Тема урока: Утвердительные и отрицательные предложения..
8 класс
Цели урока:
-познакомиться с понятиями утвердительных и отрицательных предложений,
- научится находить данные предложения в текстах,
- воспитывать эстетическую грамотность речи учащегося
- прививать любовь к чтению и родному языку.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, учебник Быстровой, Кибирёвой «Русский язык. 8 класс. ФГОС» в 2 частях, часть 1.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Учитель: Здравствуй, Катя. Сегодня на уроке мы с тобой поговорим об утвердительных и отрицательных предложениях, выясним их назначение и функцию в русском языке, научимся находить их в текстах.
Но сначала, как обычно, я проверю твоё домашнее задание.
2. Проверка домашнего заданияз:
- какие бываю предложения по эмоциональной окраске
Ученица: Восклицательные и не восклицательные.
Учитель: Что такое восклицательные предложения?
Ученица: Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией и служат для различного выражения чувств. На письме в их конце стоит восклицательный знак.
Учитель: А не восклицательные?
Ученица: Невосклицательные произносятся без какой-либо восклицательной интонаци и просто называют факт. На письме в их конце ставится точка.
Учитель: Молодец.. Теперь я проверю упражнение, заданное по теме тебе на дом.
Проверка упражнения, выставление оценки за домашнее задание.
3. Объяснение нового материала.
Учиетль: Как известно, любое предложение обладает модальностью, т. е. в нём всегда выражается отношение высказанной мысли к реальности. Наиболее отчётливо это отношение проявляется в утверждении или отрицании существования связи между предметом речи и его признаком.
По выражению отношения к действительности предложения делятся на утвердительные и отрицательные
Катя, запиши определение утвердительных предложений в тетрадь: Утвердительными называются предложения, в которых связь между предметом речи и тем, что о нём говорится, осознаётся и выражается как существующая, а также утверждается наличие независимого признака или сообщается о существовании предмета:
Ночью опять нанесло туман. (Паустовский)
Ученица записывает определение.
Учитель: Утвердительными по своему значению будут предложения с:
1. Двойным отрицанием ( нельзя не…, не…не). По аналогии с математикой, где «-» на «-» даёт «+» в руском языке двойное отрицание даёт утверждение:
Широта его взглядов не могла не изумлять меня (Горький).
Нельзя было не признать в нем хорошо воспитанного человека (Тургенев).
Это тоже надо записать.
Ученица записывает.
Учитель: 2. Восклицательные предложения со словами кто, что, какой, как и др. и отрицательной частицей «не»:
- Вы знаете Иванова?
- Да кто ж его не знает! (т.е. все знают)
А какие только испытания не ждут их впереди! (Бондарев).
Катя, запиши эти примеры.
Ученица записывает
Учитель: 3. Вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» и частицей ли:
Не дать ли капель вам? Не нужен ли покой? (Грибоедов). Запиши это.
Ученица записывает.
Учитель: II. Отрицательные предложения - это такие предложения, в которых отрицается существование реальной связи между предметом речи и тем, что о нём говорится, а также отрицается наличие независимого признака или существование самого предмета:
Для отрицательных предложений характерно наличие отрицательной частицы «не», слов «нет», «нельзя», «невозможно»:
Теперь нарисованное море невозможно было отличить от настоящего (Катаев).
Отрицательные предложения делятся на:
1. Общеотрицательные. Общеотрицательными называются предложения с полным отрицанием существования связи между предметом речи и тем, что о нём сообщается, а также полное отрицание признака или существования самого предмет. Отрицательная частица «не» в таких предложениях стоит перед сказуемым:
Поэзия не подчиняется планированию. (Пришвин)
Общеотрицательными также являются предложения с частицей «ни» или повторяющимся союзом «ни…ни»:
Тут кругом ни души (Казакевич).
Ни огня, ни чёрной хаты (Пушкин).
Учитель: Такие предложения соотносимы с безличными отрицательными предложениями, в которых сказуемое выражено словом нет:
Тут кругом нет ни души;
Нет ни огня, ни чёрной хаты.
Частица «ни» или повторяющийся союз «ни...ни» в таких предложениях усиливают отрицание.
2. Частично отрицательные. В частично отрицательных предложениях выражено не полное, а частичное отрицание связи между предметом и тем, что о нём говорится, или частичное отрицание признака а также наличия самого предмета. То есть отрицается только часть предложения. Такое отрицание выражается с помощью употребления частицы не перед любым членом предложения, кроме сказуемого:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи... (Некрасов);
Такое солнце не всегда бывает! (Жаров).
Учитель: Катя, запиши определение частично отрицательных предложений в тетрадь с примерами.
Ученица записывает.
Уитель: Некоторые предложения несут в себе отрицание при отсутствии отрицательных частиц, союзов или слов. Это, как правило, риторические вопросы, то есть вопросы, содержащие в себе ответы:
Что может быть милей бесценного родного края? (Языков).
4. Закрепление изученного.
Учитель: Теперь выполни, пожалуйста, упражнение 180 из учебника.
Ученица выполняет. Проверка упражнения, оценка.
5. Рефлексия.
Учитель: Что ты сегодня узнала нового на уроке:
Ученица отвечает
6 Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.