Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Сжатие текста. Тренировочные упражнения».
Цель: с помощью тренировочных упражнений помочь учащимся научиться писать сжатое изложение.
1 этап:
- Что вы хотите получить от сегодняшнего урока? Какие цели поставите перед собой?
2 этап: Актуализация.
- Какими способами сжатия текста мы можем воспользоваться при написании изложения?
- Способы сжатия текста:
1. Замена:
однородных членов обобщающим наименованием
фрагмента предложения синонимичным выражением;
предложения или его части указательным местоимением;
предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
сложноподчиненного предложения простым.
2. Исключение:
повторов;
фрагмента предложения:
одного или нескольких синонимов.
3. Слияние:
нескольких предложений в одно.
3 этап: Тренировочные упражнения.
Упражнение1. назовите способы сжатия и сожмите тексты:
· Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)
(Сказка живет везде, во во всем (5 слов).
· Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
(Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов).
· Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.
(12 слов)
(Сказки любят все. (3 слова ).
· Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
(Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)
Упражнение 2. сожмите текст в 1 предложение.
Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Кошек, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова.
В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив.
В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу.
Ответ:
В странах мира к кошке относились по-разному: в Египте она считалась священным животным из-за своих охотничьих качеств, в Китае-символом материнства, а в Японии – признаком материальной обеспеченности.
Упражнение3.- Подчеркните в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.
На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни.
Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.
Ответ:
На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни.
Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.
4 этап: Рефлексия.
- Что дал вам урок? Выполнены ли намеченные цели? Помог ли в подготовке к экзамену?
Литература:
1. Г.Т. Егораева. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения – Москва, «Экзамен», 2014
2. ПОДГОТОВКА К ГИА. УЧИМСЯ РАБОТАТЬ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ И СОЧИНЕНИЕМ http://doc4web.ru/russkiy-yazik/podgotovka-k-gia-uchimsya-rabotat-nad-izlozheniem-i-sochineniem.html
3. Сайт учителя И. Перовой http://college.ru/news/calendar/3433/ -- сайт подготовки к экзаменам
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.