УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНОЛОГИИ «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.
Иконка файла материала Урок русского языка.docx

Урок русского языка
в технологии «Дидактический цикл»
в начальной школе

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1

2

3

4

I. Обнаружение незнания

Актуализировать знания учащихся о написании безударной гласной в корне слова

Предлагает вставить пропущенные гласные в слова на карточках.

– Столкнулись ли вы с трудностями при выполнении задания?

– Как попытались решить возникшую проблему?

Работают индивидуально.

В..ДА

ТР..ВА

 

Желающие выносят свои варианты на доску:

ВОДА      ВАДА     ВОДА      ВАДА

ТРОВА    ТРАВА   ТРАВА    ТРОВА

II. Усвоение
нового материала

Развитие умения распознавать чередование гласных
в корнях слов,

Организует активное восприятие и осмысление учащимися учебного материала, расположенного на двух карточках

№ 1. Чередование гласных в корнях слов,  которое не видно на письме.

 

В[А]ДÁ – В[Ó]ДЫ;  ВОДÁ – ВÓДЫ.

 

которое не видно на письме

 

ТР[А]ВÁ – ТР[Á]ВЫ;  ТРАВÁ – ТРÁВЫ.

 

№ 2. В корне слова без ударения пишется та же буква, что и под ударением.

Подчеркивают в правиле ту фразу, которая является ключевой.

Карточку вклеивают в тетрадь

III. Ликвидация незнания

Совершенствование умений распознавать в словах безударные гласные и понимать необходимость их проверки

Организует поэтапное осмысление каждой карточки. Карточки учитель раздает по вариантам, а задания к ним написаны на доске.

1. Прочитайте.

2. Найдите в подчеркнутых словах корень.

3. Докажите, что слова однокоренные.

4. Укажите ударные и безударные гласные.

5. Сделайте вывод, почему безударные гласные пишутся так же, как ударные

I вариант. Лесные тропы. Лесная тропа. Узкая тропинка.

 

II вариант. Снежная горка. Высокая гора. Крутые горы

IV. Применение нового материала

Научить применять полученные знания

Организует поэтапное осмысление написания безударных гласных в корнях слов.

– Напишите проверочные слова к данным. Ставьте ударение

Работают в тетрадях.

I вариант.

письмó – письма                  гостить – гóсть

следы – …                           óсень – …

травá – …                      водá – …

норá – …                       вишневый – …

II вариант.

гнездó – …           кормить – …

дожди – …                 пятерка – …

звездá – …                    дворóвый – …

V. Присвоение нового знания

Развитие орфографической зоркости

Беседует с учащимися о значимости грамотного письма.

 

Предлагает прочитать задание: вставить пропущенные буквы. В скобках сделать проверку

Говорят, что грамотность нужна, чтобы написать письмо Деду Морозу, поздравить открытками бабушку и дедушку, для проекта, который выполняют, и т. д.

Индивидуально работают в тетрадях (по вариантам) по заданиям на доске. Применяют вклеенное в тетрадь правило с подчеркнутыми ключевыми словами.

I вариант.

1. (...) Посп..шишь – людей (...) насм..шишь.

2. Черепаха, не скучая, час (...) с..дит за чашкой чая.


Окончание табл.

1

2

3

4

 

 

 

3. Над Жорой жук, жужжа, кружит.

От страха мальчик весь (...) др..жит.

4. Еду – не (...) св..щу, а наеду – не спущу.

II вариант.

– Заинька! – (…) з..вет (…) л..сица, –

Возле елочки (…) к..слица!

(…) Прих..ди! Растет здесь густо

Эта заячья капуста!

VI. Обратная связь

Развитие умения исправлять (редактировать) орфографические ошибки
в корнях слов

Предлагает оценить, какие ошибки было легко найти и исправить, а какие сложно

Подчеркивают одной чертой простые, двумя – трудные случаи написания безударных гласных
в корнях. Еще раз говорят, что безударные гласные пишутся так же, как ударные в родственных словах.

Подбирают свои примеры, демонстрируя умение применять правила