа на территории Чеченской республики, был  сын  генерала, выпускник Рязанского десантного училища Алексей Владимирович Воробьев.  Жизнь старшего лейтенанта Алексея Воробьева имеет совершенно удивительную  историю.  Алеша воспитывался в семье деда в старинном русском селе Кандауровка, раскинувшемся вдоль оживленной магистральной трассы Бузулук – Уральск,  Оренбургской  области. Именно это место он называл своей настоящей Родиной. Здесь он с друзьями ловил рыбу, ходил на танцы в клуб. Еще в школе Алексей, отличавшийся от сверстников своей  глубиной, верой,  любовью  к  России  и  ее  истории,  проявлял  настойчивость  и  силу характера.  Однажды в дневнике записал: «Я горжусь, что я  - русский  казак. Все мои предки, как бы то ни было, служили России, воевали за веру, Царя и Отечество. Я тоже хочу посвятить свою жизнь Родине». 

Воспитанный на русских классических произведениях, он много читал книг  и об истории  нашего государства,  любил  слушать  рассказы своих дедушек и бабушек о старине.

Юноша был строгим к себе и к окружающим. Друзья его за это уважали. Алексей- член  политического  клуба  «Прометей».  И в то же время он был романтиком, беспредельно любившим свою страну, свой народ. Алеша любил все русское: широкое поле,  трепещущие  на  ветру  березки,  голубое  небо  с белыми,  как  лебеди,  облаками,  теплую  летнюю  росу,  маленькими жемчужинами  рассыпанную  на  изумрудной  траве,  раздольные  русские

казацкие песни и вообще всё-всё, что называется Родиной.  Как в школе, так и в десантном училище Алеша пользовался большим уважением среди товарищей. «Знаете, таких людей очень мало на этой земле. Алексей, добрый и честный, умел на все смотреть по- доброму,  что бы  ни происходило  вокруг  нас.  Человек большой души и сердца, верный друг и патриот своей страны. Мы много спорили, размышляли, но всегда приходили к единому выводу. 

А еще очень много читал книг, а потом мне их рассказывал. Я редко видел его в плохом настроении. От Алешки исходила какая-то сила, которая притягивала окружающих людей» (из письма Дмитриева, друга Алексея Воробьева, с которым они вместе учились в Рязани). В Чечню Алексей пошел добровольно. И в том бою именно ему выпала особенно тяжелая доля. Ведущие в сторону Улус-Керта следы боевиков Воробьев увидел первым.  Разведвзвод принял бой с бандитами 29 февраля, а утром 1 марта, прикрывая отход подчиненных, гвардии  старший  лейтенант Воробьёв погиб. Будучи раненым, он успел прошить автоматной очередью главаря боевиков, полевого командира Идриса. За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старший лейтенант Воробьев Алексей Владимирович удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

Уже сегодня он стал легендой, а его имя является символом героизма, мужества и любви к Родине.  Его недолгая, но наполненная смыслом, духом патриотизма и долга жизнь, будет ярким примером для нас.

(фронтальная работа)

1.      Определите тему текста.  (о простом  русском  человеке, солдате,  который  отдал  жизнь,  выполняя  свой  патриотический  долг;  о нашем земляке).

2.      Основная мысль текста? (автор раскрывает на примере одного солдата лучшие черты русских воинов, готовых отдать свою жизнь ради Родины.  Воспевает героизм, мужество, храбрость,  любовь  к  Родине; призывает знать имена героев, помнить об их подвиге)

3.      Озаглавьте текст. (Герой России. Героями не рождаются, а становятся. Подвиг нашего земляка. Алексей Воробьев – Герой России)

4.      Определите стиль и тип речи. Докажите. (Публицистический стиль речи. Тип – повествование с элементами описания).

5.      Какое высказывание противоречит содержанию текста?

 

Слайд

1.  Не случайно стали крылатыми такие слова из «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых – вот смысл жизни!»

2.  Любовь к Отечеству, есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть.

3.  Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. 

4. Величественным Реквиемом звучат в памяти людей слова: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей страны».

 - Докажите свое утверждение. (Алексей очень многое успел сделать в жизни.  Всё, за что он брался, доводил до конца, относился ко всему ответственно).

6.      Назовите основной признак 1 и 4 предложений. Начертите схему 4 предложения в тетрадях. Объясните постановку знаков препинания.

Охарактеризуйте предложение в самой прямой речи?

(простое с обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

7.      Слайд

Дифференцированная работа (каждый обучающийся выбирает свой уровень выполнения задания)

Уровень А – выпишите предложение, которое соответствует схеме

X, /           ПО             /, … .

Уровень Б –  выпишите предложение, которое соответствует схеме

/       ПО         /  Х.

Уровень С –  выпишите предложение, которое соответствует схеме

Х, /       ПО        и        ПО      /,… .

 -  Ребята, прочитайте предложения, которые вы выписали.  Объясните, почему вы обособили (не обособили) определения.

        8.  Синтаксический разбор предложения

                    (фронтальная работа)

 За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старший лейтенант  Воробьев  Алексей  Владимирович  удостоен  звания  Героя Российской Федерации. 

(Утвердительное, повествовательное, невосклицательное,  простое,  двусоставное, распространенное,  полное,  осложнено обособленным  согласованным  определением, выраженным причастным оборотом).

 Укажите вид сказуемого в этом предложении. (составное именное сказуемое).  

    Какие еще виды сказуемых вы знаете? Приведите примеры.

   Выпишите из предложений текста составное глагольное сказуемое (хочу посвятить жизнь),  составное  именное  сказуемое;  (был  строгим),  простое глагольное сказуемое. 

9.      Сколько обособленных  определений  встретилось  нам  в  тексте.  Прочитаем по цепочке. (Можно выделить карандашом). 

Как вы думаете, какую роль играют обособленные определения в тексте, в  предложениях?  (Они придают особую смысловую емкость и выразительность тексту, делают нашу речь яркой, красивой.

Слайд

«дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять  мысль, не  усложняя  в  такой  же  степени  ее  выражения»,  - говорил  А.М.Пешковский.  Обособленные члены в  предложении  обычно играют  двойную  роль:  они  являются  второстепенными  членами  и одновременно  выражают  добавочное  сообщение,  при  этом  причастия  и деепричастия  выступают  в  качестве  второстепенных  сказуемых  с зависимыми словами, выражающими добавочное сообщение)

6.

Применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)

 

Слайд                                          Самооценка

1. Графический диктант  (индивидуальная работа  по слайду)

 1.  Потрясенные войной  солдаты  никогда  не  забудут  славный  подвиг  псковских десантников. 

 2.  Человек,  заглянувший  в  лицо  смерти,  лучше  узнает  цену  жизни,  цену дружбы, любви к Отечеству.

 3.  Выдвигавшаяся в сторону Гудермеса колонна была атакована боевиками.

 4.  Десантники,  оставшиеся  в  живых,  рассказали  всю  правду  о  том страшном бое в Аргунском ущелье.

Ответы: 2,4

(индивидуальная работа  по выбору)

2.  Работа с деформированным текстом или работа с упражнением (с.162 упр.292)

 Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания (графически обозначьте орфограммы и пунктограммы). 

        Война явление страшное, ж…стокое. Но пока существуют на Земле злоба, (не)нависть  пр…носящие  людям  боль  и  страдание  будут  существовать  и войны  уносящие  из  жизн…  сыновей. Российским людям свойстве(н,нн)а особая любовь к родному краю, к месту, где они выр…сли, к своей Родин… . Эта любовь  испокон  века  проявля…т(?)ся  в  их готовности  защищать  не  жалея  жизни  свое Отечество.

 

7.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

1.      Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он связан с нашим уроком. (Алексей Воробьев и все десантники Псковской дивизии выполнили свой боевой долг. Алексей, который уже отбыл свой срок, мог уехать, вернуть домой к жене и сыну. Но он решил остаться, т.к. ему на замену прибыли не опытные десантники, которые еще не знали тех мест, условий, в которых придется воевать. Среди десантников были и друзья Алексея.  Долг перед Родиной (присяга), долг перед товарищами, перед совестью).

Какова цель нашего урока? Как вы думаете, достигли мы намеченного? Докажите.

2.      Мое настроение на уроке отражает фразеологизм _____________, потому что …

(На седьмом небе от счастья, работал засучив рукава,  считал ворон, ума палата, повесил нос, работал спустя рукава)

 

8.

Домашнее задание

      Слайд

 1. Написать мини-сочинение 

  «Мой долг – защищать Родину»

  «Кто он - Алексей Воробьев?»

  «Что такое героизм в моем понимании»

ИЛИ на ВЫБОР

2.      с.163 упр.293, упр.294

 

 

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

Этап урока

Название

используемых ЭОР

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МОДЕЛЬ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Обособленные определения» 1

МОДЕЛЬ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Обособленные определения» 1

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений 2

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений 2

Родной край – сердцу рай. 2

Родной край – сердцу рай. 2

Пскова, погибших в Аргунском ущелье

Пскова, погибших в Аргунском ущелье

Озаглавьте текст. (Герой России

Озаглавьте текст. (Герой России

Как вы думаете, какую роль играют обособленные определения в тексте, в предложениях? (Они придают особую смысловую емкость и выразительность тексту, делают нашу речь яркой, красивой

Как вы думаете, какую роль играют обособленные определения в тексте, в предложениях? (Они придают особую смысловую емкость и выразительность тексту, делают нашу речь яркой, красивой

Домашнее задание

Домашнее задание

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2021