Тема урока: Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН.
Вид урока: урок «открытия» новых знаний.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; формирование у учащихся навыков правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН.
Задачи:
1. актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.
2. способствовать развитию познавательного интереса, умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме; орфографической зоркости, внимания.
3. воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Метапредметные:
Регулятивные:
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения;
- определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:
- подтверждать аргументы фактами;
- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Слайд 1
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо.
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Слайд 2
Я надеюсь, что ожидания ваши исполнятся.
- Настраиваемся на рабочую волну и вспоминаем наш девиз
(дети хором читают): Слайд 3
ДЕЛАЮ ВЫВОД
РАЗМЫШЛЯЮ
ЗАМЕЧАЮ
НАБЛЮДАЮ
- Начнем наш урок с повторения
У доски работают:
п…ля р…са
г…ра гр…чи
стр…на м…ря
сл…ва с…ды
н…га в…да
к…за д…жди
тр…ва с…ва
(интерактивный тест по теме «Безударные гласные»)
Слайды 4-13
II. Актуализация знаний.
1. Чистописание.
- Откройте тетради, запишите (комментирование)
15 декабря.
Классная работа.
- Посмотрите внимательно на запись: Слайд 14
Белый – чёрный
Грязный - …
Свой - …
- Какое задание вы можете предложить? (к словам нужно подобрать антонимы).
- Как вы это определили? (по первой паре слов)
- Какие слова называются антонимами? (Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами)
- Выполните это задание (устно).
- Что объединяет слова – антонимы? Слайд15
заканчиваются на букву Й;
обозначают признак предмета,
начинаются на букву Ч)
- Кто догадался, какое задание мы будем выполнять сейчас? (прописывать букву Ч)
- Напишите букву Ч на три больше, чем Даш в нашем классе. Даши, встаньте, пожалуйста.
Посмотрите все, какие у нас красивые Даши, и ваши буквы должны быть красивыми.
- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво. А ещё обязательно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.
Слайд 16
- Какую работу выполняет буква Ч? (обозначает звук [Ч’]).
- Дайте ему характеристику (согласный, непарный мягкий, глухой).
- Какие еще вы знаете буквы, которые обозначают непарный мягкий, глухой согласный звук? (Щ)
- Назовите орфограммы, в которых встречаются буквы Че и Ща.
(чу-щу, ча-ща)
- Предлагаю прописать эти буквосочетания. Каждое 1 раз.
- В каком слове – антониме нам встретилась эта орфограмма? (чужой)
- Запишите слово чужой и подчеркните орфограмму.
Помните, что при письме необходимо соблюдать верное написание букв и их соединений, между буквами и словами должно быть единое расстояние.
- Оцените свою работу, подчеркните самую удачно написанную букву и буквосочетание.
2. Отгадайте загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Тёмненькая шапочка
И полоска шарфика.
Слайд 17
- Какие слова помогли вам отгадать загадку? Слайд18
Уже выпал снег, стало холоднее, и корма птичкам не хватает. Поэтому нужно заранее приготовить птичкам кормушки. У кого они уже есть?
- Начинаем НАБЛЮДАТЬ за словом. Для этого запишите транскрипцию слова – отгадки (1 уч-ся у доски: [С’ И Н’ И Ч’ К А]).
Сейчас вы услышите разные высказывания. Если вы считаете высказывание верным, то хлопаете в ладоши, если – неверным – не хлопаете.
В слове синичка 3 слога (да)
Звуков в нём столько же, сколько и букв (да)
Ударение падает на первый слог (нет)
В слове синичка 3 гласных звука (да)
2 твёрдых согласных (нет)
3 мягких согласных звука (да) III.
Выявление места и причины затруднения.
- Назовите мягкие согласные звуки.
- Как записать слово с помощью букв (у доски 1 ученик - синичка).
- Кто думает, что это слово нужно записать по-другому? (синичька) - Есть ещё варианты? (сеничка)
Считается, что название эта пташка получила по характерным для нее звукам «зинь-зинь» или «синь-синь».
В. Бианки написал замечательную сказку «Синичкин календарь». Героиня сказки — молоденькая синичка Зинька. Она наблюдает за природой, заводит дружбу со многими зверями, освобождает в марте куропаток из снежной тюрьмы, в июле пытается кормить чужих птенчиков. Какие ещё невероятные события происходили с Зинькой в каждый из двенадцати месяцев в году, вы узнаете, прочитав книгу.
- Перед вами две разные записи слова синичка и синичька.
Слайд19
Что ЗАМЕТИЛИ?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Предположите, какая тема сегодняшнего урока? (Правописание буквосочетания чк)
- Значит, цель сегодняшнего урока … (узнать правописание буквосочетания ЧК)
-У нас 2 способа выхода из затруднения: прочитать правило в учебнике; а второй: найти самим способ решения данной проблемы.
–Какой выбираем?
- Предлагаю ПОРАЗМЫШЛЯТЬ.
- Какой звук обозначает буква Ч.
- Есть ли у [Ч’] парный согласный по твёрдости?
- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему?
(Он всегда мягкий)
Слайд 20
- Кто готов СДЕЛАТЬ ВЫВОД из наших наблюдений? (буквосочетание ЧК пишется без мягкого знака)
V. Реализация построенного проекта.
Слайд 21
- Какой вариант записи слова верный? Запишите слово в тетрадь.
- Подчеркните новую орфограмму.
- Как вы думаете, существуют ли другие буквосочетания в русском языке, которые подчиняются этому правилу?
- Для того, чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, я предлагаю вам следующее задание.
- Я читаю предложения, ваша задача – запомнить и назвать слова, в которых встречаются сочетания с непарным мягким глухим согласным звуком. Какие это звуки? ([ч,], [щ,])
Сидит тихо синичка на веточке и выбирает сочную ягодку рябины. А сама всё примечает: вот хищный взгляд кота, а вот и снегирь на соседнем дереве.
Слайд22
Проверка: (веточ?ка, соч?ная, хищ?ный)
- Назовите буквосочетания в словах. (ЧК, ЧН, ЩН).
- Как произносятся звуки [ч,] и [щ,] в словах? Что вы можете о них сказать?
(это непарные мягкие согласные)
- Нужна ли здесь буква для обозначения мягкости согласных? Почему?
- Исходя из наших наблюдений сделайте вывод
Слайд23
- Дополните тему нашего урока. (Узнать правописание буквосочетаний чн, нч, щн)
- Открою вам секрет, что в русском языке есть еще и другие сочетания, которые подчиняются этому правилу, их нам предстоит узнать на следующих уроках русского языка.
- Запишите самостоятельно слова в тетрадь. Слайд 24
Подчеркните орфограммы.
- Сформулируйте правило.
Слайды 25,26
- Я предлагаю вам сравнить наш вывод с правилом в учебнике на с.90.
- Оно чем–нибудь отличается от нашего с вами вывода? (нет)
- Я в очередной раз горжусь вашими успехами и не устаю говорить: вы мои маленькие ученые.
VI. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи
1. Образуем новые слова, используя сочетания чк, чн, нч, щн.
Слайд27
- О чем нам нужно помнить при написании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, ЩН? (Слова с этими буквосочетаниями пишутся без мягкого знака)
- На минутке отдыха будут звучать различные слова.
Если звучит слово с буквосочетанием
ЧК - вы поднимаете руки вверх, потягиваясь.
Если с ЧН, то разводите руки в стороны как можно дальше.
Если вы услышите слово с буквосочетанием ЩН – ставите руки на пояс.
Внучка, точный, мощная, ручка, речной, хищник, срочный, птичка, кирпичный.
- Почему не нужно писать мягкий знак в сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН?
2. - А теперь я проверю, насколько вы внимательны. У вас на столах карточки. В предложенном наборе букв вам нужно найти слова. Посоветуйтесь с соседом, подчеркните найденные слова.
ЦБЬКОНЕЧНОДЬАСКУЧНОКД БИНАРОЧНОРАС
- Сейчас каждый выбирает для себя задание и выполняет его (задания записаны на карточках).
1. Запишите слова, подчеркните орфограмму.
2.Запишите слова, подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные двумя чертами, а буквы, обозначающие твёрдые согласные – одной чертой.
Проверка.
- Какие слова вы записали? Какую орфограмму подчеркнули?
- Дополнительное задание: разгадаем ребусы. Слайд28
- Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с [ЧН], хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о.
- Назовите орфограмму. (Сочетание чн пишется без ь)
- Какое правило используют при записи данных слов?
- А сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил.
И уж вовсе, не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!
- Какие слова встретились с сочетанием ЧН? (Конечно, нарочно, скучно) Запомните их произношение и правописание.
-Выполняем следующее задание самостоятельно. Слайд29
-Проверим работу. Слайд30
-А теперь играем и справляем ошибки. Слайд31
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какое открытие мы сделали сегодня на уроке? (ответы детей: ЧК, ЧН, ЩН пишутся без Ь)
- Вспомните, с какой трудностью мы столкнулись в начале урока?
- Как вы считаете, наш урок достиг цели, которую мы сформулировали вначале урока?
- А какими способами? (вместе, парами, самостоятельно)
- Что вам показалось важным на уроке?
- Ваши ожидания оправдались?
- Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.
VIII. Домашнее задание. Правило на с.
По выбору:
1) упр.178;
2) придумать и записать 10 слов с сочетаниями чк, чн, щн, нщ и выделить орфограммы;
3) cоставить и записать мини-текст, в котором будут слова с сочетаниями чк, чн, щн, нщ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.