Урок русского языка в 8 классе то теме: Предложения с обращениями
Оценка 5

Урок русского языка в 8 классе то теме: Предложения с обращениями

Оценка 5
doc
14.01.2022
Урок русского языка в 8 классе то теме:     Предложения с обращениями
phpaJSgJM_8.doc

   

 

 

Урок русского языка в 8 классе то теме:

 

 

 

"Предложения с обращениями.
Пунктуация при обращении".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ТЕМА УРОКА: Предложения с обращениями.                                                                  Пунктуация при обращении.

  Цели урока:

  1. Познавательные:

* повторение сведений об обращении, известных учащимся по курсу 5-7 классов;

* изучение статьи учебника «обращение и знаки препинания при нем», выявление уже известного и  нового  материала;

* анализ предложений с обращениями.

 

  1. Развивающие:

* развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов;

* развивать словарный запас,  орфографическую и пунктуационную зоркость, устную и письменную речь учащихся.

 

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

ВОСПИТЫВАТЬ  УМЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА, УВАЖАТЬ ДРУГОЕ МНЕНИЕ, А ТАКЖЕ УМЕНИЕ ВЕЖЛИВО ОБРАЩАТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ.

 

   ТИП УРОКА: УГЛУБЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА на основе                чтения информационного текста.

 

Ход урока.

I.       Вступительное слово учителя.

--Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Наталья Петровна, я к вам приехала из села Углового. Приезжая в гости принято дарить подарки. Я тоже приготовила вам сюрприз. Сегодня каждому из вас я хочу подарить волшебный цветок, Цветик-семицветик, который исполняет желания. Но воспользуемся им мы немного позже. А сейчас, не будем терять времени и приступим к работе.

 

II.    Определение темы и целей урока.

--Ребята, как вы думаете, какую работу в отрывке из предложения выполняет выделенное слово?

«Лети, лети, лепесток…..»

--Правильно, оно называет тот предмет, к которому говорящий обращается.

 --Кто знает, как называются такие слова? (Обращения)

--Итак, давайте сделаем вывод, над какой темой мы сегодня будем работать?

--Совершенно верно! Тема нашего урока Предложения с обращениями. Пунктуация при обращении.

Основная задача урока — расширить уже известные сведения об обращении и знаках препинания при них.

--Сегодня вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, в которых вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы.

--Запишите тему сегодняшнего урока.

 

III.Изучение темы урока.

 

  1. Работа с информационным текстом (индивидуальная работа, фронтальная проверка).

 

--Работу над темой урока мы начнем с самостоятельного чтения информационного текста в учебнике на странице 123.

--Читая параграф, дополните предложения, данные в  задании № 1 вашего рабочего листа.

Проверка.

--Итак, информационный текст прочитан, нужные пометки сделаны. Перечислите информацию, которую вы записали.

 

Обращения – это слово, называющее ___________________________________

Обращение в устной речи служит для __________________________________

Обращение в письменной речи служит для ______________________________

Обращения может быть_____________________________________________

Имеет форму ________________________________________________________

Может стоять в _____________________________________________________

В устной речи обращения выделяются___________________________________

В письменной речи обращения выделяются_______________________________

 

  1.  Работа над предложениями (по цепочке)

--Обращение является излюбленным приемом писателей и поэтов. Обратите внимание на их тематическое многообразие. Определите, к чему обращаются писатели и поэты.

 

1)     Звездочки ясные, звезды высокие!

         Что вы храните в себе, что скрываете? (С. Есенин)

2)     О одиночество, как твой характер крут. (Ахмадулина)

3)     О мысль! Тебе удел цветка! (Е. Баратынский)

4)     Что ты, осень, наделала с нами? (Н. Заболоцкий)

5)     О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф. Тютчев)

--Письменно сделайте вывод, к кому или к чему можно обращаться с речью? Записывая вывод, используйте часть предложения во втором задании рабочего листа. (Проверка: 1 человек)

 

  1. Цифровой диктант.

 

--Определите на слух, какой схеме соответствует предложение. Запишите только номер схемы. (Задание № 3)

 

1)     О, ___________.

2)     _____, О, _____.

3)     ___________, О.

 

  1. Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
  2. Полно, степь моя, спать беспробудно!
  3. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
  4. Звезда печальная, твой луч осеребрил увядшие долины и дремлющий залив.
  5. Как много гроз шумело над славной головой твоей, Москва!
  6. Прекрасны вы, поля земли родной.

--Проверьте самостоятельно правильно ли вы ответили.

Код диктанта: 122133

--Кто не допустил ни одной ошибки? Одну ошибку? Больше двух?

--Хорошо, мы свами продолжаем работать, но будьте внимательны.

 

  1. «Проверьте свою память!»

--Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце, скажи….»)

--Как начинается стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

(«Скажи-ка, дядя…»)

--Как лисица обращается к вороне в басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»?

(«Голубушка, как хороша….»)

--Как обращается Золотая рыбка к старику в сказке А. С. Пушкина?

(«Чего тебе надобно, старче?»)

 

  1. «Историческая справка».

 

--Что за форма «старче»? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж другой ( «Возвратился старик ко старухе…»). Сравните еще более древний текст: «Пойди, княже, с нами…» («Повесть временных лет»)

КНЯЗЬ – КНЯЖЕ, СТАРИК – СТАРЧЕ – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж – ЗВАТЕЛЬНЫЙ.

Эта форма существовала в церковнославянском языке на правах седьмого падежа, которого уже нет в современной системе русских склонений. Тем не менее знать о его существовании полезно, так как форма звательного падежа присутствует в обращении.

 

Физминутка

(Таблицы Панкова)

 

 

 

IV. Пунктуация при обращении.

  1. Работа с таблицей и схемами.

--Ребята, а сейчас давайте поработаем над пунктуацией в предложениях с обращениями. Рассмотрите внимательно таблицу на доске и сделайте вывод, какое место в предложении может занимать обращение и какие используются знаки препинания в предложениях с обращениями. (1-2 человека)

--Обратите внимание, что междометие О от обращения запятой не отделяется.

 

  1. Развитие пунктуационной и орфографической зоркости.

 

--Прочитайте предложения из задания № 4 рабочего листа, соблюдая правильную интонацию. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

     1. Ра…буди меня завтра рано о моя терпеливая мать! (Есенин)

    2. Ты жива еще моя ст…рушка? (Есенин)

    3. О маленький принц понемногу я понял как печальна и однообразна твоя жизнь (Сент-Экзюпери)

  1. Мой конь пр…томился ст…птались мои башмаки. (Окуджава)
  2. Мой друг Отчизне посвятим души пр…красные порывы! Пушкин)
  3. «Взгляни-ка Савося какое колечко!» (Некрасов)
  4. «Довольно Ванюша! Гулял ты немало

Пора за работу родной!» (Некрасов)

 

--Назовите встретившиеся орфограммы. (Безударные гласные, приставки раз-, при-).

--Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

--Почему не поставили запятую в первой части третьего предложения? Какими членами предложения будут являться слова «Мой конь»?

(3 человека)

 

V.    Творческая работа.

 

--Давайте вспомним сказку «Цветик-семицветик», которую написал _________.

Главной героиней этого произведения является девочка Женя. Вспомните, пожалуйста,  с какой проблемой столкнулась девочка, когда хотела помочь мальчику с помощью цветка? (Закончились лепестки).

--А почему у Жени так быстро они закончились? (Женя использовала лепестки бездумно, на глупости)

--Вспомните, смогла ли в итоге Женя помочь мальчику?

--А часто ли вы проявляете заботу к близким людям? Составьте предложения-желания, с которыми бы вы обратились к цветику-семицветику и в которых бы заключалась забота о близких вам людях.

 

 

 

VI. Итог урока.

 

--Итак, подведем итоги урока.

--Посмотрите еще раз на информационный текст.

--Остались ли у вас вопросы по сегодняшнему материалу?

--На эти и другие вопросы вы сможете получить ответ на следующем уроке по теме «Обращение», так как сегодня у вас был только первый урок по данной теме.

 

VII.          Выставление и комментирование оценок (во время урока за ответы раздаются лепестки разного цвета).

 

VIII.       Рефлексия.

 

--Ребята, сейчас я вас попрошу еще раз вернуться к нашему волшебному цветку. Посмотрите на него внимательно и покажите мне, пожалуйста, с каким чувством вы сегодня уйдете с урока русского языка.

--А сейчас из всех ваших лепестков давайте создадим «Цветок знаний».

 

IX. Домашнее задание.

 

--Ребята, ваша задача дома написать письмо маме, бабушке; используйте разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому человеку.

 

X.    Заключительное слово учителя.

 

-Ребята, я была рада, что сегодня попала к вам на урок, успехов вам в учебе, спасибо за внимание.


Урок русского языка в 8 классе то теме:

Урок русского языка в 8 классе то теме:

ТЕМА УРОКА: Предложения с обращениями

ТЕМА УРОКА: Предложения с обращениями

Читая параграф, дополните предложения, данные в задании № 1 вашего рабочего листа

Читая параграф, дополните предложения, данные в задании № 1 вашего рабочего листа

Как начинается стихотворение М

Как начинается стихотворение М

Давайте вспомним сказку «Цветик-семицветик», которую написал _________

Давайте вспомним сказку «Цветик-семицветик», которую написал _________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2022