Урок русского языка в 8 классе то теме:
ТЕМА УРОКА: Предложения с обращениями. Пунктуация при обращении.
Цели урока:
* повторение сведений об обращении, известных учащимся по курсу 5-7 классов;
* изучение статьи учебника «обращение и знаки препинания при нем», выявление уже известного и нового материала;
* анализ предложений с обращениями.
* развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов;
* развивать словарный запас, орфографическую и пунктуационную зоркость, устную и письменную речь учащихся.
ВОСПИТЫВАТЬ УМЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА, УВАЖАТЬ ДРУГОЕ МНЕНИЕ, А ТАКЖЕ УМЕНИЕ ВЕЖЛИВО ОБРАЩАТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ.
ТИП УРОКА: УГЛУБЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА на основе чтения информационного текста.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
--Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Наталья Петровна, я к вам приехала из села Углового. Приезжая в гости принято дарить подарки. Я тоже приготовила вам сюрприз. Сегодня каждому из вас я хочу подарить волшебный цветок, Цветик-семицветик, который исполняет желания. Но воспользуемся им мы немного позже. А сейчас, не будем терять времени и приступим к работе.
II. Определение темы и целей урока.
--Ребята, как вы думаете, какую работу в отрывке из предложения выполняет выделенное слово?
«Лети, лети, лепесток…..»
--Правильно, оно называет тот предмет, к которому говорящий обращается.
--Кто знает, как называются такие слова? (Обращения)
--Итак, давайте сделаем вывод, над какой темой мы сегодня будем работать?
--Совершенно верно! Тема нашего урока Предложения с обращениями. Пунктуация при обращении.
Основная задача урока — расширить уже известные сведения об обращении и знаках препинания при них.
--Сегодня вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, в которых вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы.
--Запишите тему сегодняшнего урока.
III.Изучение темы урока.
--Работу над темой урока мы начнем с самостоятельного чтения информационного текста в учебнике на странице 123.
--Читая параграф, дополните предложения, данные в задании № 1 вашего рабочего листа.
Проверка.
--Итак, информационный текст прочитан, нужные пометки сделаны. Перечислите информацию, которую вы записали.
Обращения – это слово, называющее ___________________________________
Обращение в устной речи служит для __________________________________
Обращение в письменной речи служит для ______________________________
Обращения может быть_____________________________________________
Имеет форму ________________________________________________________
Может стоять в _____________________________________________________
В устной речи обращения выделяются___________________________________
В письменной речи обращения выделяются_______________________________
--Обращение является излюбленным приемом писателей и поэтов. Обратите внимание на их тематическое многообразие. Определите, к чему обращаются писатели и поэты.
1) Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете? (С. Есенин)
2) О одиночество, как твой характер крут. (Ахмадулина)
3) О мысль! Тебе удел цветка! (Е. Баратынский)
4) Что ты, осень, наделала с нами? (Н. Заболоцкий)
5) О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф. Тютчев)
--Письменно сделайте вывод, к кому или к чему можно обращаться с речью? Записывая вывод, используйте часть предложения во втором задании рабочего листа. (Проверка: 1 человек)
--Определите на слух, какой схеме соответствует предложение. Запишите только номер схемы. (Задание № 3)
1) О, ___________.
2) _____, О, _____.
3) ___________, О.
--Проверьте самостоятельно правильно ли вы ответили.
Код диктанта: 122133
--Кто не допустил ни одной ошибки? Одну ошибку? Больше двух?
--Хорошо, мы свами продолжаем работать, но будьте внимательны.
--Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу?
(«Свет мой, зеркальце, скажи….»)
--Как начинается стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?
(«Скажи-ка, дядя…»)
--Как лисица обращается к вороне в басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»?
(«Голубушка, как хороша….»)
--Как обращается Золотая рыбка к старику в сказке А. С. Пушкина?
(«Чего тебе надобно, старче?»)
--Что за форма «старче»? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж другой ( «Возвратился старик ко старухе…»). Сравните еще более древний текст: «Пойди, княже, с нами…» («Повесть временных лет»)
КНЯЗЬ – КНЯЖЕ, СТАРИК – СТАРЧЕ – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж – ЗВАТЕЛЬНЫЙ.
Эта форма существовала в церковнославянском языке на правах седьмого падежа, которого уже нет в современной системе русских склонений. Тем не менее знать о его существовании полезно, так как форма звательного падежа присутствует в обращении.
Физминутка
(Таблицы Панкова)
IV. Пунктуация при обращении.
--Ребята, а сейчас давайте поработаем над пунктуацией в предложениях с обращениями. Рассмотрите внимательно таблицу на доске и сделайте вывод, какое место в предложении может занимать обращение и какие используются знаки препинания в предложениях с обращениями. (1-2 человека)
--Обратите внимание, что междометие О от обращения запятой не отделяется.
--Прочитайте предложения из задания № 4 рабочего листа, соблюдая правильную интонацию. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
1. Ра…буди меня завтра рано о моя терпеливая мать! (Есенин)
2. Ты жива еще моя ст…рушка? (Есенин)
3. О маленький принц понемногу я понял как печальна и однообразна твоя жизнь (Сент-Экзюпери)
Пора за работу родной!» (Некрасов)
--Назовите встретившиеся орфограммы. (Безударные гласные, приставки раз-, при-).
--Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
--Почему не поставили запятую в первой части третьего предложения? Какими членами предложения будут являться слова «Мой конь»?
(3 человека)
V. Творческая работа.
--Давайте вспомним сказку «Цветик-семицветик», которую написал _________.
Главной героиней этого произведения является девочка Женя. Вспомните, пожалуйста, с какой проблемой столкнулась девочка, когда хотела помочь мальчику с помощью цветка? (Закончились лепестки).
--А почему у Жени так быстро они закончились? (Женя использовала лепестки бездумно, на глупости)
--Вспомните, смогла ли в итоге Женя помочь мальчику?
--А часто ли вы проявляете заботу к близким людям? Составьте предложения-желания, с которыми бы вы обратились к цветику-семицветику и в которых бы заключалась забота о близких вам людях.
VI. Итог урока.
--Итак, подведем итоги урока.
--Посмотрите еще раз на информационный текст.
--Остались ли у вас вопросы по сегодняшнему материалу?
--На эти и другие вопросы вы сможете получить ответ на следующем уроке по теме «Обращение», так как сегодня у вас был только первый урок по данной теме.
VII. Выставление и комментирование оценок (во время урока за ответы раздаются лепестки разного цвета).
VIII. Рефлексия.
--Ребята, сейчас я вас попрошу еще раз вернуться к нашему волшебному цветку. Посмотрите на него внимательно и покажите мне, пожалуйста, с каким чувством вы сегодня уйдете с урока русского языка.
--А сейчас из всех ваших лепестков давайте создадим «Цветок знаний».
IX. Домашнее задание.
--Ребята, ваша задача дома написать письмо маме, бабушке; используйте разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому человеку.
X. Заключительное слово учителя.
-Ребята, я была рада, что сегодня попала к вам на урок, успехов вам в учебе, спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.