Урок русского языка в 9 классе
Ф.И.О. |
Зазоркина Наталья Павловна |
Должность |
Учитель русского языка и литературы |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
9 |
Тема урока |
ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ |
Тип урока |
урок общеметодологической направленности. |
Образовательные ресурсы |
http://school.edu.ru, www.uchportal.ru |
Оборудование |
учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, слайд-презентация, раздаточный материал. |
Базовый учебник |
Русский язык. 9 класс. Уч. для 9 класса общеобразоват. учреждений. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов,. Л.А.Чешко – М.: «Провсещение», 2018. |
Цель урока |
Познакомить с видами сложного предложения. Сформировать умение находить в тексте ССП, СПП, БСП. Закрепить навыки пунктуационного оформления сложных предложений в рамках подготовки к ОГЭ. |
Задачи урока |
Предметные: Углубить знания о сложном предложении; узнать, на какие виды делятся сложные предложения; научиться находить сложные предложения в тексте, определять способ связи, вид. Метапредметные: Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно читать, осуществлять оценку собственной результативности. Личностные: Формировать грамотную устную и письменную речь. |
Методы и формы обучения |
Деятельностно-практический метод; учебное сотрудничество, индивидуальная и групповая учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность. |
Технологии |
Здоровьесберегающая, самодиагностика, информационно-коммуникационная технология (ИКТ), технология развития критического мышления (ТРКМ). |
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности –2 мин
- Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я уверена, что наше сотрудничество на уроке будет успешным и плодотворным. Всем удачи и внимание на экран.
(На фоне музыки демонстрируются женские портреты великих художников: Египетская царица Нефертити, Леонардо Да Винчи «Мона Лиза», Ф.С. Рокотов «Портрет Струйской», В.Л. Боровиковский «Портрет Лопухиной», И.Н. Крамской «Неизвестная», В.Э. Борисов-Мусатов «Портрет дамы», Я.М. Цико «Обворожительная девушка»)
- Поделитесь своими впечатлениями.
Можно одним словом. (Дети делятся своими впечатлениями)
2. Этап актуализации знаний- 7 мин.
Лексико-орфографическая работа.
- Все эти женщины прекрасны. Вы, я думаю, заметили, что они из разных эпох, отражают идеал своего века. Но…их объединяет одно: кроме физического совершенства у них есть и духовное совершенство. А это уже не подвластно никакому времени.
- Я обратила внимание, что у нас есть ключевое слово «красота»
- Я предлагаю размяться с этим словом.
- Подберите синоним к слову красота. (Дети подбирают синонимы)
- Если у вас под рукой нет словаря синонимов, обращайтесь на справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. В словарях портала вы найдете словарь синонимов, и здесь нам выдают все синонимы к слову красота.
- Прочитайте, пожалуйста.
Словарь синонимов
Красота, краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.
- А теперь образуйте прилагательное от этого слова. (красивый)
- А сравнительная степень этого прилагательного какая? (красИвее) Обратите внимание на нормы произношения.
- И всё-таки, глядя на этих женщин, у меня возникает вопрос, а если человек красив внешне, ему не нужно заботиться о том, чтобы красиво говорить?
Ваше мнение.
- Я приготовила для вас слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел»
Сократ – это древнегреческий философ, живший – аж!- в 1 веке до н.э. Когда к нему приходили новые ученики, он говорил им эту фразу. Может быть, здесь какая-то ошибка, прошло столько тысячелетий. И фраза должна звучать так: Заговори, чтоб я тебя услышал? Или всё-таки увидел? Что имел в виду Сократ? Ваше мнение? ( Ответы детей)
- Человека можно одеть в разные одежды, окружить его предметами, говорящими о его социальном статусе, но зрительный образ – это всего лишь оболочка, которая прикрывает внутреннюю красоту человека. Только слово, речь – это отражение истинной красоты человека. Умение правильно и красиво говорить – это великое благо, данное человеку.
- Вернемся к женщинам. Согласитесь, можно сказать: невозможно устоять перед их обаянием и красотой.
-Слово обаяние. Кто знает: от какого слова оно образовалось?
Баю-бай – это не случайный набор звуков. Оказывается, обаяние образовалось от слова баяти, что значит заговаривать. Из др.-русск. обаяти, из о + ба́ять, т. е. «заговаривать». Убаюкать, значит успокоить, заговорить, усыпить добрым и ласковым словом. Обаятельным называли человека, который мог красиво говорить. Но меняется жизнь, меняется лексическое значение слов.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка
ОБАЯ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Очаровательный, полный обаяния. О. человек.
| сущ. обаятельность, -и, ж.
3. Целеполагание к деятельности – 2 мин.
Выход на тему и цель урока.
Для того чтобы узнать, чем мы будем заниматься, предлагаю разгадать необычную загадку. Это триз-загадка:
Сообщает, а не завуч
Спрашивает, а не бабушка
Побуждает, а не генерал.
-Подсказка – единица синтаксиса. Отгадка - предложение
- Раз уж мы сегодня говорим о красоте, прочитайте строчки из стихотворения Н. Заболоцкого (текст написан на доске):
Что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде.
- Перед вами строки из стихотворения Заболоцкого. Определите, из каких предложений состоит четверостишие — простых или сложных. Обоснуйте свой ответ.
- Предположите, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы учащихся)
Мы будем работать со сложными предложениями. Первоначальное представление о сложном предложении вы получили ещё в 5 классе. Но я думаю, что вы откроете для себя что-то новое. (О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…)
- У вас на партах лежат рабочие листы и оценочные листы (Приложение 1 и 2). Каждое задание вы оцениваете самостоятельно и в конце урока выставляете итоговую оценку. Подпишите листок.
-Запишите тему урока. Виды сложных предложений.
- Сформулируйте задачи нашего урока:
Познакомиться….
Научиться…
Выяснить…
4. Этап обобщения затруднений с проговариванием во внешней речи.
Групповая работа + составление кластера (повторение теории) – 7 мин.
Работа в группах
Задание 1(задания в группах разноуровневые)
Задание 1 группе:
Вспомните все о простом предложении.
Задание 2 группе:
Вспомните все, что вы знаете о сложном предложении на сегодняшний день На основе текста учебника ( «Русский язык», 9 класс) на стр. 24
Задание 3 группе:
Задание творческое. Некоторые ученые лингвисты считают, что важнейшим отличием предложения от слов является его способность к усложнению. (Я. Тестелец) Как вы понимаете эту мысль?
Проверка заданий, оценивание.
Составление кластера:
Предложение
простое сложное
союзное бессоюзное
[ ] : [ ]. [ ] ; [ ].
[ ], [ ]. [ ] - [ ].
сложносочиненное сложноподчиненное
[ ], но [ ]. [ ], (что…).
-Дополним схемами предложений, чтобы было легче работать и выполнить следующее задание.
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (соотношение предложений со схемами)– 4 мин.
Задание 2. Потерявшиеся схемы.
Соотнесите предложения со схемами.
1 |
Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир)
|
а) [ ]. |
2 |
Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский) |
б) [ ], (когда…). |
3 |
Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне) |
в) [ ], [ ]. |
4 |
Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер) |
г) [ ], но [ ]. |
5 |
Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих) |
д) [ …, (которую…),…]. |
-Чтобы вас воодушевить на эту работу – музыкальное сопровождение.
-Проверьте. Оцените себя.
Физкультминутка.
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
И к работе вновь вернулись.
6 Этап включения изученного в систему знаний.
Работа с текстом - 15 мин.
Задание 3
Текст Сухомлинского В.А.
1)Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. 2)Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
3)Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. 4)Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. 5)Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.
6)Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. 7)Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. 8) Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. 9 )Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
1. Работа с текстом по вопросам:
· Прочитаем текст. Сколько в нем микротем? Почему вы так решили?
· Выделите ключевые слова текста. (1 группа – 1 микротема, 2 группа – 2 микротема, 3 группа – 3 микротема)
· Сформулируйте основную мысль текста ( позиция автора).
· Определите стиль речи.
-В русском языке есть такое понятие – контекстуальные синонимы. В нашем тексте к слову доброта синоним…. красота.
Задание 4. Цифровой диктант.
При выполнении задания пользуйтесь алгоритмом. (Приложение 3)
- 1 группа работает с союзными сложными предложениями. Ваша задача: из всего текста выбрать союзные сложные предложения, записать их номера,
- 2 группа работает с простыми предложениями. Из всего текста вы выбираете простые предложения, записываете их номера.
- 3 группа находит бессоюзное сложное предложение.
Проверка.
1 группа, сверяем ваши ответы с правильным ответом.(2-3-5-7)
2 группа – 1-4-6-8
3 группа - 9
-Проверьте. Оцените себя.
Задание 5. Тестовые задания к тексту. (Самостоятельная работа)
1) Какой тип речи используется в этом тексте?
а) рассуждение
б) описание и повествование
в) повествование
г) описание и рассуждение.
2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.
4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5
5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.
Ключ к тесту. Оцените себя.
1 |
а |
2 |
сердечная теплота, человеческая красота |
3 |
Безразлично, про-ис-ходит |
4 |
4 |
5 |
Зло - добро |
7 Рефлексия деятельности -2 мин
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
Прием рефлексии «Выбор»
1. Я считаю, что урок для меня был интересным_________ скучным.
2.Я повторил много___________мало.
3. Я думаю, что слушал других внимательно________невнимательно.
4. Я работал на уроке активно ________редко.
5. Результатами своей работы на уроке я доволен_______не доволен.
Домашнее задание (дифференцированное): 1 мин
1) Составление синквейна по теме урока.
2) Выполнить упражнение в учебнике № 57
3) Выписать из художественного текста по 3 примера на каждый вид сложного предложения.
Приложение1
Фамилия__________________________________________________
Лист самооценки.
Тема: «Виды сложных предложений».
Лексико-орфографическая работа
1. Выполнение разноуровневых заданий по группам.
2. Соотнести предложение со схемой.
3. Работа с текстом.
4. Цифровой диктант.
5. Выполнение теста.
№ задания |
Лексико-орфографическая работа |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4. |
№ 5. |
итоговая |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Фамилия__________________________________________________1 группа
Тема урока______________________________________________________
1. Лексико-орфографическая работа
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выполнение разноуровневых заданий по группам.
Задание 1 группе:
Вспомните все о простом предложении. Вставьте пропущенные слова.
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.
Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна ……………………… основа.
По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятся на:
………………………… , то есть в их составе подлежащее и сказуемое
………………………., то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.
Предложения с одной грамматической основой могут быть осложнены. В их составе могут быть:
· …………………….. члены;
· обособленные ………………., дополнения,……………….;
· приложения;
· ……………..слова и обращения;
· уточняющие члены.
3. Соотнести предложение со схемой.
-Соотнесите предложения со схемами.
1 |
Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир)
|
а) [ ]. |
2 |
Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский) |
б) [ ], (когда…). |
3 |
Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне) |
в) [ ], [ ]. |
4 |
Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер) |
г) [ ], но [ ]. |
5 |
Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих) |
д) [ …, (которую…),…]. |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
4. Работа с текстом.
Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
(Сухомлинский В.А. )
Задание Ваша задача: из всего текста выбрать союзные сложные предложения, записать их номера, выписать ключевые слова из 1 абзаца.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Тест
1) Какой тип речи используется в этом тексте?
а) рассуждение
б) описание и повествование
в) повествование
г) описание и рассуждение.
2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.
4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5
5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия__________________________________________________2 группа
Тема урока______________________________________________________
1. Лексико-орфографическая работа
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выполнение разноуровневых заданий по группам.
Задание 2 группе:
Вспомните все, что вы знаете о сложном предложении на сегодняшний день На основе текста учебника ( «Русский язык», 9 класс, стр.24)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соотнести предложение со схемой.
-Соотнесите предложения со схемами.
1 |
Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир)
|
а) [ ]. |
2 |
Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский) |
б) [ ], (когда…). |
3 |
Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне) |
в) [ ], [ ]. |
4 |
Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер) |
г) [ ], но [ ]. |
5 |
Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих) |
д) [ …, (которую…),…]. |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
4. Работа с текстом.
Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
(Сухомлинский В.А. )
Задание Из всего текста выбрать простые предложения, записать их номера и выписать ключевые слова 2 абзаца.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Тест
1) Какой тип речи используется в этом тексте?
а) рассуждение
б) описание и повествование
в) повествование
г) описание и рассуждение.
2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.
4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5
5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия__________________________________________________3 группа
Тема урока______________________________________________________
1. Лексико-орфографическая работа
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выполнение разноуровневых заданий по группам.
Задание 3 группе:
Задание творческое. Некоторые ученые лингвисты считают, что важнейшим отличием предложения от слов является его способность к усложнению. (Я. Тестелец) Как вы понимаете эту мысль?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соотнести предложение со схемой.
Соотнесите предложения со схемами.
1 |
Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир)
|
а) [ ]. |
2 |
Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский) |
б) [ ], (когда…). |
3 |
Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне) |
в) [ ], [ ]. |
4 |
Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер) |
г) [ ], но [ ]. |
5 |
Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих) |
д) [ …, (которую…),…]. |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
4. Работа с текстом.
Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
(Сухомлинский В.А. )
Задание: найти бессоюзное сложное предложение, выписать номер и выписать ключевые слова в 3 абзаце.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Тест
1) Какой тип речи используется в этом тексте?
а) рассуждение
б) описание и повествование
в) повествование
г) описание и рассуждение.
2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.
4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5
5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.
__________________________________________________________________
Приложение 3
Алгоритм определения типа предложения
1.Внимательно прочитать и понять смысл предложения.
2. Найти основу (или основы) в предложении.
|
|
2. Определи средство связи
ССП СПП БСП
3.Сделать вывод и определиться с пунктуацией.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.